Автор: a*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:53, курсовая работа
Цель: определить как стиль воспитания родителя влияет на полоролевую идентичность подростка
Гипотеза: между стилем воспитания родителя и полоролевой идентичностью подростка существует прямая связь.
Задачи:
Охарактеризовать понятия «стиль воспитания», «неполная семья», «полоролевая идентичность»
Выделить основные стили воспитания
Определить, какая существует связь между стилем воспитания родителя и полоролевой идентичностью мальчика – подростка.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях……………………………………………5
1.1. Особенности стиля воспитания детей в неполной семье……………………5
1.2. Полоролевая идентичность подростков из неполных семей………………..9
1.3. Связь стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях……………………………..13
Выводы к разделу 1………………………………………………………………..19
2. Практическое исследование связи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях..20
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………20
2.2 Обработка и анализ результатов исследования………………………………21
Выводы к разделу 2………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………
Отсутствие отца и интересующей информации о нем сказывается на воспитании ребенка самым неблагоприятным образом. Однако возможны и иные случаи. Ученые, например, отмечают, что ребенок, воспитывающийся одинокой матерью, как правило, взрослеет быстрее, чем ребенок, растущий в полной семье. Но быстрое взросление возможно только у тех детей, чьи психические потребности (в заботе, в учении и в эмоциональном самоутверждении) на соответствующих этапах развития ребенка нашли полное удовлетворение (демократичный стиль). Потребность в социальной ориентации становится проблематичной. Но и здесь, как показывают наблюдения психологов, для одинокой матери не все потеряно. Если ребенок эмоционально развит, если у него установились правильные отношения с матерью, если в нем сведен до минимума комплекс утраченного отца, есть надежда, что он не растеряется при знакомстве с лицом противоположного пола.
Однако не следует забывать, что для мальчика, воспитывающегося матерью, проблематично ознакомление с социальной ролью мужчины и установление собственной половой идентичности. Одну из главных причин подобного явления во внебрачных семьях, состоящих из матерей и сына, специалисты видят в неправильном поведении матери, которая не учитывает отсутствие у сына реального образца мужского поведения в семье. Поэтому вероятно появления у таких мальчиков не только деформация личностных черт, но и отклонений в поведении и нарушений психического здоровья [8].
Нарушение процесса поло-ролевой идентификации вследствие отсутствия мужчины в семьях одиноких матерей может привести к развитию у мальчиков гомосексуализма. У юношей, отличающихся феминным (женственным) поведением, во взрослой жизни возможны несколько вариантов. Самый благополучный из них: скромный «женственный» юноша с мягким и покладистым характером встречает волевую, сильную женщину, иногда старше себя. Они создают гармоничную семью. Он с удовольствием выполняет в доме обычную женскую работу. Но гораздо чаще такие молодые люди несчастливы в семейной жизни. Преимущественно женское окружение и воспитание в детстве накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Такие мужчины избирают не просто подчиненное положение в семье, когда глава семьи жена, но и утрированно женский тип поведения – страдательный.
В.С. Мухин отмечает, что для мальчиков важно само присутствие родителей обоего пола. Этот факт доказывает то, что мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшие замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение, проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерей [25].
Дети
лучше приспосабливаются к
Таким образом, мальчики разного возраста, воспитываясь в неполной семье, могут столкнуться с определенного рода трудностями. Подростки из неполных семей испытывают трудности в установлении отношений с противоположным полом. Мальчики из неполных семей воспринимают сверстниц сообразно образу матери, сравнивая их, наблюдаются трудности с принятием образа девочки опосредованно от образа матери, которая зачастую является идеалом.
Значимой
сферой установления нормальных и комфортных
отношений с противоположным
полом являются представления о
мужественности, женственности, представления
о мужской и женской ролях
поведения в обществе. В случае
неполноты семьи такие представления
формируются с трудностями, так как нет
образца, по которому могли бы быть усвоены
эти понятия. Поэтому во взрослую жизнь
такие подростки выходят с искаженным
восприятием реальных взаимоотношений
между мужчиной и женщиной.
Выводы
к разделу 1
Важнейшей
характеристикой семейного
Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.
Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.
В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу.
Непoлнaя семья - группa ближaйших рoдственникoв, сoстoящaя из oднoгo рoдителя с oдним или нескoлькими несoвершеннoлетними детьми.
Вoзникaет в силу рaзных причин: рoждения ребенкa вне брaкa, смерти oднoгo из рoдителей, рaстoржения брaкa либo рaздельнoгo прoживaния рoдителей.
Рaзличaют oтцoвскую и мaтеринскую семьи. Пoследние сoстaвляют aбсoлютнoе бoльшинствo среди непoлных семей.
В
условиях современной действительности
неполная семья в большинстве
случаев состоит из матери с ребенком
или несколькими детьми, то есть
является по сути материнской.
2.
Практическое исследование
связи стиля воспитания и полоролевой
идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся
в неполных семьях
2.1 Организация
и методы исследования
Исследование было проведено с помощью методик С.Бэм, РОД и FPI.
Методы исследования были направлены на установление святи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях.
В исследовании приняло участие 34 мальчика (N = 34) от 12 до 14 лет из неполных семей.
Методика С. БЕМ. Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.
Маскулинность - к типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.
Фемининность - к типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.
Андрогинность - в соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо.
Методика РОД (родителей оцнвают дети). Предлагаемый опросник изучает мнение подростков (старше 12 лет) о взаимоотношениях с родителями.
Опросник
FPI предназначен для диагностики психических
состояний и свойств личности, которые
имеют первостепенное значение для процесса
социальной, профессиональной адаптации
и регуляции поведения, содержит 12 шкал:
шкала I (невротичность), шкала II (спонтанная
агрессивность), шкала III (депрессивность),
шкала IV (раздражительность), шкала V (общительность),
шкала VI (уравновешенность), шкала VII (реактивная
агрессивность), шкала VIII (застенчивость),
шкала IX (открытость), шкала Х (экстраверсия
– интроверсия), шкала XI (эмоциональная
лабильность), шкала XII (маскулинизм –
феминизм).
2. 2. Обработка
и анализ результатов исследования
На
первом этапе исследования взаимосвязи
стиля семейного воспитания и
полоролевой идентичности была проведена
методика С. Бем, исследование маскулинности
- феминности личности. Результаты исследования
представлены в таблице ниже.
Таблица 1. Средние показатели по методике С. Бем
Степень выраженности в выборке | |||
низкая | средняя | высокая | |
Маскулинность
(10 чел.)
29,4 % |
3 чел.
30 % |
5 чел.
50 % |
2 чел.
20 % |
Феминность
(6 чел.)
17,6 % |
3 чел.
50 % |
2 чел.
33,4 % |
1 чел.
16,6 % |
Андрогинность
(18 чел.)
53 % |
10 чел.
55,6 % |
5 чел.
27,8 % |
3 чел.
16,6 % |
Как видно из таблицы 1, мальчиками не до конца осознается их социальная роль. Большую часть испытуемых можно отнести к андрогинному типу личности (53 %), однако с низкой степенью выраженности в выборке – 55,6 %. К маскулинному типу относится 29,4 % (из них с ярко выраженной маскулинностью – 20 %). К феминному – 17,6 % (с ярко выраженной феминностью – 16,6 %).
На втором этапе исследования была проведена методика РОД (родителей оценивают дети).
Для авторитарного стиля семейного воспитания характерны следующие типы взаимоотношений:
Для демократического стиля воспитания характерно усреднённое значение по шкалам:
Для попустительского стиля:
Данные
по опроснику РОД представлены в
таблице 2.
Таблица 2. Средние показатели по методике РОД
Стиль воспитания | Шкалы | Результат |
Авторитарный | Г+, Т+, З+, С+, ПНК | 9 чел.
26,5 % |
Демократический | Усредненные Г, Т, З | 11 чел.
32,3 % |
Попустительский | Г-, У-, Т-, З-, С- | 14 чел.
41,2 % |
На основании этого было установлено, что в 26,5 % неполных семей преобладает авторитарный стиль семейного воспитания: родитель ограничивает самостоятельность ребенка, не считает нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.