Структура, содержание и формы общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.
Объектом исследования является общение как социальное явление.
Предмет исследования – проблемы общения в социальной психологии
Задачи исследования:
1. Изучить разработанность проблемы в психологической литературе.
2. Детально проанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.
3. Выявить основные структурные компоненты общения и его основные функции.
4. Определить особенности каждой из функций процесса общения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии………………………………………...………………………………………5
1.1 Понятие общения………………………………………………………………..…….5
1.2 Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии…………………………………………………………………………….…..6
1.3 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии……..9
1.4 Структура, содержание и формы феномена общения……………………………..12
Глава 2. Некоторые особенности процесса общения………………………………….19
2.1 Типы и виды общения……………………………………………………………….19
2.2 Характеристика основных функций процесса общения………..............................24
Заключение……………………………………………………………………………….27
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

проблемы общения.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

    Цель  общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные  действия, совершаемые человеком  в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое.

    Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют те средства и приемы, а также передаваемое (принимаемое) содержание, которые позволяют реализовать потребности и цели общения в конкретной ситуации. Внешняя сторона выражается в коммуникативных действиях.

    Действия  общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных действий – инициативные и ответные.

    Содержание  общения – информация, которая  в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому. Содержанием общения могут быть различные сведения, в том числе о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях. Содержанием общения могут выступать наши оценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессе взаимодействия и т.п.

    Средства  общения можно определить как  способы кодирования и передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Кодирование информации связано со способом ее передачи. Например, информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальные средства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. (невербальные средства). Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (например, наблюдение одного человека со стороны за движениями, эмоциями другого) и через технические средства.

    Как утверждает А.А. Бодалев, к средствам общения относятся:

А. Речь – форма и способ использования  языка; система слов, выражений и  правил их соединения в осмысленные  высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления должны быть едины для всех говорящих  на данном языке. Однако объективное значение слова всегда преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, “субъективный” смысл. Поэтому мы не всегда правильно или точно понимаем друг друга.

Б. Системы  паралингвистическая и экстралингвистическая – интонация, эмоциональная выразительность, неречевые вкрапления в речь (например, паузы), которые способны придавать разный смысл одной и той же фразе.

В. Оптико-кинетическая система знаков – жесты, мимика, поза, визуальный контакт, которые могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Жесты как средства общения могут быть общепринятыми, иметь закрепленные за ними значения или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

Г. Система  организации пространства и времени коммуникации. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Д. Предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары).

Е. Ольфакторные (связанные с запахом).

    Продуктом общения являются образования материального  и духовного характера, создающиеся  в итоге общения (мысли, чувства, убеждения, установки участников общения). Во взаимоотношениях людей основным результатом общения выступает их интеграция либо дезинтеграция.

    Специфика мотивов, целей и выбираемых для  их достижения средств и приемов  определяет своеобразие стиля общения  человека.

    Стиль общения – индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими. В стиле общения находят свое выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или группами, особенности партнера по общению.

    Б.Ф. Ломов выделяет также уровни общения:

А. Макроуровень – общение человека с другими  людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами  и традициями. Этот уровень определяет стратегию общения личности.

Б. Мезоуровень  – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое.

В. Микроуровень – простейший акт общения, элемент, клеточка, лежащие в основе других уровней общения.

    Таким образом, теоретические научные  подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в  социальной психологии. Вместе с тем  они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления  с помощью методов системного анализа.

    Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение  их усилий с целью налаживания  отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

    Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общением следует понимать как форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.

 

     Глава 2. Некоторые особенности функции и сторон процесса общения 

    2.1 Типы и виды  общения 

    Анализ  психологической литературы показал, что по своим формам и видам  общение чрезвычайно разнообразно. Так, по средствам общение может  быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным, подчеркивает Б.Ф. Ломов. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.).

    Прямое  общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

    Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

    По  содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

    По  длительности общение может быть кратковременное и длительное. По степени завершенности – законченное  и прерванное (незаконченное).

    Можно уверенно сказать, что по контингенту участников и количеству каналов двухсторонней связи различают также межличностное общение, лично-групповое (например, руководитель – группа, учитель – класс и т.п.), межгрупповое (группа – группа), а также массовое (социально-ориентированное) и внутриличностное (интраперсональное) общение. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Массовое общение (или массовая коммуникация) осуществляется с опорой на современные коммуникационные технологии и средства. Она охватывает широкий спектр типов психологического воздействия: от осведомления (информирования) и обучения людей до убеждения и внушения. Массовая коммуникация обладает широчайшими семиотическими возможностями и обеспечивает опосредованный характер общения, основанный на современной технике передачи и приема информации. Массовая коммуникация – систематическое распространение специально подготовленных сообщений с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей.

    Межличностное общение связано с непосредственными  контактами людей в группах или  парах, постоянных по составу участников. В социальной психологии выделяют три  типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое, считает В.Н. Мясищев.

    Императивное  общение – авторитарное, директивное  взаимодействие с партнером по общению  с целью достижения контроля над  его поведением, установками и  мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В этом случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, он выступает пассивной, “страдательной” стороной. Конечная цель такого общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Можно указать ряд сфер деятельности, где использование императивного общения является достаточно эффективным. К таким сферам относятся: отношения субординации и подчинения в условиях воинской деятельности, отношения “начальник - подчиненный” в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах и т.п. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

    Манипулятивное общение – тип межличностного общения, при котором воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

    Следует отметить, что использование средств  манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для  человека переносом таких навыков  и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, “нужных” манипулятору свойств и качеств.

    В целом профессию педагога и психолога  можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение, научение, доказательство.

    Объединив императивную и манипулятивную форму  общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения, подчеркивает Г.М. Андреева. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. 

    Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Такое общение возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

1) наличие  психологического настроя на  актуальное состояние собеседника  и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу “здесь и теперь”);

2) использование  безоценочного восприятия личности  партнера, априорная установка на  доверие к его намерениям;

3) восприятие  партнера как равного, имеющего  право на собственные мнения и решения;

4) содержание  общения должно включать проблемы  и нерешенные вопросы (проблематизация  содержания общения);

Информация о работе Структура, содержание и формы общения