Судебно-психологоческая экспертиза: виды, задачи, практика проведения, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:53, контрольная работа

Описание работы

Судебно-психологическая экспертиза является комплексным психологическим исследованием с использованием весьма широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных перед экспертизой вопросов. В настоящее время на разрешение экспертизы наиболее часто ставятся вопросы о наличии или отсутствии у подэкспертного в период совершения инкриминируемых ему деяний физиологического аффекта, о степени осознания значения своих действий несовершеннолетними правонарушителями, о наличии задержки умственного развития и др.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………….3
Задачи судебно-психологической экспертизы……………………………..4
1) Основания для назначения СПЭ………………………………….…….4
2) Основные следственные ситуации, в разрешении которых применяется СПЭ…………………………………………………………...5
3. Виды судебно-психологической экспертизы……………………………….7
1) Виды судебно-психологической экспертизы по месту и условиям проведения…………………………………………………………………..7
2) Виды судебно-психологической экспертизы по процессуальному положению подэкспертных…………………………………………………7
3) Предметные виды судебно-психологической экспертизы……….……8
4. Практика проведения судебно-психологической экспертизы……………....9
5. Перспективы развития судебно-психологической экспертизы……………16
6. Литература…………………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Судебно-психологическая экспертиза.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Национальный Авиационный Университет

Институт заочного и  дистанционного обучения

 

 

 

 

 

Контрольная работа
по дисциплине – Юридическая  психология

на тему:

 

Судебно-психологоческая  экспертиза: виды, задачи, практика проведения, перспективы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

специальность психология

шифр 031052

группа №2

Подопригора Наталия Валериевна

 

 

 

 

Киев 2005

 

Содержание:

 

  1. Введение………………………………………………………...…………….3
  2. Задачи судебно-психологической экспертизы……………………………..4

1) Основания для назначения СПЭ………………………………….…….4

2) Основные следственные ситуации, в разрешении которых применяется СПЭ…………………………………………………………...5

3.  Виды судебно-психологической экспертизы……………………………….7

1) Виды судебно-психологической экспертизы по месту и условиям проведения…………………………………………………………………..7

2) Виды судебно-психологической экспертизы по процессуальному положению подэкспертных…………………………………………………7

3) Предметные виды судебно-психологической экспертизы……….……8

4. Практика проведения судебно-психологической экспертизы……………....9

5. Перспективы развития судебно-психологической экспертизы……………16

6. Литература…………………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Психология  является очень разнородной наукой. В любом психологическом словаре  можно найти не менее двадцати разделов психологии: одни психологи занимаются психически здоровыми, другие - психически больными; одних психологов интересуют закономерности развития психики в детском и подростковом возрасте, других - в старческом; психологи, специализирующиеся в социальной психологии и изучающие процессы общения, взаимодействия людей могут порой не понимать зоопсихологов, и таких примеров можно привести множество. В каждой области выработан свой теоретический и методологический аппарат, различны методы и объекты исследования. Более того, даже в рамках одного раздела психологии существует множество теорий, объясняющих одно и то же явление, которые не соотносятся, а порой и противоречат друг другу. Классическим примером может служить работа, проведенная американским психологом Г. Оллпортом, который еще в 1949 г. показал, что в философской, социологической, психологической литературе существует не менее 50 определений личности, которые не пересекаются друг с другом. Поэтому, чтобы разобраться с теоретическими, методологическими и организационно-правовыми проблемами профессиональной деятельности судебного психолога-эксперта, необходимо четко определить ее место в системе психологических наук и их практических, прикладных задач.

Условно можно выделить две плоскости  классификации разделов психологической науки. С одной стороны, психология подразделяется на частные теоретические дисциплины, конкретизирующие предмет общей психологии - закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности по отношению к его различным аспектам: возрастной динамике психики, ее функционированию в социальных группах, патологии психической деятельности и т.п., т.е. на возрастную, социальную, клиническую и др. С другой стороны, можно выделить прикладные области психологии, в которых общие и частные теоретические дисциплины психологии находят применение в какой-либо конкретной области человеческой жизнедеятельности - в спорте (психология спорта), в юриспруденции (юридическая психология), в системе школьного образования (школьная психология) и т.д. Эти конкретные области применения психологических знаний можно обозначить как отрасли психологии.

