Судебно-психологоческая экспертиза: виды, задачи, практика проведения, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:53, контрольная работа

Описание работы

Судебно-психологическая экспертиза является комплексным психологическим исследованием с использованием весьма широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных перед экспертизой вопросов. В настоящее время на разрешение экспертизы наиболее часто ставятся вопросы о наличии или отсутствии у подэкспертного в период совершения инкриминируемых ему деяний физиологического аффекта, о степени осознания значения своих действий несовершеннолетними правонарушителями, о наличии задержки умственного развития и др.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………….3
Задачи судебно-психологической экспертизы……………………………..4
1) Основания для назначения СПЭ………………………………….…….4
2) Основные следственные ситуации, в разрешении которых применяется СПЭ…………………………………………………………...5
3. Виды судебно-психологической экспертизы……………………………….7
1) Виды судебно-психологической экспертизы по месту и условиям проведения…………………………………………………………………..7
2) Виды судебно-психологической экспертизы по процессуальному положению подэкспертных…………………………………………………7
3) Предметные виды судебно-психологической экспертизы……….……8
4. Практика проведения судебно-психологической экспертизы……………....9
5. Перспективы развития судебно-психологической экспертизы……………16
6. Литература…………………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Судебно-психологическая экспертиза.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Закон устанавливает письменную форму  заключения, но не устанавливает его  структуру. Поэтому заключение пишется  в произвольной форме. В водной части - указываются данные о виде экспертизы, месте и времени ее проведения, составе экспертной комиссии, юридические основания производства СПЭ. Указываются вопросы поставленные на разрешение экспертов. Исследовательская часть - должна быть описана предельно ясно, последовательно, содержать минимум специальных терминов. Выводы - наиболее важный в доказательственном отношении раздел. Выводы даются в форме ответов по существу на вопросы следователя или в виде обоснованного заключения о невозможности разрешения этих вопросов. Выводы должны быть изложены четко, исключать возможность разночтения.  

Для того, что бы СПЭ была проведена грамотно и дала необходимый результат, следует ознакомиться с примерной постановкой вопросов, которые формулирует следователь при назначении СПЭ того или иного вида.   

 

1. Установление индивидуальных  особенностей личности.

Имеет ли подэкспертный индивидуально-психологические особенности в виде...( указать какие именно особенности интересуют)?

Могли ли они оказать существенное влияние на поведение (указать какое именно) в такой-то ситуации (указать конкретно аспект ситуации)? 

 

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей

Объекты исследования

Человек (как носитель психического), имеющий определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший).

Материалы дела, содержащие общие  психологические сведения о подэкспертном (лице, направленном на экспертизу): данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.

 

Типовые задачи (вопросы)

Какие индивидуально-психологические  особенности обвиняемого (подсудимого) могли повлиять на его поведение  в интересующий следствие (суд) период?

Свойственна ли обвиняемому повышенная враждебность (агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость и пр. - указать интересующее свойство)?

Имеются ли у обвиняемого какие-либо индивидуально-психологические особенности, которые бы указывали на закономерность или случайность его поведения  в юридически значимой ситуации?

Могла ли исследуемая ситуация и  сложившиеся жизненные обстоятельства (указать, какие) повлиять на актуализацию определенных мотивационных линий  обвиняемого и проявление его  индивидуально-психологических особенностей?

Какие мотивационные линии преобладали в поведении обвиняемого в исследуемой ситуации (сострадание, вражда, месть и т.д.).


 

 

 

2. Экспертиза эмоциональных  состояний. 

Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии  физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, которое могло повлиять на его поведение? 

Как оно  отразилось на способности лица в  указанный период времени осознавать свое поведение и руководить им? 

 

Экспертиза  аффекта и иных эмоциональных  состояний

Объекты исследования

Человек (как носитель психического), имеющий определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый).

