Структура познавательной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:05, контрольная работа

Описание работы

Человек - субъект практической и теоретической деятельности, субъект практики и истории. Он познает мир, изменяя его; изменяя его, он изменяет и самого себя. В нем раскрывается все более глубокий внутренний план, целый внутренний мир, который далеко выходит за пределы любого единичного действия и никак не исчерпывается им. Но этот внутренний мир переживания, сознания, ширится и углубляется в человеке по мере того, как человек, преобразуя внешний мир, все дальше и глубже проникает в него. Связь между действенностью и сознанием человека сохраняется; они взаимопроникают друг в друга.

Работа содержит 1 файл

Структура познавательной деятельности.docx

— 54.52 Кб (Скачать)

Введение

Человек способен создать  себе условия и обитать в любой  среде и в любой точке земного  шара (а в последние годы и вне  Земли). Ни одно живое существо не в  состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и  формам активности.  
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало к природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Человек - субъект практической и теоретической деятельности, субъект  практики и истории. Он познает мир, изменяя его; изменяя его, он изменяет и самого себя. В нем раскрывается все более глубокий внутренний план, целый внутренний мир, который далеко выходит за пределы любого единичного действия и никак не исчерпывается  им. Но этот внутренний мир переживания, сознания, ширится и углубляется  в человеке по мере того, как человек, преобразуя внешний мир, все дальше и глубже проникает в него. Связь между действенностью и сознанием человека сохраняется; они взаимопроникают друг в друга. Само сознание человека несет в себе печать действенности; само действие человека становится сознательным актом, который, направляясь на осознанную цель, исходит из осознанных мотивов и подвергается сознательному регулированию.

 Внутренние, т.е. психические  процессы по происхождению и  структуре являются деятельностями. Доказано, всякая деятельность- это  соединение внутренних и внешних,  психических и поведенческих  действий и операций.

1 Структура познавательной  деятельности

1.1.Понятие и структура человеческой деятельности.

Для начала приведём различные  определения понятия «деятельность», встречающиеся в психологической  литературе.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё.

В деятельности человек создает  предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет  и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется  в том, что благодаря ей он выходит  за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же гипотетически  обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера  своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия  на себя и природу. Пользуясь этими  орудиями он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и в конечном счёте преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший  место за последние несколько  десятков тысяч лет, обязан своим  происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей.

Главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

    1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер.
    2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития.
    3. деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.
    4. Человеческая деятельность в её разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
    5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она задана в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании.

Деятельность отличатся  не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создание определенного  продукта, носит, зачастую, пассивный  характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание определенного  продукта. Поведение спонтанно, деятельность организованна; поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет  следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и  средства.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, социальными, духовными.

В качестве цели деятельности выступает её продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определённые знания, умения, навыки, приобретаемые  в ходе деятельности, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна её мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно  имеет дело. Так, например, предметом  познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом  учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет  определённую структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как  основные составляющие деятельности. Действием также называют часть  деятельности. Имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включённым в структуру  познавательной деятельности, можно  назвать получение книг, её прочтение.

Операцией именуют способ осуществления действия. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и  навыков, от наличных инструментов и  средств осуществления действия.

В качестве средств осуществления  деятельности для человека выступают  те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и  операции.

Так учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение  задач и т.д. В действии тоже можно  усмотреть цель, средство, результат. Например, цель прополки – создать условия для роста культурных растений.

Любая деятельность представляет собой цепь действий:

ЦЕЛЬ 


 

СРЕДСТВА

ДОСТИЖЕНИЯ

ЦЕЛИ


ДЕЙСТВИЯ,

НАПРАВЛЕННЫЕ 

НА ДОСТИЖЕНИЕ

ЦЕЛИ


 

РЕЗУЛЬТАТ

 

Она (деятельность) неразрывно связана с сознанием и волей, опирается на них, невозможна без  познавательных и волевых процессов.

Итак, деятельность это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

Деятельность человека очень  многообразна, мы будем  рассматривать  деятельность как познание.

Как же человек познаёт  окружающий мир? Для этого необходима, прежде всего, нормальная работа органов  чувств, благодаря которым человек  получает информацию об окружающем мире, а также о состоянии собственного организма. Пять основных чувств: вкус, осязание, зрение, слух и обоняние –  были описаны ещё древнегреческим  философом Аристотелем более  двух тысяч лет назад. Но и посей  день продолжается их изучение, анализ механизмов действия. Исходным элементом  чувственного опыта являются ощущения, возникшие в результате непосредственного  воздействия реальности на органы чувств.

 

Современный человек живет  в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким  предметам, особенно на работе и в  быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум  человека, так что их можно считать  материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены  достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение  их в деятельность выступает как  собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.  
Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Формы и способы организации  человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все  они связаны со сложными двигательными  умениями и навыками, которых нет  у животных, умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода, различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

У человека сами движения рук  и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих  предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально  обусловленными.

Человек больше создает, чем  потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский  характер, то нескольким десяткам поколений  людей не удалось бы за исторически  сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный  мир духовной и материальной культуры. Все это благодаря деятельностному  характеру человеческой активности. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.

 Деятельность человека  имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру  и средства. Мотивом деятельности  называется то, что побуждает  ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает  конкретная потребность, которая  в ходе и с помощью данной  деятельности удовлетворяется. Мотивы  человеческой деятельности могут  быть самыми различными; органическими,  функциональными, материальными,  социальными, духовными. Органические  мотивы направлены на удовлетворение  естественных потребностей организма  (у человека на создание условий,  в наибольшей степени этому  способствующих). Такие мотивы связаны  с ростом, самосохранением и развитием организма. Это производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные -побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами). В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна  ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и  поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей  с разными конечными целями могут  лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может  выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень  нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как  приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем  виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело.

Информация о работе Структура познавательной деятельности