Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:53, контрольная работа
Судебно-психологическая экспертиза является комплексным психологическим исследованием с использованием весьма широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных перед экспертизой вопросов. В настоящее время на разрешение экспертизы наиболее часто ставятся вопросы о наличии или отсутствии у подэкспертного в период совершения инкриминируемых ему деяний физиологического аффекта, о степени осознания значения своих действий несовершеннолетними правонарушителями, о наличии задержки умственного развития и др.
Введение………………………………………………………...…………….3
Задачи судебно-психологической экспертизы……………………………..4
1) Основания для назначения СПЭ………………………………….…….4
2) Основные следственные ситуации, в разрешении которых применяется СПЭ…………………………………………………………...5
3. Виды судебно-психологической экспертизы……………………………….7
1) Виды судебно-психологической экспертизы по месту и условиям проведения…………………………………………………………………..7
2) Виды судебно-психологической экспертизы по процессуальному положению подэкспертных…………………………………………………7
3) Предметные виды судебно-психологической экспертизы……….……8
4. Практика проведения судебно-психологической экспертизы……………....9
5. Перспективы развития судебно-психологической экспертизы……………16
6. Литература…………………………………………………………………….18
При расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел возникает много вопросов психологического содержания. Для решения значительной части из них вполне достаточно профессиональных знаний и опыта юристов. Встречаются, однако, и такие вопросы, правильное и полное разрешение которых требует применения специальных познаний в психологии, т.е. проведения судебно-психологической экспертизы.
Почти
каждая судебно-психологическая
На пути поисков юристов и психологов не удалось избежать некоторых ошибок. Едва ли не самой серьёзной и опасной среди них было преувеличение реальных возможностей нового вида экспертного исследования, попытки вывести его за рамки общеправовых и процессуальных принципов использования специальных знаний в уголовном процессе.
И в литературе начала XX в., и в практической деятельности первых экспертов-психологов легко заметить стремление поставить судебно-психологическую экспертизу в особые условия, предельно расширить её компетенцию. Наиболее остро эта тенденция ощущалась в экспертизе свидетельских показаний.
При первых
шагах судебно-психологической
Далеко не всегда судебно-психологическая экспертиза могла воспользоваться готовыми, сложившимися в психологии знаниями. Экспериментальные психологические исследования «не успевали» за требованиями юридической практики. Это стимулировало разработку целого ряда проблем, относящихся к психологии восприятия, памяти, мышления, эмоций. Таким образом, развитие практики судебно-психологической экспертизы в известной мере оказывало влияние на развитие некоторых областей психологии.
Заблуждения некоторых сторонников судебно-психологической экспертизы вызывали справедливую, в основном, критику советских процессуалистов. Однако, готовые критиковать, они, по всей вероятности, были не готовы внести конструктивные предложения, которые способствовали правильному и строго регламентированному применению психологических знаний в уголовном процессе. Одну из причин этого явления мы видим в длительном отрыве юристов от психологии. Противники судебно-психологической экспертизы не заметили коренных перемен в развитии психологии, подготовивших почву для широкого внедрения данных психологии в практическую деятельность людей. Подобно тем, кого они критиковали, противники судебно-психологической экспертизы впадали в крайность: если одни видели исключительность судебно-психологической экспертизы в способности решать не только психологические, но и традиционно юридические вопросы, то другие, их оппоненты, ставили судебно-психологическую экспертизу в исключительное положение тем, что отказывались распространять на неё общие положения уголовно-процессуального закона, касающиеся применения специальных познаний, которые могут относиться к любой области науки, техники, искусства или ремесла.
Выступления представителей правовой науки против судебно-психологической экспертизы способствовали проникновению даже в специальную юридическую литературу утверждений о "недопустимости" и "непредусмотренности законом" этого вида экспертного исследования, что долгое время служило ощутимым препятствием для привлечения психологов в уголовный процесс в качестве экспертов.
Только в конце 50-х - начале 60-х годов был поставлен вопрос о необходимости восстановления в правах юридической психологии и такого её раздела, как судебно-психологическая экспертиза.
Во второй половине 60-х годов были сделаны первые попытки проведения судебно-психологической экспертизы по конкретным уголовным делам.
Пересмотр ранее существовавших взглядов на судебно-психологическую экспертизу, признание большинством ученых-юристов, психологов, следователей, судей и адвокатов необходимости проведения по целому ряду вопросов судебно-психологической экспертизы выразилось в обращении к разработке методологических и методических основ этого вида экспертного исследования. На практике с каждым годом увеличивается число проводимых судебно-психологических экспертиз по конкретным уголовным делам.
Первые
результаты на пути развития и становления
судебно-психологической