Структура познавательной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:05, контрольная работа

Описание работы

Человек - субъект практической и теоретической деятельности, субъект практики и истории. Он познает мир, изменяя его; изменяя его, он изменяет и самого себя. В нем раскрывается все более глубокий внутренний план, целый внутренний мир, который далеко выходит за пределы любого единичного действия и никак не исчерпывается им. Но этот внутренний мир переживания, сознания, ширится и углубляется в человеке по мере того, как человек, преобразуя внешний мир, все дальше и глубже проникает в него. Связь между действенностью и сознанием человека сохраняется; они взаимопроникают друг в друга.

Работа содержит 1 файл

Структура познавательной деятельности.docx

— 54.52 Кб (Скачать)

Оба рассмотренных вида мышления —  теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно-образного — состоит в том, что мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Последний из обозначенных на схеме  видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается  в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком  с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические  структуры и процессы, участвующие  в управлении деятельностью со стороны  центральной нервной системы, а  также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию  деятельности. К внешним компонентам  можно отнести разнообразные  движения, связанные с практическим выполнением деятельности. Соотношение  внутренних и внешних компонентов  деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический  переход внешних компонентов  во внутренние.

Важнейшими компонентами любой человеческой деятельности выступают  такие психические процессы, как: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Без участия психических  процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как  неотъемлемые внутренние компоненты. Психические процессы не просто участвуют  в деятельности, они в ней развиваются  и  сами собой представляют особые виды деятельности.

Все процессы познания направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем и чем-то, что-то себе представляем или воображаем.

Ощущение есть формирование субъективного образа объективной  реальности. Это отображение свойств  и качеств объекта в органах  чувств человека. Это исходный уровень  отражения. Совокупность ощущений формирует  чувственный состав предметных образов  реальности. Ощущения дают первичную  информацию о предмете.

Восприятие есть целостное  чувственное отображение предмета в единстве его чувственных образов. Восприятие не только дает целостный  образ, но и осуществляет ориентацию человека в мире. Оно тесно связано  с мышлением, памятью, вниманием  и воображением.

Внимание проявляется  внутри восприятия, мышления. Оно –  сторона всех познавательных процессов  сознания, и притом та их сторона, в  которой они выступают как  деятельность, направленная на объект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Бондарчук О.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. – К.:  МАУП, 1999.- 342с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология – М., 2000
  3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник. - М.: Просвещение, 1998.- 564с.
  4. Радугин А.А Психология: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 534с.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.- М.: ИНФРА-М, 1998.- 528с.
  6. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1998.- 653с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 1999.- 720с.

 


Информация о работе Структура познавательной деятельности