Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:53, контрольная работа
Судебно-психологическая экспертиза является комплексным психологическим исследованием с использованием весьма широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных перед экспертизой вопросов. В настоящее время на разрешение экспертизы наиболее часто ставятся вопросы о наличии или отсутствии у подэкспертного в период совершения инкриминируемых ему деяний физиологического аффекта, о степени осознания значения своих действий несовершеннолетними правонарушителями, о наличии задержки умственного развития и др.
Введение………………………………………………………...…………….3
Задачи судебно-психологической экспертизы……………………………..4
1) Основания для назначения СПЭ………………………………….…….4
2) Основные следственные ситуации, в разрешении которых применяется СПЭ…………………………………………………………...5
3. Виды судебно-психологической экспертизы……………………………….7
1) Виды судебно-психологической экспертизы по месту и условиям проведения…………………………………………………………………..7
2) Виды судебно-психологической экспертизы по процессуальному положению подэкспертных…………………………………………………7
3) Предметные виды судебно-психологической экспертизы……….……8
4. Практика проведения судебно-психологической экспертизы……………....9
5. Перспективы развития судебно-психологической экспертизы……………16
6. Литература…………………………………………………………………….18
Закон устанавливает письменную форму заключения, но не устанавливает его структуру. Поэтому заключение пишется в произвольной форме. В водной части - указываются данные о виде экспертизы, месте и времени ее проведения, составе экспертной комиссии, юридические основания производства СПЭ. Указываются вопросы поставленные на разрешение экспертов. Исследовательская часть - должна быть описана предельно ясно, последовательно, содержать минимум специальных терминов. Выводы - наиболее важный в доказательственном отношении раздел. Выводы даются в форме ответов по существу на вопросы следователя или в виде обоснованного заключения о невозможности разрешения этих вопросов. Выводы должны быть изложены четко, исключать возможность разночтения.
Для того, что бы СПЭ была проведена грамотно и дала необходимый результат, следует ознакомиться с примерной постановкой вопросов, которые формулирует следователь при назначении СПЭ того или иного вида.
1. Установление индивидуальных особенностей личности.
Имеет ли подэкспертный индивидуально-психологические особенности в виде...( указать какие именно особенности интересуют)?
Могли ли они оказать существенное влияние на поведение (указать какое именно) в такой-то ситуации (указать конкретно аспект ситуации)?
Экспертиза индивидуально-
Объекты исследования Человек (как носитель психического), имеющий определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший). Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном (лице, направленном на экспертизу): данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период. |
Типовые задачи (вопросы) Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого) могли повлиять на его поведение в интересующий следствие (суд) период? Свойственна ли обвиняемому повышенная враждебность (агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость и пр. - указать интересующее свойство)? Имеются ли у обвиняемого какие-либо
индивидуально-психологические Могла ли исследуемая ситуация и
сложившиеся жизненные Какие мотивационные линии преобладали в поведении обвиняемого в исследуемой ситуации (сострадание, вражда, месть и т.д.). |
2. Экспертиза эмоциональных состояний.
Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, которое могло повлиять на его поведение?
Как оно отразилось на способности лица в указанный период времени осознавать свое поведение и руководить им?
Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний
Объекты исследования Человек (как носитель психического), имеющий определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый). Материалы дела (как совокупность материализованных источников информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, характеризующих личность): все показания и свидетельства фигурантов дела, заключения все проведенных по делу экспертиз (всех видов), сведения об использованном орудии, протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, характеристики, меддокументация о перенесенных заболеваниях. |
Типовые задачи (вопросы) Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого деяния в состоянии аффекта? Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность? Являлась ли исследуемая ситуация или действия такого-то (уточнить) психотравмирующей (аффектогенной, стрессогенной, пр.) для обвиняемого (подсудимого)? Какое влияние оказало состояние простого алкогольного опьянения на психическую деятельность обвиняемого (подсудимого) в интересующий следствие (суд) период? Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации? |
3. СПЭ несовершеннолетних.
Не
характеризуется ли несовершеннолетний
отставанием в психическом
Как такое обстоятельство сказалось на способности в полной мере осознавать свои действия и руководить ими?
Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых
Объекты исследования Несовершеннолетний обвиняемый (подсудимый) не страдающий психическим расстройством. Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном: данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период. Медицинская документация, содержащая сведения о развитии несовершеннолетнего, перенесенных заболеваниях. Заключение или справка |
Типовые задачи (вопросы) Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются? С какими причинами связано отставание
несовершеннолетнего в Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий? Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями? |
4. СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
Мог ли субъект с учетом индивидуальных особенностей (в том числе и зрения) и в конкретных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства (указать какие)?
Мог ли
субъект при наличии
Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших
Объекты исследования Свидетель или потерпевший. Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в период, представляющий интерес для следствия. Сведения об объективных особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о которых даются показания. Данные о взаимоотношениях свидетеля (потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии в криминальной ситуации. Данные о полученных потерпевшим телесных повреждениях. |
Типовые задачи (вопросы) Имеются ли у свидетеля (потерпевшего)
индивидуально-психологические Имеются ли у свидетеля (потерпевшего)
признаки отставания в психическом
развитии, существенно влияющие на
способность правильно Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела? Учитывая особенности Способен ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания в настоящее время? Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах? Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания? Какие психологические факты могут свидетельствовать в пользу достоверности показаний свидетеля (потерпевшего), а какие – против? |
5. СПЭ самоубийства.
Находилось
ли такое-то лицо в период предшествовавший
его смерти, в психическом состоянии,
предрасполагавшем к
Если да, то в чем конкретно это состояние выражалось и каковы его возможные причины?
Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)
Объекты исследования Любые источники информации, закрепленные в материалах дела, содержащие сведения:
Такими источниками информации могут быть:
|
Типовые задачи (вопросы) Установление внешних и внутрен Установление эмоционального состояния жертвы в период, предшествовавший гибели. Проведение психологического анализа ситуации, разрешившейся суицидом (явным, неявным). Установление возможных причин суицидального поведения, его связи с конкретными обстоятельствами. Установление причинно- Дополнительные задачи по фактам суицидов несовершеннолетних:
|
6. СПЭ по делам об изнасиловании.
Могла ли потерпевшая по уровню своего интеллектуального развития, а также особенностям психического состояния в момент происшествия правильно понимать характер и значение действий обвиняемого или оказывать сопротивление с учетом обстоятельств конкретной обстановки, ситуации (указать каких)?
Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях
Объекты исследования Потерпевший. Данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях одежды (заключения СМЭ, протоколы осмотров, свидетельства). Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о потерпевшей (потерпевшем), особенностях развития, воспитания, специфическом (сексуальном) жизненном опыте; данные о состоянии, внешнем виде, поведении в период преступления, а также до и после него. Сведения об особенностях криминальной ситуации (месте происшествия, личности обвиняемого (обвиняемых), его действиях и поведении, поведении третьих лиц). Данные о взаимоотношениях потерпевшего с обвиняемым (обвиняемыми). |
Типовые задачи (вопросы) Выявление признаков отставания в психическом развитии, определение влияния отставания на психическую деятельность в исследуемый период. Установление способности адекватно воспринимать внешнюю сторону событий. Установление способности Выявление индивидуально-психологических особенностей, существенно повлиявших на поведение потерпевшего в период совершения в отношении него противоправных действий (а также до и после этого). Установление способности Соответствие содержания показаний потерпевшего о его поведении в исследуемой ситуации присущим ему индивидуально-психологическим особенностям. Установление состояния, оказавшего
существенное влияние на поведение
и способность оказывать Выявление особенностей развития и
индивидуально-психологических |
Экспертиза по фактам аварий на транспорте и производстве
Объекты исследования Человек (как носитель психического), его психическая деятельность в конкретной ситуации деликта. Содержание профессиональных функций. Ситуация деятельности. Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном. |
Типовые задачи (вопросы) Какие индивидуально-психологические особенности могли повлиять на качество исполнения профессиональных функций (в т.ч. восприятие и оценку обстоятельств, принятие решения и его реализацию)? В каком психическом (эмоциональном) состоянии находился оператор (водитель) в период, относящийся к аварии, и как это состояние повлияло на его психическую деятельность? Соответствовали ли психологические и психофизиологические особенности оператора (водителя) требованиям экстремальных условий функционирования или нервно-психическим перегрузкам при управлении современной техникой? Способен ли был оператор (водитель) предвидеть наступление опасных последствий своих действий (бездействия), принять правильное решение по предотвращению этих последствий и реализовать его, контролируя ход реализации? |