Важнейшей отраслью психологии является юридическая  психология - наука, изучающая явления  и закономерности психики, связанные  с применением правовых норм и участием в правовой деятельности человека. В свою очередь, юридическая психология имеет неоднородную структуру. Если выделять разделы юридической психологии по объекту исследования, то в ее структуру будут входить криминальная, судебная и исправительная психологии.

Криминальная  психология изучает психологические  механизмы противоправного поведения  и личность правонарушителей. Судебная психология изучает круг психологических  проблем, относящихся к судопроизводству. Она включает такую форму применения специальных психологических познаний в уголовном процессе, как судебно-психологическая экспертиза. Исправительная психология изучает психологические проблемы, связанные с ресоциализацией и социальной адаптацией осужденных. Данные определения раскрывают роль важнейших разделов юридической психологии лишь в общем виде. Так, среди основных задач судебной психологии - исследование не только психологических особенностей личности преступника и других участников уголовного процесса (свидетелей, потерпевших, истцов и ответчиков), но и социально-психологических проблем преступности, изучение психологических особенностей следственной, прокурорской, судебной и адвокатской деятельности, разработка психологических основ проведения следственных действий информационного характера. Все эти задачи отличает одна особенность - психолог выступает здесь как исследователь, стоящий как бы "вне" или "над" деятельностью работников правоохранительных органов, осуществляющих судопроизводство, и изучающий их со стороны, как объект исследования. В то же время важнейшей задачей судебной психологии является разработка теоретических, методических и организационных основ деятельности судебного эксперта-психолога, где психолог выступает не только как исследователь, но и как непосредственный участник процесса судопроизводства.

Судебно-психологическая  экспертиза проводится на основании  постановления органов суда и  следствия. На разрешение экспертизы выносятся  возникающие в судопроизводстве вопросы оценки различных свойств  личности, особенностей психического состояния, тех или иных индивидуально-психологических характеристик участников судебного процесса (подсудимого, потерпевшего, свидетеля). Квалифицированные и объективные заключения экспертизы призваны способствовать повышению научной обоснованности, индивидуализации и эффективности судебных санкций.

Судебно-психологическая  экспертиза может проводиться как  на этапе предварительного следствия, так и в ходе судебного процесса. В необходимых случаях могут  проводиться стационарная, заочная (по материалам дела), а также посмертная экспертизы.

Судебно-психологическая  экспертиза является комплексным психологическим  исследованием с использованием весьма широкого перечня методов. В  каждом отдельном случае выбор методов  исследования определяется характером поставленных перед экспертизой вопросов. В настоящее время на разрешение экспертизы наиболее часто ставятся вопросы о наличии или отсутствии у подэкспертного в период совершения инкриминируемых ему деяний физиологического аффекта, о степени осознания значения своих действий несовершеннолетними правонарушителями, о наличии задержки умственного развития и др.  

 

 

start="2"

 Задачи судебно-психологической  экспертизы.  

Предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний  потерпевших, обвиняемых, подсудимых, свидетелей и т.д. (это входит в компетенцию следствия и суда), а выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

В соответствии с УПК экспертиза назначается  в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия  и при судебном разбирательстве  необходимы специальные познания в  науке, технике и т.д.

Предметом психологического исследования могут быть любые психологические  особенности психически здоровых людей. Поводом для назначения судебно - психологической экспертизы служит ряд обстоятельств. 

 

  1. Основания для назначения СПЭ:

 

 

1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля.

2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями.

3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления.

4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением лица в период проведения следственного действия.

5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием "человек - машина".

6. Обстоятельства, способствующие или предрасполагавшие к совершению самоубийства.  

