Структура познавательной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:05, контрольная работа

Описание работы

Человек - субъект практической и теоретической деятельности, субъект практики и истории. Он познает мир, изменяя его; изменяя его, он изменяет и самого себя. В нем раскрывается все более глубокий внутренний план, целый внутренний мир, который далеко выходит за пределы любого единичного действия и никак не исчерпывается им. Но этот внутренний мир переживания, сознания, ширится и углубляется в человеке по мере того, как человек, преобразуя внешний мир, все дальше и глубже проникает в него. Связь между действенностью и сознанием человека сохраняется; они взаимопроникают друг в друга.

Работа содержит 1 файл

Структура познавательной деятельности.docx

— 54.52 Кб (Скачать)

Предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности знания, умения и навыки, предметом  трудовой деятельности создаваемый  материальный продукт. Всякая деятельность имеет определенную структуру. В  ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение  книги, ее чтение;

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько  есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и  навыков, от наличных инструментов и  средств осуществления действия. В качестве средств осуществления  деятельности для человека выступают  те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и  операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в  результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические  структуры и процессы, участвующие  в управлении деятельностью со стороны  центральной нервной системы, а  также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию  деятельности. К внешним компонентам  можно отнести разнообразные  движения, связанные с практическим выполнением деятельности. Соотношение  внутренних и внешних компонентов  деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический  переход внешних компонентов  во внутренние.

У современного человека имеется  множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует  количеству его потребностей. Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответствовать  общим потребностям людей. Это - общение, игра, учение.

 Важнейшими компонентами  любой человеческой деятельности  выступают такие психические  процессы, как: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Без участия психических процессов  человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые  внутренние компоненты. Психические  процессы не просто участвуют  в деятельности, они в ней развиваются  и  сами собой представляют  особые виды деятельности. Так,  восприятие в процессе практической  деятельности приобретает свои  важнейшие психологические качества, в деятельности формируются ее  основные виды: восприятие глубины,  направления и скорости движения, времени и пространства. Воображение тоже связано с деятельностью, потому как человек не в состоянии представить или вообразить такое, что не выступало в опыте, не было условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения является отражением, хоть и не буквальным, опыта человеческой деятельности.

Один из основных процессов памяти - запоминание осуществляется в деятельности, и само оно представляет собой своего рода мнемоническую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему запоминанию (осмысление, структурирование, ассоциирование и др.). Мышление в ряде своих случаев идентично практической деятельности (так называемое "ручное", или практическое мышление). В более развитых формах - образной и логической деятельности момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием "речевая деятельность"

 Таким образом, внутренние, т.е. психические процессы по  происхождению и структуре являются  деятельностями, всякая деятельность- это соединение внутренних и  внешних, психических и поведенческих  действий и операций.

 

 

 

 

 

 

1.2. Общая характеристика познавательных процессов.

 

Ощущения

 

Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий  на его поведение продукт переработки  нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней  среде.

Способность к ощущениям  имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что  же касается осознаваемых ощущений, то они имеются только у живых  существ, у которых есть головной мозг и кора головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что  при торможении деятельности высших отделов центральной нервной  системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических  препаратов человек утрачивает способность  иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно  воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания.

Виды ощущений отражают своеобразие  тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с  различными видами энергии, вызывают соответствующие  ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о  состоянии мышечной системы нам  предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или  расслабления мышц. О положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.

 

Восприятие

 

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся  в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его  развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как  бы «привязаны» к специфическим  анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Предметность, целостность, константность  и категориальностъ (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальностъ человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

 

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения. Восприятие это своеобразный познавательный процесс, без которого невозможна мыслительная деятельность. Что мы воспринимаем и познаем не исчезает потом бесследно, а остаётся в нашей памяти.

 

 

Память

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых  существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У человека, в отличие от животных,  есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно и строго, чем это  сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долге хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Образы тех предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее, называются  представлениями памяти.

Представление – итог всех прошлых восприятий данного предмета или явления. Образ вашей матери – итог всех пошлых восприятий её. Представление может быть обобщенным образом не только единичного предмета, но и целого класса аналогичных предметов.

Информация о работе Структура познавательной деятельности