Структура, содержание и формы общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.
Объектом исследования является общение как социальное явление.
Предмет исследования – проблемы общения в социальной психологии
Задачи исследования:
1. Изучить разработанность проблемы в психологической литературе.
2. Детально проанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.
3. Выявить основные структурные компоненты общения и его основные функции.
4. Определить особенности каждой из функций процесса общения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии………………………………………...………………………………………5
1.1 Понятие общения………………………………………………………………..…….5
1.2 Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии…………………………………………………………………………….…..6
1.3 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии……..9
1.4 Структура, содержание и формы феномена общения……………………………..12
Глава 2. Некоторые особенности процесса общения………………………………….19
2.1 Типы и виды общения……………………………………………………………….19
2.2 Характеристика основных функций процесса общения………..............................24
Заключение……………………………………………………………………………….27
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

проблемы общения.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

    В наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. По мнению Б.Ф. Ломова бывают: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменении своего эмоционального состояния. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей. Авторы определяют следующие функции общения: социальная функция, инструментальная функция, общепсихологическая функция. Более детально определены: инструментальная функция общения, необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативная функция, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционная, необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функциия самовыражения, ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Общение это - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах
2 Под общением следует  понимать - форму социального  взаимодействия людей, в котором  осуществляется обмен мыслями  и чувствами, мотивами и действиями  посредством знаковых (языковых) средств  в целях взаимопонимания и  согласования совместной деятельности.
3 Субъект общения человек, являющийся инициатором общения, а также  тот, кому эта инициатива предназначена.
4 Коммуникативная сторона общения это обмен информацией  между людьми
5 Интерактивная сторона общения это обмен знаниями, умениями, навыками и идеями
6 Перцептивная  сторона общения это процесс  восприятия друг друга и установление взаимопонимания
7 Личностно ориентированное  общение это общение  одного человека с другим
8 Групповое общение это такое общение, при котором четко обозначены элементы деятельности, это общение в процессе труда, обучения.

     Список  использованных источников

1 Ананьев, Б.Г. Человек  как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2001.
2 Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева. - М.: Просвещение, 1991
  1. 3
Белинская, Е.П. Социальная психология: Хрестоматия [Текст]: Учебное пособие для студентов  вузов/ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.
4 Бодалев, А.А. Личность и общение[Текст]/ А.А. Бодалев.- СПб.: Питер, 2001.
5 Выготский, Л.С. Психология возрастного развития.[Текст]/ Выготский, Л.С. - М.:Современное слово, 2007.
6 Гамезо, М.В. Атлас  по психологии: Информ.-метод, пособие  курсу «Психология человека» [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
7 Зборовский, Г.Е. Социология: Учебник для гуманитарных вузов [Текст] / Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов. - М.: Интерпракс, 2005.
8 Добрович, А.Б. Воспитателю  о психологии и психогигиене общения [Текст]/ А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1993.
9 Ковалев, А.Г. Коллектив  и социально-психологические проблемы общения[Текст]/ А.Г. Ковалев. - М.:Политиздат, 1998.
10 Климов, Е.А. Основы психологии [Текст]/: Учебник для  вузов./ Е.А. Климов.– М.: Юнити, 1997.
11 Куницына, В.Н.Межличностное  общение. [Текст]Учебник для вузов./ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001.
12 Коломинский, Я.Л. Психология общения.[Текст] / Я.Л. Коломинский.-М: Аспект Пресс, 2003.
13 Леонтьев, А.М. Деятельность. Сознание. Личность.[Текст] / А.М. Леонтьев – М.: , 2002.
14 Ломов, Б.Ф. Проблемы общения в психологии.[Электронный  ресурс] / Б.Ф. Ломов М.:Владос, 2001.
15 Морозов, С.М. Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности. — М.: Смысл, 2002.
16 Марцинковская, Т.Д. История психологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений./Т.Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр Академия, 2001.
17 Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс -СПб.: Питер, 2001.
18 Мясищев, В.Н. О  взаимосвязи общения, отношения  и отражения как проблеме общей и социальной психологии //Тезисы симпозиума: Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. [Электронный ресурс]/В.Н. Мясищев.-СПб.:Питер,1998. 
19 Парыгин, Б.Д. Социальная психология как наука.[Электронный ресурс] / Б.Д. Парыгин . – М.:Владос,2004. 
20 Петровский, А.В. Психология. Словарь. [Текст] /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-e изд. испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
21 Тейлор, Ш. Социальная психология. Текст]/ Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2004 
22 Ядов, В.А. Стратегия  социального исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е издание [Текст] / В.А. Ядов. - М.: Изд-во Омега-Л, 2007.
23 Ярошевский, Т. Личность и общество [Текст] / Т. Ярошевский. - М.: Прогресс, 2007.

     Приложения

А

Таблица 1 Типы методов  исследования общения

  Тип эмпирической информации (получаемых данных)
Тип источника  получения данных Субъективный Объективный
Участник  изучаемой ситуации Методы самоотчета Методы самоотчета о поведении
Внешний наблюдатель Субъективные  отчеты наблюдателя Поведенческие методы
 

Б

Таблица 2 Виды и  формы общения

По  содержанию когнитивное
  кондиционное
  деятельностное
  мотивационное
По  целям биологическое
  социальное
По  средствам непосредственное
  опосредованное
  прямое
  косвенное
По  длительности кратковременное
  длительное
  законченное
  прерванное
По  типу взаимоотношений личное
  деловое
  эмоциональное
  рациональное
  официальное
  неофициальное
  координационное
  субординационное
По  типу воздействия императивное
  манипулятивное
 

В 

Таблица 3 Исторические походы к проблемам общения

Информационный  подход (ориентированный на передачу и прием информации) Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.
Интеракциональный подход (ориентированный на взаимодействие) Общение рассматривается  как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается  и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних  атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т, п.). Это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерении участвующих индивидов Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуа-ции в соответствии со своими намерениями, до тех пор пока участники принимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.

Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии)

Реляционный подход (ориентированный на взаимосвязь  общения и взаимоотношения) Основное положение  этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут.

Информация о работе Структура, содержание и формы общения