Структура, содержание и формы общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.
Объектом исследования является общение как социальное явление.
Предмет исследования – проблемы общения в социальной психологии
Задачи исследования:
1. Изучить разработанность проблемы в психологической литературе.
2. Детально проанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.
3. Выявить основные структурные компоненты общения и его основные функции.
4. Определить особенности каждой из функций процесса общения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии………………………………………...………………………………………5
1.1 Понятие общения………………………………………………………………..…….5
1.2 Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии…………………………………………………………………………….…..6
1.3 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии……..9
1.4 Структура, содержание и формы феномена общения……………………………..12
Глава 2. Некоторые особенности процесса общения………………………………….19
2.1 Типы и виды общения……………………………………………………………….19
2.2 Характеристика основных функций процесса общения………..............................24
Заключение……………………………………………………………………………….27
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

проблемы общения.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

5) следует  персонифицировать общение, то  есть вести разговор от своего  имени (без ссылки на мнения  авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

    Диалогическое общение позволяет достичь более  глубинного взаимопонимания, самораскрытия  личностей партнеров, создает условия  для взаимного личностного роста.

    Можно выделить следующие виды общения:

    Формально-ролевое  общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

    Деловое общение – ситуации, когда целью  взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или  договоренности. При деловом общении особенности личности и настроения собеседника учитываются, прежде всего, для достижения главной цели в интересах дела. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

    Интимно-личностное общение возможно тогда, когда можно  затронуть любую тему и не обязательно  прибегать к помощи слов, собеседник поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. При таком общении каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной мере является результатом предшествующих взаимоотношений. В отличие от делового, это общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

    Светское  общение. Суть светского общения  в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

    Существует  также инструментальное общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. В отличие от него, целевое общение само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

    Диагностическое общение имеет целью сформировать определенное представление о собеседнике  или получить у него какую-нибудь информацию. Партнеры находятся в  различных позициях: один спрашивает, другой – отвечает.

    Воспитательное  общение предполагает ситуации, в  которых один из участников целенаправленно  воздействует на другого, достаточно четко  представляя себе желаемый результат, то есть, зная, в чем он хочет убедить  собеседника, чему он хочет его научить и т.п. 
 
 

    2.2 Характеристика основных  функций процесса  общения 

    Как справедливо замечает Г.М. Андреева, в наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

    Коммуникативная функция общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная функция заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

    Сходная классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова : информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменении своего эмоционального состояния. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований.

    Общение полифункционально. Это означает, что  по отношению к конкретному человеку, группе, их деятельности или обществу в целом оно выполняет различные  функции. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение  выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей.

    С этой точки зрения можно выделить следующие функции общения, утверждает автор:

    А. Социальная функция. Социальный смысл  общения состоит в том, что  оно выступает средством передачи форм культуры и усвоения общественного опыта. Благодаря и посредством общения фоpмиpуются и реализуются все виды общественных отношений, создаются социальные общности.

    Б. Инструментальная функция заключается  в обслуживании различных видов  совместной пpедметно-напpавленной деятельности.

    В. Общепсихологическая функция общения  заключается в том, что оно  является для человека средством  развития у него высших психических  функций, средством его самовыражения, позволяющем раскрыть свой внутренний мир для других людей.

    В качестве основной рабочей функции А.А. Бодалев выделяет инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную функцию, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (эта функция особенно характерна для творческих личностей).

    Е.П. Белинская считает, что по критерию «цель общения», можно определить восемь функций общения:

    1) контактная, цель которой установление  контакта как состояния обоюдной  готовности к приему и передаче  сообщений и поддержания взаимосвязи  в форме постоянной взаимоориентированности;

    2) информационная, цель которой обмен  сообщениями, то есть прием  и передача каких-либо сведений  в ответ на запрос, а также  обмен мнениями, замыслами, решениями  и т.п.;

    3) побудительная, цель которой стимуляция  активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

    4) координационная, цель которой  взаимное ориентирование и согласование  действий при организации совместной  деятельности;

    5) понимания, цель которой не  только адекватное восприятие  и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений. установок, переживании, состояний и т. д.);

    6) эмотивная, цель которой возбуждение  в партнере нужных эмоциональных  переживаний (“обмен эмоциями”), а также изменение с его  помощью собственных переживаний и состояний;

    7) установления отношений, цель  которой осознание и фиксирование  своего места в системе ролевых,  статусных, деловых, межличностных  и прочих связей сообщества, в  котором предстоит действовать  индивиду;

    8) оказания влияния, цель которой изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

    Таким образом, в наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. По мнению Б.Ф. Ломова[17,С.112]бывают: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменении своего эмоционального состояния. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей. Авторы определяют следующие функции общения: социальная функция, инструментальная функция, общепсихологическая функция. Более детально определены: инструментальная функция общения, необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативная функция, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционная, необходимая для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функция самовыражения, ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

     Заключение

 

    Проблема  общения является основной для социальной психологии. В следствии сложного данного явления, существует достаточно подходов к его рассмотрению: Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и др. Изучение общения показывает разнообразное проявление и фиксаций данного феномена. Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей. Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким «материалом» имеет дело.

    Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения  к изучению его в контексте конкретных групп. Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру.

1. Коммуникативная  сторона общения связана с  обменом информацией, обогащением  друг друга за счет накопления  каждым запаса знаний.

2. Интерактивная  сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

3. Перцептивная  сторона общения характеризует  процесс восприятия людьми других  людей, процесс познания их  индивидуальных свойств и качеств.  Основными механизмами восприятия  и познания друг друга б процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация.

    Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны  общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в  жизнедеятельности людей.

    Теоретические научные подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в социальной психологии. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.

    Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах.

    Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана  совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласование” деятельностей индивидуальных участников.

    При этом под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.

Информация о работе Структура, содержание и формы общения