Материалы дела (как совокупность материализованных источников информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, характеризующих личность): все показания и свидетельства фигурантов дела, заключения все проведенных по делу экспертиз (всех видов), сведения об использованном орудии, протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, характеристики, меддокументация о перенесенных заболеваниях.

 

Типовые задачи (вопросы)

Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого деяния в состоянии аффекта?

Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого деяния в каком-либо эмоциональном  состоянии, которое могло существенно  повлиять на его сознание и психическую деятельность?

Являлась ли исследуемая ситуация или действия такого-то (уточнить) психотравмирующей (аффектогенной, стрессогенной, пр.) для  обвиняемого (подсудимого)?

Какое влияние оказало состояние  простого алкогольного опьянения на психическую деятельность обвиняемого (подсудимого) в интересующий следствие (суд) период?

Мог ли обвиняемый, с учетом его  эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?


 

 

 

3. СПЭ несовершеннолетних. 

Не  характеризуется ли несовершеннолетний отставанием в психическом развитии, не связанным с патологией психики? 

Как такое  обстоятельство сказалось на способности  в полной мере осознавать свои действия и руководить ими? 

Экспертиза в отношении  несовершеннолетних обвиняемых

Объекты исследования

Несовершеннолетний обвиняемый (подсудимый) не страдающий психическим расстройством.

Материалы дела, содержащие общие  психологические сведения о подэкспертном: данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.

Медицинская документация, содержащая сведения о развитии несовершеннолетнего, перенесенных заболеваниях.

Заключение или справка психиатра  о том, что несовершеннолетний психическим  расстройством не страдает и на учете  у психиатра не находится.

 

Типовые задачи (вопросы)

Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?

С какими причинами связано отставание несовершеннолетнего в психическом  развитии?

Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?

Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?


 

 

 

4. СПЭ способности правильно  воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. 

Мог ли субъект с учетом индивидуальных особенностей (в том числе и зрения) и в конкретных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства (указать какие)? 

Мог ли субъект при наличии установленных  у него личностных особенностей, психических  состояний, процессов восприятия и  т.п. правильно воспроизводить такие-то обстоятельства (указать какие) и  давать о них правильные показания? 

 

Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших

Объекты исследования

Свидетель или потерпевший.

Материалы дела, содержащие общие  психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и  поведения в период, представляющий интерес для следствия.

Сведения об объективных особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о которых даются показания.

Данные о взаимоотношениях свидетеля (потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии в криминальной ситуации.

Данные о полученных потерпевшим телесных повреждениях.

 

Типовые задачи (вопросы)

Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) индивидуально-психологические особенности (в том числе особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, речи), которые  могли существенно снижать качество восприятия, запоминания и воспроизведения им важной для дела информации?

Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом  развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?

Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?

Учитывая особенности психической  деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?

Способен ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания в настоящее время?

Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?

Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические  особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?

Какие психологические факты могут  свидетельствовать в пользу достоверности  показаний свидетеля (потерпевшего), а какие – против?


 

 

 

5. СПЭ самоубийства. 

Находилось  ли такое-то лицо в период предшествовавший его смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству? 

Если  да, то в чем конкретно это состояние  выражалось и каковы его возможные причины? 

 

Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)

Объекты исследования

Любые источники информации, закрепленные в материалах дела, содержащие сведения:

  • - о психической деятельности погибшего (его действиях, поведении, состоянии, контактах и мн.др.),
  • - обстоятельствах гибели, причине смерти,
  • - а также материалы, характеризующие погибшего, его социальную среду, условия развития, связи и отношения,
  • - данные, раскрывающие индивидуально-психологические особенности, систему ценностей, склонности, интересы, установки и т.д.

Такими источниками информации могут быть:

  • - показания свидетелей – близких, родственников, друзей, сослуживцев, очевидцев, прочих;
  • - протоколы следственных действий,
  • заключения экспертиз, справки, истории болезни, другая меддокументация,
  • послужные списки,
  • - протоколы психологического обследования (для военнослужащих),
  • - приобщенные к делу предсмертные записки, письма, дневники, рисунки, иные продукты творчества.
 

