Суицидального поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить взаимосвязь между суицидальным поведением подростков и психологическими качествами личности.

Задачи исследования:

-рассмотреть теоретические основы суицидального поведения;

- изучить причины самоубийства у подростков;

- выявить связь между психологическими качествами личности и совершаемым им суицидальным поступком;

-рассмотреть методики работы с суицидальными подростками;

-провести исследование по одному из методов;

Содержание

Введение.

Глава 1. Теоретические основы исследования суицидального поведения.

1.Основные концепции причин суицидального поведения.
2.Причины суицидального поведения у подростков.
Глава 2. Исследование суицидального поведения подростков.

1.Методы исследования суицидального поведения подростков.
2.Исследование суицидального поведения подростков.
3.Профилактика суицидального поведения подростков.
Заключение.

Библиография.

Работа содержит 1 файл

даша психология курсовая.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

19.  Оценивать.

20.  Консультироваться.

21.  Принимать оценку.

22.  Получать обратную связь, поддержку.

23.  Проявлять бдительность.

24.  Отказываться.

Понятно, что  использование того или иного  приема («маневра») прежде всего определяется особенностями контакта с суицидентом, его желанием «выплеснуть» на собеседника сохраняющийся эмоциональный заряд или, наоборот, «не пустить в душу» постороннего. Поэтому конкретные руководства и рекомендации по интервьюированию суицидального пациента, если они включают строго структурированные схемы и положения, вряд ли могут быть информативными, если их рассматривать как непосредственную инструкцию к работе с суицидентом. Среди этих приемов, направленных на улучшение контакта и получение необходимой информации, а также на усиление психотерапевтического воздействия клинико-суицидологического интервью, можно упомянуть следующее.Для понимания случившегося в первую очередь необходимо своеобразное структурирование (оформление) ситуации, включающее четкое представление о характере конфликта и особенностях суицидального поведения. Необходимость структурирования определяется не только важностью получения определенной информации врачом. Нередко углубленное понимание ситуации, ее дополнительная проработка самим суицидентом выступает и как важнейшая предпосылка контакта и психотерапевтического воздействия. Естественно, что врач здесь может (и обязан) существенно помочь пациенту в уточнении формулировок, вербализации переживаний, носящих характер заявлений, показывающих скорее эмоциональное отношение к происходящему, нежели четкое понимание причинно-следственных связей.

Уточнение формулировок, отражающих социально-психологическую  ситуацию и характер реагирования на нее пациента, помогает в осмысливании ситуации и создает почву для  получения необходимой информации о суицидальном поведении и для дальнейшей психотерапевтической работы. Наряду с вербализацией, существенное значение имеет установление последовательности событий и вычленение из сообщаемых пациентом сведений наиболее значимых элементов, подчеркивание в них эмоциональной или смысловой составляющей. И та и другая составляющие информации, сообщаемой пациентом, при акцентировании на них внимания могут существенно помочь в установлении эмпатического контакта или в осмысливании ситуации.

Понятно, что  своеобразное отражение эмоций здесь  важно не просто с точки зрения проявления эмпатии, оно и может быть основой для обнаружения суицидальных тенденций. «Чувствую, как вам было тяжело, когда вы убедились окончательно в его измене (уходе) и проч. В этой ситуации у людей нередко возникают мысли о том, а стоит ли жить дальше. А у вас?» В установлении необходимого контакта помогает множество самых простых и испытанных психотерапевтических приемов. Это и повторение отдельных высказываний пациента, и уточнение некоторых моментов сообщаемой информации, и специальные паузы, дающие возможность суициденту проявлять активность. Эти приемы показывают суициденту, что врач не просто отстраненно понимает случившееся, а активно сопереживает. Сами по себе приемы могут стимулировать человека, покушавшегося на самоубийство, на обдумывание различных (в том числе альтернативных) вариантов его ответа на неблагоприятную социально-психологическую ситуацию.

Нередко именно первый терапевтический контакт  оказывается и наиболее информативным  для суицидологического анализа, и несущим наибольший психотерапевтический потенциал. В определенной мере как информационное, так и психотерапевтическое значение первого контакта с суицидентом связаны со своеобразным катарсическим воздействием факта неожиданного спасения после покушения на самоубийство, даже несмотря на сохранение психотравмирующей ситуации.

К сожалению, далеко не всегда суицидент при первом терапевтическом  контакте стремится полностью раскрыть характер своих переживаний, связанных  с суицидом, в отдельных случаях  может отрицать желание покончить с собой (несмотря на очевидность этого), а иногда просто отказывается от какого-либо обсуждения темы самоубийства. Естественно, это не только право пациента на закрытость своих переживаний (автономность), ной вполне понятная и возможная реакция на произошедшее. В этом случае путь к раскрытию суицидоопасных переживаний лежит через своеобразные обходные зоны контакта. Врач задает суициденту вопросы о самочувствии и соматическом состоянии, в ряду которых вполне логичным является и выяснение причин и обстоятельств, связанных с ухудшением здоровья.

Еще один путь к  раскрытию характера и обстоятельств  суицида лежит через выявление  и уточнение характера психопатологических  переживаний, обнаруживаемых в процессе интервью. Выяснение времени их начала и отношение к ним, влияние психопатологических феноменов на поведение (включая и аутоагрессивное) позволяют постепенно подвести пациента к рассказу о покушении на самоубийство. Это может относиться и к выявляемым бредовым переживаниям, галлюцинациям (здесь существенно их влияние: «замучили» или непосредственно «приказали»), и к различного рода мучительным соматопсихическим переживаниям (это и сенестопатии, и «витальная тоска», и множество деперсонализационных и других психопатологических феноменов).

Достаточно простой  и логичный вариант «обходного пути»  к раскрытию суицидального поведения  — это беседа о социально-психологической  ситуации, предшествующей госпитализации в стационар или консультации специалиста. Далеко не всегда врач имеет  исчерпывающую информацию о жизни суицидента. Но, если он оказался осведомленным о случившемся (близкие успевают встретиться с врачом раньше пациента), важно не просто выслушать «правду» другой стороны, но, прежде всего, раскрыть характер эмоциональных переживаний, а также «проявить» в процессе беседы суицидальные тенденции, выявляющиеся как «логическое следствие» из субъективно непереносимой ситуации.

2.2 Исследование суицидального  поведения подростков.

В ходе данной работы мы провели анализ человека совершившего суицидный акт. Назовём её девушка "N". Девушке N шестнадцать лет, она учится в общеобразовательной школе №124 Красноармейского района города Волгограда в 10 классе. В августе этого года она совершила суицид. В раннем детстве N потеряла мать, ещё раньше отца, и осталась на попечительство бабушки. Та пыталась дать внучке всю заботу и любовь, укрыть от плохого, тем самым ограничивая её практически во всех желаниях, которые могут возникнуть у подростка. Со временем N стала вести себя импульсивней и стараться доказать бабушке, что уже взрослая и может сама о себе позаботиться.

В тот день N не вернулась домой, а осталась ночевать у подруги, не оповестив бабушку. На звонки она не отвечала, а после и вовсе отключила телефон. Бабушка не спала всё ночь, искала её у друзей и знакомых. На утро девочка вернулась как ни в чём не бывало домой. Произошёл скандал. Женщина кричала и ругалась на неё. Говорила что она безответственная и глупая в итоге N заплакала и выбежала на балкон. Разбив рукой на балконное стекло, она схватила осколок и несколько раз порезала себе руку с тыльной стороны. Бабушка вызвала скорую. Медики обработав рану стали расспрашивать N как этот случилось и почему. N ответила, что она сама уже может решать что нужно делать, а что нет. Бригада скорой помощи вызвала врачей из психиатрической больницы.

Когда я увидела  N после выписки из психиатрической лечебницы, она совершенно поменялась. Все её эмоции ушли, она была всё время спокойная, мало говорила, не смеялась и даже как ни странно перестала заниматься своим любимым хобби. В наших разговорах она постоянно повторяла одну и туже фразу: " никогда больше так не сделаю! Я здорова! Не хочу лежать в больнице!"

Во врем своей  исследовательской работы мы провели  с N несколько бесед и тестов, чтобы выявить её психологическое состояние на сегодняшний день.

Для этого я  использовала тест Люшера. Тест Люшера основан на экспериментально  установленной  зависимости между предпочтением человеком  определенных цветов  (оттенков)  и  его текущим психологическим состоянием. 
Из имеющихся в арсенале психологов прожективных тестов  только тест швейцарского психолога  М.Люшера за короткое время /10 мин/ может дать столь  глубокую  и  обширную,  свободную  от   сознательного  контроля испытуемого характеристику его внутренних диспозиций. Применение теста не ограничивается ни интеллектуальными, ни языковыми,  ни  возрастными рамками, ни  состоянием,  в  котором  находится испытуемый. Тест тонко работает даже с дальтониками и теми,  кто,  как  им  кажется, выбирает нарочно не то, что им нравится. [http://tests.kulichki.com/cgi-bin/lusher.cgi]

Затем я воспользовалась методикой  выявления перспективной жизненной  стратегии. Основу работы составляет беседа в ходе которой испытуемому предлагается два списка ценностей по 18 в каждом.  

1) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться (ценности - цели);

2) инструментальные - убеждения в том, что какой-то  образ действий или свойство  личности является предпочтительным  в любой ситуации (ценности - средства).

Респонденту последовательно  предъявляются оба списка, выполненных  машинописным текстом на отдельных  карточках размером 12х5 см (по одной  ценности на каждой). Карточки должны предъявляться  таким образом, чтобы респондент мог охватить взглядом все сразу, т.е. 18 штук. Вначале предъявляется набор терминальных ценностей, затем - инструментальных.

Терминальные  ценности:

- активная деятельная  жизнь (полнота и эмоциональная  насыщенность жизни);

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом);

- здоровье (физическое  и психическое);

-интересная  работа;

- красота природы  и искусства (переживание прекрасного  в природе и искусстве);

- любовь (духовная  и физическая близость с любимым  человеком);

-материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

-наличие хороших  и верных друзей;

-общественное  признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей);

-познание (возможность  расширения своего образования,  кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

-продуктивная  жизнь (максимальное использование  своих возможностей, сил и способностей);

-развитие (работа  над собой, постоянное физическое  и духовное совершенствование);

-развлечения  (приятное, необременительное времяпрепровождения,  отсутствие обязанностей);

-свобода (самостоятельность,  независимость в суждениях и  поступках);

- счастливая  семейная жизнь;

-счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование  других людей, всего народа, человечества  в целом);

-творчество (возможность  творческой деятельности);

-уверенность  в себе (внутренняя гармония, свобода  от внутренних противоречий, сомнений).

Инструментальные  ценности:

-аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке  вещи, порядок в делах;

-воспитанность  (хорошие манеры);

- высокие запросы  (высокие требования к жизни и высокие притязания);

- жизнерадостность (чувство юмора);

-исполнительность (дисциплинированность);

-самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

- смелость в  отстаивании своего мнения, своих  взглядов;

- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

- терпимость (к  взглядам и мнениям других, умение  прощать другим их ошибки и  заблуждения);

- широта взглядов (умение понять чужую точку  зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

- честность (правдивость, искренность);

-эффективность  в делах (трудолюбие, продуктивность  в работе);

- чуткость (заботливость);

- независимость  (способность действовать самостоятельно, решительно);

- непримиримость  к недостаткам в себе и других;

- образованность (широта знаний, высокая общая культура);

- ответственность  (чувство долга, умение держать  слово);

- рационализм  (умение здраво и логично мыслить,  принимать обдуманные, рациональные  решения).

После того как  она прошла тест я подсчитала результаты последовательно задав себе несколько вопросов:

1)в какой степени  предложенные ценности значимы  для данного испытуемого;

2) каким образом  они ранжированы по мнению  испытуемого у безупречного во  всех отношениях человека, довольного  своей жизнью;

3)в какой степени  эти ценности реализованы у испытуемого в настоящий момент его жизни;

4)в какой степени  он хотел бы их реализовать  в ближайшем будущем в период  его военной службы, после службы  и т.д.[Ефремов В. С. Основы суицидологии ., изд-во «Диалект» ., 2004 . стр. 232]

В итоге всех проведённого мной анализа я получила следующие результаты.

Информация о работе Суицидального поведения