Связь стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях

Автор: a*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить как стиль воспитания родителя влияет на полоролевую идентичность подростка
Гипотеза: между стилем воспитания родителя и полоролевой идентичностью подростка существует прямая связь.
Задачи:
Охарактеризовать понятия «стиль воспитания», «неполная семья», «полоролевая идентичность»
Выделить основные стили воспитания
Определить, какая существует связь между стилем воспитания родителя и полоролевой идентичностью мальчика – подростка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях……………………………………………5
1.1. Особенности стиля воспитания детей в неполной семье……………………5
1.2. Полоролевая идентичность подростков из неполных семей………………..9
1.3. Связь стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях……………………………..13
Выводы к разделу 1………………………………………………………………..19
2. Практическое исследование связи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях..20
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………20
2.2 Обработка и анализ результатов исследования………………………………21
Выводы к разделу 2………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Отсутствие  отца и интересующей информации о  нем сказывается на воспитании ребенка  самым неблагоприятным образом. Однако возможны и иные случаи. Ученые, например, отмечают, что ребенок, воспитывающийся  одинокой матерью, как правило, взрослеет быстрее, чем ребенок, растущий в полной семье. Но быстрое взросление возможно только у тех детей, чьи психические потребности (в заботе, в учении и в эмоциональном самоутверждении) на соответствующих этапах развития ребенка нашли полное удовлетворение (демократичный стиль). Потребность в социальной ориентации становится проблематичной. Но и здесь, как показывают наблюдения психологов, для одинокой матери не все потеряно. Если ребенок эмоционально развит, если у него установились правильные отношения с матерью, если в нем сведен до минимума комплекс утраченного отца, есть надежда, что он не растеряется при знакомстве с лицом противоположного пола.

     Однако  не следует забывать, что для мальчика, воспитывающегося матерью, проблематично  ознакомление с социальной ролью мужчины и установление собственной половой идентичности. Одну из главных причин подобного явления во внебрачных семьях, состоящих из матерей и сына, специалисты видят в неправильном поведении матери, которая не учитывает отсутствие у сына реального образца мужского поведения в семье. Поэтому вероятно появления у таких мальчиков не только деформация личностных черт, но и отклонений в поведении и нарушений психического здоровья [8].

     Нарушение процесса поло-ролевой идентификации  вследствие отсутствия мужчины в семьях одиноких матерей может привести к развитию у мальчиков гомосексуализма. У юношей, отличающихся феминным (женственным) поведением, во взрослой жизни возможны несколько вариантов. Самый благополучный из них: скромный «женственный» юноша с мягким и покладистым характером встречает волевую, сильную женщину, иногда старше себя. Они создают гармоничную семью. Он с удовольствием выполняет в доме обычную женскую работу. Но гораздо чаще такие молодые люди несчастливы в семейной жизни. Преимущественно женское окружение и воспитание в детстве накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Такие мужчины избирают не просто подчиненное положение в семье, когда глава семьи жена, но и утрированно женский тип поведения – страдательный.

     В.С. Мухин отмечает, что для мальчиков важно само присутствие родителей обоего пола. Этот факт доказывает то, что мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшие замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение, проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерей [25].

     Дети  лучше приспосабливаются к повторному браку своих родителей, будучи совсем маленькими или в юношеском возрасте, чем в подростковом. Исследования показали, что наиболее остро пережевали изменения в составе семьи  в возрасте от 9 до 13 лет. Положение осложнялось, если обе стороны, вступившие в брак, привели в новую семью собственных детей.

     Таким образом, мальчики разного возраста, воспитываясь в неполной семье, могут  столкнуться с определенного  рода трудностями. Подростки из неполных семей испытывают трудности в установлении отношений с противоположным полом. Мальчики из неполных семей воспринимают сверстниц сообразно образу матери, сравнивая их, наблюдаются трудности с принятием образа девочки опосредованно от образа матери, которая зачастую является идеалом.

     Значимой  сферой установления нормальных и комфортных отношений с противоположным  полом  являются представления о  мужественности, женственности, представления  о мужской и женской ролях  поведения в обществе. В случае неполноты семьи такие представления формируются с трудностями, так как нет образца, по которому могли бы быть усвоены эти понятия. Поэтому во взрослую жизнь такие подростки выходят с искаженным восприятием реальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  к разделу 1 

     Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его "жесткости-мягкости" стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

     Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.

     Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу.

     Непoлнaя  семья - группa ближaйших рoдственникoв, сoстoящaя из oднoгo рoдителя с oдним или нескoлькими несoвершеннoлетними детьми.

     Вoзникaет в силу рaзных причин: рoждения ребенкa вне брaкa, смерти oднoгo из рoдителей, рaстoржения брaкa либo рaздельнoгo прoживaния  рoдителей.

     Рaзличaют oтцoвскую и мaтеринскую семьи. Пoследние сoстaвляют aбсoлютнoе бoльшинствo среди непoлных семей.

     В условиях современной действительности неполная семья в большинстве  случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. 
 
 

2. Практическое исследование связи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях 

2.1 Организация и методы исследования 

    Исследование  было проведено с помощью методик  С.Бэм, РОД и FPI.

      Методы  исследования были направлены на установление святи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях.

      В исследовании приняло участие 34 мальчика (N = 34) от 12 до 14 лет из неполных семей.

     Методика  С. БЕМ. Методика была предложена Сандрой  Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.

     Маскулинность - к типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.

     Фемининность - к типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.

     Андрогинность - в соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо.

     Методика  РОД (родителей оцнвают дети). Предлагаемый опросник изучает мнение подростков (старше 12 лет) о взаимоотношениях с родителями.

     Опросник  FPI предназначен для диагностики психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения, содержит 12 шкал: шкала I (невротичность), шкала II (спонтанная агрессивность), шкала III (депрессивность), шкала IV (раздражительность), шкала V (общительность), шкала VI (уравновешенность), шкала VII (реактивная агрессивность), шкала VIII (застенчивость), шкала IX (открытость), шкала Х (экстраверсия – интроверсия), шкала XI (эмоциональная лабильность), шкала XII (маскулинизм – феминизм). 

2. 2. Обработка и анализ результатов исследования 

     На  первом этапе исследования взаимосвязи  стиля семейного воспитания и  полоролевой идентичности была проведена  методика С. Бем, исследование маскулинности - феминности личности. Результаты исследования представлены в таблице ниже. 

     Таблица 1. Средние показатели по методике С. Бем

  Степень выраженности в выборке
низкая средняя высокая
Маскулинность (10 чел.)

29,4 %

3 чел.

30 %

5 чел.

50 %

2 чел.

20 %

Феминность (6 чел.)

17,6 %

3 чел.

50 %

2 чел.

33,4 %

1 чел.

16,6 %

Андрогинность (18 чел.)

53 %

10 чел.

55,6 %

5 чел.

27,8  %

3 чел.

16,6 %

 

     Как видно из таблицы 1, мальчиками не до конца осознается их социальная роль. Большую часть испытуемых можно отнести к андрогинному типу личности (53 %), однако с низкой степенью выраженности в выборке – 55,6 %. К маскулинному типу относится 29,4 % (из них с ярко выраженной маскулинностью – 20 %). К феминному – 17,6 % (с ярко выраженной феминностью – 16,6 %).

     На  втором этапе исследования была  проведена методика РОД (родителей оценивают дети).

     Для авторитарного стиля семейного воспитания характерны следующие типы взаимоотношений:

  • доминирующая гиперпротекция;
  • чрезмерность требований – обязанностей;
  • чрезмерность требований – запретов;
  • строгость санкций;
  • моральная ответственность;
  • проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств.

   Для демократического стиля воспитания характерно усреднённое значение по шкалам:

  • гиперпротекция;
  • наличие требований – обязанностей;
  • наличие требований – запретов.

   Для попустительского стиля:

  • гипопротекция;
  • игнорирование потребностей ребёнка;
  • недостаточность требований – обязанностей;
  • недостаточность требований – запретов;
  • минимальность санкций.

     Данные  по опроснику РОД представлены в  таблице 2. 

Таблица 2. Средние показатели по методике РОД

Стиль воспитания Шкалы Результат
Авторитарный Г+, Т+, З+, С+, ПНК 9 чел.

26,5 %

Демократический Усредненные Г, Т, З 11 чел.

32,3 %

Попустительский Г-, У-, Т-, З-, С- 14 чел.

41,2 %

 

     На  основании этого было установлено, что в 26,5 % неполных семей преобладает авторитарный стиль семейного воспитания: родитель ограничивает самостоятельность ребенка, не считает нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.

Информация о работе Связь стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях