Суицидальное поведение в подростковом году

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Проблема суицида в подростковом возрасте
Общее представление о суициде как акте самоубийства. Ключевые факторы, способствующие суицидальному поведению. Специфические особенности и черты суицидального поведения детей и подростков. Главные мифы и факты о причинах подросткового самоубийства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...................3
Глава 1. Суицид как акт самоубийства……………………………………………..7
1.1.Общее представление о суициде…………………………………..….…7
1.2.Причины возникновения суицидальных намерений…………………11
Глава 2. Пубертатный суицид как социальное явление…………………………15
2.1.Суицидальное поведение детей и подростков……………………...…19
2.2.Мифы и факты о подростковом суициде…………………………..….23

Заключение……………………………………………………………………….…31
Список использованных источников……………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

     Признаками  эмоциональных нарушений являются: 

    • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
    • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); 
    • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
    • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
    • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствия;
    • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку; 
    • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; 
    • погруженность в размышления о смерти; 
    • отсутствие планов на будущее; 
    • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей. 

     5.Ситуационные факторы. Стрессовая ситуация делает людей более восприимчивы к самоубийству. В это время нечто происходит как внутри, так и вокруг них. В кризисных обстоятельствах они утрачивают все перспективы и ориентации, под угрозой оказывается их выживание. Прогнозы на будущее кажутся мрачными и безнадежными. Ситуации могут быть разные: хронические болезни, экономические неурядицы, смерть любимого человека, развод и семейные конфликты.

     Социологи рассматривают самоубийство как  барометр социального напряжения. Психологи  интерпретируют его как реакцию  давления на личность. Однако и те, и  другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-то одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида. 
 
 
 
 

       
 
 
 
 

Глава 2. Пубертатный суицид как социальное явление

2.1.Суицидальное  поведение детей  и подростков

      В науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это – подростковые самоубийства. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Подростки крайне неустойчивы в самооценке и при этом – большие максималисты; они постоянно сомневаются в своих знаниях и способностях, подвержены частым сменам настроения, тревожны. У них легко возникают страхи.

    Суицидальные  личности этой возрастной группы могут  быть адекватно приспособленными к  школе и полностью свободны от проблем, но в этом возрасте человек проходит хаотический кризис идентификации и/или борьбу за независимость. Хотя среди подростков часты попытки самоубийства, лишь немногие из них достигают своей цели. Однако процент самоубийств в этой группе возрастает. Обычной является цель повлиять на поведение другого человека, и лишь небольшое желание умереть. Подростки кончают с собой, даже если основная их цель – манипулирование и контроль над другими людьми и нежелание умирать.

    В суицидальных попытках подростков можно выделить следующие категории:

  • сигнал дистресса («Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи»);
  • попытка манипулировать другими (10-летняя девочка может принять большую дозу таблеток, чтобы заставить своего мальчика вернуться к ней);
  • попытка наказать других (возможно, сказать родителям «Вы пожалеете, когда я умру»);
  • манифестация умственного расстройства/попытка восстановить контакт с любимым человеком, который умер; реакция на отказ; в результате сверхсильного стыда или вины; избежать столкновения с чрезвычайно болезненной ситуацией;  и другие наркотики могут вызывать галлюцинации и переживания, которые приводят к попыткам самоубийства среди подростков (17).

      Основными мотивами суицидального поведения  детей и подростков являются:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • боязнь позора, нежелание извиниться;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста, угроза и вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера») (13).

    Особенности суицидального поведения подростков:

   1.  Недостаточно адекватная оценка  последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие о смерти возникает у детей между 2-3 годами. Для большинства она не является особо пугающим событием. В дошкольном возрасте дети воспринимают смерть как временное явление, подобно отъезду. Смерть близких осознается ребенком как результат его желаний или как следствие его «нехорошего» поведения. Это нередко приводит к чрезвычайно сильному чувству вины, что может стать травматичным опытом, который начнет влиять на всю последующую жизнь ребенка. Часто младшие школьники считают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом сказывается неопределенный эгоцентризм и магическое мышление. Они считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Для подростков смерть становится долее очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и т.п. Боле старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.

   2. Несерьезность, мимолетность и  незначительность (с точки зрения  взрослых) мотивов которыми дети  объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев детского и подросткового суицида.