 

1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля. К ним относятся отклонения в умственном развитии, не связанные с душевными заболеваниями (олигофрения), и аномалии характера. Отставание в развитии интеллекта, обуславливает своеобразное восприятие и понимание отношений, в которых приходится действовать человеку. Умственно отсталый человек внешне мало чем отличается от нормальных; только пассивностью, нелюбознательностью и чрезмерной внушаемостью (зависимостью) Устойчивые аномалии характера, (их, как правило, обозначают термином психопатизация или акцентуация характера), вносят в поведение несогласованность эмоционально-волевых проявлений. Такие люди бывают излишне подвержены влиянию чувств. Переживания, связанные с обидой, раздражением, угнетением, гневом, протекают у них слишком интенсивно, бурно. У таких людей не развита воля, они трудны в общении. Вероятность эксцессов в конфликте выше, чем в норме.

2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями. В данном случае речь идет, как правило, о стариках и детях. Участие психолога необходимо, чтобы установить, мог ли ребенок правильно воспринимать и правдиво отражать события, которые по уровню его развития и особенностям воспитания не могут быть ему знакомы (различные обманы, введение в заблуждение и т.д.). Поводом для назначения СПЭ должен быть не сам возраст, а наличие сомнений в достоверности показаний в силу возрастных психологических особенностей.

3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления. (Возможность появления аффекта, эмоционального всплеска и т.д.) Если есть основания предполагать, что душевное волнение действительно сузило сознание, стало причиной малоконтролируемых, импульсивных действий - назначение СПЭ необходимо.

4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением в период следствия и дознания. Отношение к содеянному, взаимодействие со следователем, манера поведения в период расследования нередко бывают осложнены противоречивыми поступками и побуждениями (явка с повинной - отказ; доверчивость - агрессия). В большинстве случаев такое поведение продиктовано внешними обстоятельствами (влияние соседей по ИВС, получение дополнительных сведений, страх наказания). Установить без специалиста истинную причину неадекватного поведения не всегда представляется возможным. Особенно это необходимо, когда показания лежат в основе обвинения.

5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием системы "человек - машина". Нередко возникает необходимость проведения СПЭ в связи с состоянием лица управлявшего транспортным средством или являющимся оператором какой-либо сложной технической системы.

6. Обстоятельства, способствовавшие или предрасполагавшие к совершению самоубийства. Выявление обстоятельств и причин, побудивших человека к совершению такого поступка. В процессе проведения выясняется роль в этом родственников, друзей, сослуживцев, начальства и т.д., а также характер отношений, имевший место между ними. 

 

  1. Основные следственные ситуации, в разрешении которых применяется СПЭ.

 

 

1. Определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях.

2. Определение способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступника.

3. Определение способности человека верно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них показания.

4. Определение наличия или отсутствия физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совершения преступления.

5. Установление наличия или отсутствия у лица в период предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

6. Установление обстоятельств, связанных с управлением техникой.  

 

1. Определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать себя, давать отчет в своих действиях. Нести уголовную ответственность может лишь лицо, достигшее установленного законом возраста. Однако, встречаются лица с ускоренным или замедленным физическим и психическим развитием. СПЭ определяет соответствие возраста психического развития хронологическому. Поводом для назначения СПЭ служат обстоятельства, свидетельствующие, что несовершеннолетний недопонимает ситуацию расследования. 

2. Определение способности потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение действий преступников. СПЭ может иметь важное значение по делам о половых преступлениях, т.к. экспертиза помогает следователю дать правильную оценку факта вступления в половое сношение: совершено изнасилование или имело место добровольное согласие потерпевшей. Определяется, имело ли место при этом использование беспомощного состояния потерпевшей, наличие физических недостатков, малолетний возраст, душевные расстройства и т.д. Непонимание потерпевшей характера совершаемых действий может зависеть: - от сложности структуры и динамики сложившейся ситуации; - от эмоционального состояния в момент преступного события; - от возрастных особенностей потерпевшей; - от специфического жизненного опыта потерпевшей; - от особенностей характера пострадавшей (возможен виктимный фактор); - от уровня интеллектуального развития. 

Информация о работе Судебно-психологоческая экспертиза: виды, задачи, практика проведения, перспективы развития