Типовые задачи (вопросы)

Установление внешних и внутренних факторов суицидального риска.

Установление эмоционального состояния  жертвы в период, предшествовавший гибели.

Проведение психологического анализа  ситуации, разрешившейся суицидом (явным, неявным).

Установление возможных причин суицидального поведения, его связи с конкретными обстоятельствами.

Установление причинно-следственной связи между определенными действиями конкретного лица (или ряда лиц) и  психическим состоянием погибшего  в период, предшествовавший самоубийству (при подозрении на доведение).

Дополнительные задачи по фактам суицидов несовершеннолетних:

  • какие возрастные и индивидуальные особенности несовершеннолетнего могли повлиять на восприятие им ситуации, принятие решения, осознание последствий;
  • мог ли несовершеннолетний в полной мере понимать характер и значение своих действий и руководить ими.

 

 

 

6. СПЭ по делам об  изнасиловании. 

Могла ли потерпевшая по уровню своего интеллектуального  развития, а также особенностям психического состояния в момент происшествия правильно понимать характер и значение действий обвиняемого или оказывать сопротивление с учетом обстоятельств конкретной обстановки, ситуации (указать каких)? 

 

Экспертиза в отношении  потерпевших по делам о сексуальных  преступлениях

Объекты исследования

Потерпевший.

Данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях одежды (заключения СМЭ, протоколы осмотров, свидетельства).

Материалы дела, содержащие общие  психологические сведения о потерпевшей (потерпевшем), особенностях развития, воспитания, специфическом (сексуальном) жизненном опыте; данные о состоянии, внешнем виде, поведении в период преступления, а также до и после него.

Сведения об особенностях криминальной ситуации (месте происшествия, личности обвиняемого (обвиняемых), его действиях  и поведении, поведении третьих лиц).

Данные о взаимоотношениях потерпевшего с обвиняемым (обвиняемыми).

 

Типовые задачи (вопросы)

Выявление признаков отставания в  психическом развитии, определение  влияния отставания на психическую  деятельность в исследуемый период.

Установление способности адекватно воспринимать внешнюю сторону событий.

Установление способности воспринимать внутреннее содержание действий сексуального характера.

Выявление индивидуально-психологических  особенностей, существенно повлиявших на поведение потерпевшего в период совершения в отношении него противоправных действий (а также до и после этого).

Установление способности оказывать  сопротивление действиям виновного.

Соответствие содержания показаний  потерпевшего о его поведении  в исследуемой ситуации присущим ему индивидуально-психологическим особенностям.

Установление состояния, оказавшего существенное влияние на поведение  и способность оказывать сопротивление.

Выявление особенностей развития и  индивидуально-психологических свойств  и качеств, способствовавших виктимному поведению жертвы.


 

 

 Экспертиза по фактам аварий на транспорте и производстве

Объекты исследования

Человек (как носитель психического), его психическая деятельность в  конкретной ситуации деликта.

Содержание профессиональных функций.

Ситуация деятельности.

Материалы дела, содержащие общие  психологические сведения о подэкспертном.

 

Типовые задачи (вопросы)

Какие индивидуально-психологические  особенности могли повлиять на качество исполнения профессиональных функций (в т.ч. восприятие и оценку обстоятельств, принятие решения и его реализацию)?

В каком психическом (эмоциональном) состоянии находился оператор (водитель) в период, относящийся к аварии, и как это состояние повлияло на его психическую деятельность?

Соответствовали ли психологические и психофизиологические особенности оператора (водителя) требованиям экстремальных условий функционирования или нервно-психическим перегрузкам при управлении современной техникой?

Способен ли был оператор (водитель) предвидеть наступление опасных  последствий своих действий (бездействия), принять правильное решение по предотвращению этих последствий и реализовать его, контролируя ход реализации?

Информация о работе Судебно-психологоческая экспертиза: виды, задачи, практика проведения, перспективы развития