   3. Наличие взаимосвязи попыток  самоубийства детей и подростков  с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

   4.  Депрессивные состояния, которые  в подростковом возрасте проявляются  иначе, чем у взрослых. Признаки депрессии у подростков:

  • печальное настроение;
  • чувство скуки;
  • чувство усталости;
  • нарушения сна;
  • соматические жалобы;
  • неусидчивость, беспокойство;
  • фиксация внимания на мелочах;
  • чрезвычайная эмоциональность;
  • замкнутость
  • рассеянность внимания;
  • агрессивное повеление;
  • демонстративное непослушание;
  • склонность к бунту;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • плохая успеваемость;
  • прогулы в школе (13).

     Каковы  основные факторы, способствующие попыткам суицида у подростков, и насколько  они сегодня существенны в нашем обществе? На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте – трудности, связанные с учебным заведением, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, представителями противоположного пола (19).

     Другими причинами суицидов в детском  и подростковом возрасте могут быть следующие:

   1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребенок думает, что все можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание смерти формируется не раньше 18 лет.

   2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без  родины и флага» чаще испытывает ощущение ненужности, депрессии.

   3.  Ранняя половая жизнь, приводящая  к ранним разочарованиям. При  этом возникает ситуация, по мнения  подростка, не совместимая с  представлением «как жить дальше»  (потеря любимого, наступление нежеланной  беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

   4. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

   5.  В подавляющем большинстве случаев  суицидальное поведение в возрасте  до 15 лет связано с реакцией  протеста, особенно частым источником  последних являются нарушенные  внутрисемейные, внутришкольные или  внутригрупповые взаимоотношения.

   6. Депрессия также является одной  из причин, приводящих подростка  к суицидальному поведению.

   7.  В последнее время к психологическим  причинам самоубийств добавились  социальные: расслоение на богатых  и бедных, рост разводов и количество неполных семей, огромные масштабы детской беспризорности и сиротства при живых родителях. Все эти проблемы отражаются в детях, как в кривых зеркалах.

   8. Однако одной из главнейших  причин суицида является сложная  и противоречивая обстановка  в стране. Социальная незащищенность, экономическая нестабильность, политический хаос обуславливают процесс отчуждения подростков. Конфликтные ситуации, возникающие сегодня в нашем обществе на различной почве, ведут к общей моральной дезориентации человека подчас толкая его на негативные поступки, принятие скоропалительных решений.

   Конечно, у каждой суицидальной попытки - своя причина. Но, по сути, все сводится к  одному: ребенок не в силах самостоятельно одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего это взрослого человека рядом нет. И тогда единственным вариантом представляется ему смерть.

   Особенно  часто это происходит с подростками. Дочери, сыну кажется, что они не нужны родителям, их не любят, не ценят, не считаются с их интересами, а  навязывают свои. Значит, не понимают. Родные не понимают – чего ждать от чужих? И мир «ощетинивается» против ребенка.

   Плюс  этот самый «комплексующий» возраст: девочки кажутся себе некрасивыми, мальчики – слабыми, недостойными внимания «королевы» класса или двора. И все  эти комплексы прячут они подальше даже от самих себя. И такой, в конце концов, нарывает, извините, гнойник в душе, так себя ненавидишь, что готов убить.

   В подростковой психике есть еще некоторые  черты, предрасполагающие к самоубийству. С одной стороны, страсть к  самоутверждению, с другой – еще не сформированное представление о ценности жизни. У них нет барьера между рискованным и нерискованным повелением. Подростки очень легко манипулируют как своим здоровьем, так и своей жизнью. Им кажется, что жизнь – недорогая цена доказательство собственной правоты.

   Таким образом, подростковый возраст –  это тот этап развития неотъемлемой частью которого являются перемены. Психологические  и физиологические особенности  и изменения, происходящие в этом возрасте, естественно влияют и на формирование отношения подростков к смерти. Важно помнить, отношение к смерти – это один из тех вопросов, которые должны быть обсуждены прежде, чем человек непосредственно столкнется с тем событием и будет вовлечен в него эмоционально. 

   2.2.Мифы  и факты о подростковом суициде

   Суицидальные  подростки редко хотят умереть; они желают уйти от обстоятельств, которые  считают невыносимыми. «Если бы я  умер, мне не было бы так больно», - говорил один старшеклассник, подавленный  тем, что его не приняли в избранный им колледж. В этом случае, к сожалению, близкие не распознали его боль, не выслушали его и не проявили свою любовь и он лиши себя жизни. Следует развеять существующие в обыденном сознании мифы о подростковых самоубийствах, потому что они могут стоить человеческой жизни. Приведем некоторые их них.

   МИФ: «Те, кто говорят о самоубийстве, редко предпринимают попытку  или совершают его».

Информация о работе Суицидальное поведение в подростковом году