Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 20:59, реферат
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний.
Введение……………………………………………………………………… 2
1. Сущность и виды воображения………………………………………….. 2
2. Функции воображения и его развитие…………………………………... 5
Заключение…………………………………………………………………… 8
Список литературы…………………………………………………………... 10
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
2 |
1. Сущность и виды воображения………………………………………….. | 2 |
2. Функции воображения и его развитие…………………………………... | 5 |
Заключение…………………………………………………… |
8 |
Список
литературы…………………………………………………… |
10 |
Введение
Воображение
является особой формой человеческой
психики, стоящей отдельно от остальных
психических процессов и вместе
с тем занимающей промежуточное
положение между восприятием, мышлением
и памятью. Специфичность данной
формы психического процесса заключается
в том, что воображение, вероятно, характерно
только для человека и странным образом
связано с деятельностью организма, будучи
в то же самое время самым "психическим"
из всех психических процессов и состояний.
Специфика этого процесса состоит в том,
что воображение как идеальный процесс
рождает идеальное - образ, представляющий
собой нечто такое, чего в реальной действительности
не существует. Воображение, по - видимому,
характерно только для человека, во всяком
случае, нет убедительных доказательств
его наличия у животных. Последнее означает,
что ни в чем другом, кроме воображения,
не проявляется идеальный и загадочный
характер психики. Можно предполагать,
что именно воображение, желание его понять
и объяснить привлекло внимание к психическим
явлениям в древности, поддерживало и
продолжает его стимулировать в наши дни.
Однако феномен воображения остается
загадочным и сейчас. Человечеству до
сих пор почти ничего не известно именно
о механизме воображения, в том числе о
его анатомо-физиологической основе. Вопросы
о том, где в мозгу человека локализовано
воображение, с работой каких известных
нам нервных структур оно связано, сегодня
еще не разгаданы. По крайней мере, об этом
мы можем сказать гораздо меньше, чем,
например, об ощущениях, восприятии, внимании
и памяти, которые изучены в достаточной
степени.
1. Сущность и виды воображения
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны. От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой. Воображение может быть четырех основных видов
1. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
3. Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
4. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности. В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяет реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.
Кроме
того, творческий процесс, начинаясь, как
правило, с волевого усилия, т.е. с акта
воображения, постепенно настолько захватывает
автора, что воображение становится спонтанным,
и уже не он творит образы, а образы владеют
и управляют художником, и он подчиняется
их логике. Работа человеческого воображения
не ограничивается литературой и искусством.
В не меньшей степени она проявляется
в научном, техническом, других видах творчества.
Во всех этих случаях фантазия как разновидность
воображения играет положительную роль.
Но есть и другие виды воображения – сновидения,
галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения
можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных
форм воображения. Их подлинная роль в
жизни человека до сих пор не установлена,
хотя известно, что в сновидениях человека
находят выражение и удовлетворение многие
жизненно важные потребности, которые
в силу ряда причин не могут получить реализации
в реальной жизни. Галлюцинациями называют
фантастические видения, не имеющие, по-видимому,
почти никакой связи с окружающей человека
действительностью. Обычно галлюцинации
являются результатом тех или иных нарушений
психики или работы организма и сопровождают
многие болезненные состояния. Грезы в
отличие от галлюцинаций являются вполне
нормальным психическим состоянием, которое
представляет собой фантазию, связанную
с желанием, чаще всего несколько идеализируемым
будущим. Мечта от грезы отличается тем,
что она несколько более реалистична и
в большей степени связана с действительностью,
то есть в принципе осуществима. Грезы
и мечты у человека занимают довольно
большую часть времени, особенно в юности.
Для большинства людей мечты являются
приятными думами о будущем. У некоторых
встречаются и тревожные видения, порождающие
чувства беспокойства, вины, агрессивности.
2. Функции воображения и его развитие
В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.
Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Так, инженер придумывая новую машину, сначала создаёт её в своём воображении и только затем строит её, дополняя ею соответственно мир существующих материальных вещей. Художник, задумывая картину и воплощая её в своём рисунке или на полотне, также дополняет представление людей о мире том, что придумано им и изображено на картине. То же самое делают представители творческих профессий. Благодаря их воображению за тысячелетия существования людей совершенно был создан новый мир - мир человеческой материальной и духовной культуры.
Вторая
функция воображения связана
с саморегуляцией поведения, психических
процессов и состояний
Третья функция воображения состоит в формировании с его помощью внутреннего плана действий, то есть способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами. Например, ребёнок, который научился решать задачи с помощью действий с реальными материальными предметами, на следующем этапе развития своего мышления может научиться решать задачи, действуя в уме только с образами соответствующих предметов. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно - образном мышлении человека и в его развитии. В элементарной форме этот вид мышления встречается у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах - у взрослых людей, которым по роду своей профессиональной деятельности приходится решать довольно сложные задачи с помощью образного мышления. Это, например, дизайнеры и художники, писатели и актёры, политики и инженеры.
Четвёртая
функция воображения - это программирование
будущего поведения человека. Она
реализуется в мысленном
Пятую
функцию воображения можно
Однако главная функция воображения - это его участие в творческом процессе. Рассмотрим некоторые примеры проявления данной функции, связанные как с репродуктивным, так и с продуктивным воображением.
Репродуктивное воображения художников наиболее полно реализовано в том направлении искусства, которое получило название “реализм”. Работы художников - демократов второй половины XIX в. являли собой поиски формы, максимально приближённой к действительности, то есть в основном копировали эту действительность.
Продуктивное воображения стало проявляться в работах художников ХХ столетия. Такие направления в искусстве, как абстракционизм, импрессионизм и экспрессионизм, и многие другие, возникшие ещё в прошлом веке, по содержанию изображаемого уже были далеки от реальной действительности. Абстракционизм в образной форме пытался представить идею, или мысль, импрессионизм - впечатление, производимое на художника окружающим миром, а экспрессионизм - его собственные эмоциональные переживания. Каждый из новых видов искусства представлял уже не столько то, что имеется в психике творящего своё произведение человек, в частности в его воображении. Например, знаменитое полуабстрактное полотно П. Пикассо “Герника” - это отнюдь не хаотическое нагромождение геометризированных фигур, тел людей или их частей, а прежде всего образное отражение в сознании художника известных трагических событий, предшествовавших началу Второй мировой войны в Испании 1936 - 1939 гг. Если, следуя ассоцианистическому принципу анализа продуктов воображения, рассматривать и пытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за её абстрактной формой утратиться её же реальное содержание. Если смотреть на картину в целом как воплощение идеи, то за абстрактной формой каждой отдельной детали откроется глубокий смысл и, вероятнее всего, какой - то конкретный образ, связанный с соответствующими событиями.
С использованием
продуктивного воображения в
искусстве мы встречаемся в тех
случаях, когда воссоздание