Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 20:59, реферат
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний.
Введение……………………………………………………………………… 2
1. Сущность и виды воображения………………………………………….. 2
2. Функции воображения и его развитие…………………………………... 5
Заключение…………………………………………………………………… 8
Список литературы…………………………………………………………... 10
Существуют индивидуальные и типологические особенности воображения, связанные со спецификой восприятия, внимания, памяти и мышления. У одних людей преобладает конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне проявляется в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких людей говорят, что они обладают художественным типом мышления. Этот тип мышления, по предположению, связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к мысленным фантазиям, оперированию абстракциями, символами, несущие в себе определённую идею, понятиями. Об этих людях говорят как об обладающих абстрактным воображением, и предполагается, что в их психике доминирует левое полушарие мозга.
Воображение выступает как своеобразное отражение свойств личности, психологического состояния или настроя человека. Этот факт, реализуя психодиагностическую функцию воображения, активно используется при создании проективных личностных тестах. Такими, например, являются Тематический апперцептивный тест (ТАТ) г. Мюррея, Тест чернильных пятен Г. Роршаха и ряд др. В ТАТ испытуемый сочиняет рассказы по сюжетно - неопределённым картинкам, а в Тесте чернильных пятен - интерпретирует симметричные бесформенные чернильные пятна, пытаясь “увидеть” в них что-либо осмысленное.
Возникновении образов фантазии - это результат деятельности мозга человека. Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий.
Физиологическую основу памяти составляет замыкание временных нервных связей и их последующая актуализация (возобновление, растормаживание). Если в процессе памяти замкнувшаяся связь в дальнейшем возобновляется, то в процессе воображения образовавшиеся в течении жизни человека системы связей как бы распадаются (диссоциируются) и объединяются в новые системы.
Это объединение становится возможным в результате возникновения в коре мозга достаточно сильного очага возбуждения, вызванного пробуждением потребности или каким-либо непосредственным впечатлением. Таким образом, у фантазирующего человека, говоря упрощённо, группы нервных клеток связываются по - новому. От этого зависит характерная новизна образов фантазии по сравнению с образами памяти и в то же время частичное совпадение их.
Воображение, как сказано, является функцией коры головного больших полушарий. Вместе с тем сложность структуры воображения и его связь с эмоциями даёт основания предполагать, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и более глубоко залегающих отделах мозга. Исследования последних лет подтверждают это предположение. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие, вместе с корой больших полушарий, в формировании образов фантазии и их включении в процессы деятельности, является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушарии головного мозга).
Экспериментально
выяснено: при повреждении
Заключение.
Подводя
итог данной контрольной работы, следует
подчеркнуть, что воображение является
основной двигательной силой творческого
процесса человека и играет огромную роль
во всей его жизни. Это происходит потому,
что вся жизнедеятельность в той или иной
степени связана с творчеством, начиная
от приготовления пищи дома до создания
литературных произведений или изобретательства.
Без творческого подхода тяжело решить
какую-либо задачу, и поэтому творческие
способности необходимо развивать у человека
с раннего детства. Основная роль в плане
осуществления развития творческих способностей
ребенка принадлежит, в первую очередь,
его родителям, которые не должны упускать
времени и заниматься с ребенком постоянно.
Учебные заведения также играют важнейшую
роль в развитии воображения и творческих
способностей человека. От того, насколько
профессионально учителя и преподаватели
относятся к своему делу, насколько правильно
и интересно для ребенка разработана программа
обучения, зависит уровень развития конкретного
ребенка и, в конечном итоге, весь человеческий
потенциал государства.
Список
использованной литературы:
1. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М., 1977.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 496 с.
3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 376 с.
4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
5. Коршунова
Л.С., Пружинин Б.И. Воображение
и рациональность. Опыт методологического
анализа познавательной
6. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
7. Основи психології: Підручник / За загал. Ред. О.В.Киричука, В.А.Роменця. – К.: Либідь, 1995. – 632 с. 8. Романець В.А. Психологія творчості. – К., 1971. 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., 1989.