Структура педагогической науки

Автор: Яна Бартева, 25 Сентября 2010 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Педагогика как наука устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Объектом изучения педагогики является образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предметом – педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности детей и взрослых. Таким образом, педагогика – это наука о воспитании и обучении и образовании детей и взрослых.
Педагогика, пройдя длительный путь развития и накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности обучения и воспитания человека, разрабатывающей основы учебно–воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагогика.
Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
А) общие основы педагогики;
Б) тория обучения (дидактика);
С) теория воспитания;
Д) школоведение (управление образовательными системами).
Компонентами целостного педагогического процесса являются обучение и воспитание. Протекают они в единстве и во взаимосвязи. Однако каждый из этих компонентов имеет свои особенности, самостоятельное значение, поэтому в педагогике более традиционным является рассмотрение их в отдельности. Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявлять свою индивидуальность.

Содержание

1. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими отраслями знаний.
2. Влияние межличностных отношений в коллективе на его психологический климат.
3. Задачи воспитания в педагогическом процессе по различным историческим эпохам.

Работа содержит 1 файл

пед и псих..doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Межличностные отношения являются одним из факторов (по Б.Д. Парыгину) психологического климата в коллективе.

     Психологический климат коллектива - состояние психологического равновесия между членами коллектива и руководителями, которое обеспечивает их максимальную работоспособность. Этот термин используется для обозначения качественной характеристики межличностных отношений в группе, содержанием которой является совокупность психологических явлений, способствующих или препятствующих эффективной групповой деятельности.

     Главным элементом, характеризующим психологический  климат, является характеристика его структуры. В структуре психологического климата можно выделить два основных блока – отношения людей к труду и их отношения друг к другу. В свою очередь отношения сотрудников друг к другу можно разделить на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения. В конечном итоге все многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным настроем – его отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

     Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим не ограничивается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии, а также и на отношении каждого из членов данного коллектива к самому себе.  В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений психологического климата.

     Отношение к миру и самому себе попадают в  ранг последующего, а не ближайшего проявления климата, так как имеют  более сложный этап формирования. Действительно, отношение человека к миру формируется в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается пределами того или иного, даже самого значимого для него коллектива. Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе (самосознание, самочувствие), которое находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но и нередко в еще большей мере зависит от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида. Однако исследования в этом направления говорят о том, что можно рассматривать уровень самооценки и самочувствия индивида в зависимости от отношений, складывающихся в данном коллективе. Есть в частности основания рассматривать самочувствие личности в группе в качестве показателя уровня ее адаптированности, меры включенности в совместную деятельность, степени причастности к жизни данной группы  (Косолапов). Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего "я" в рамках данной конкретной общности людей.

     В рамках социальной организации правомерно говорить о двух важнейших факторах психологического климата  коллектива – культуре человеческих отношений, человеческого общения с одной стороны, и культуре организации труда – с другой. Таким образом, к числу основных психологических факторов, регулирующих психологический климат группы, относятся:

        - доверие – недоверие членов группы друг к другу,

        - симпатия – антипатия  во взаимоотношениях членов группы,

        - свобода – несвобода  выражения собственного мнения  при обсуждении вопросов, касающихся  функционирования группы как  целого,

        - давление на рядовых  членов группы или признание  за ними права на самостоятельное решение со стороны руководства,

        - информированность  – неинформированность членов  коллектива о состоянии дел  в коллективе,

        - удовлетворенность  – неудовлетворенность членов  группы принадлежностью к группе и др.

     Эффективное выполнение трудовых функций зависит не только от организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.

     Любая организованная группа, в том числе  и трудовой коллектив, имеет формальную и неформальную структуры, где существуют свои статусно-ролевые позиции. Разные члены группы более или менее сходны или различаются тем, что они считают важным и допустимым, а что второстепенным и неприемлемым и т.п. Все это создает психологический микроклимат, настроение группы, и члены группы либо им дорожат, либо пренебрегают и могут даже уволиться с работы, интересной для них по существу. В связи с этим определяется одна из важнейших задач в организации – оптимизация межличностных отношений и создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, так как построение и поддержание оптимальных деловых, межличностных отношений, обусловленных положительными эмоциональными переживаниями, – важнейшее условие не только работоспособности коллектива, но и создания высокоэффективных организаций.

     В общем виде психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления в его жизнедеятельности.

     Теоретические исследования позволяют сделать  вывод о том, что психологический  климат является наиболее целостной  характеристикой группы, связанной  с особенностями отражения группой  отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.

     Уровень психологического климата в коллективе можно определить с помощью методики «Изучение психологического климата коллектива»:

        Уважаемый коллега! Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата  в вашем коллективе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.

        Оценки: 3- свойство проявляется  всегда:

    1. свойство проявляется в большинстве случаев,

    1 –  свойство проявляется нередко,

    0 –  проявляется  в одинаковой степени и то, и другое свойство.

№ п\п Свойство психологического климата А оценка Свойство психологического климата В
1 2 3 4
1. Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения 3210123 Преобладает подавленное  настроение
2. Доброжелательность  в отношениях, взаимные симпатии 3210123 Конфликтность в отношениях, антипатии
3. В отношениях между  группировками внутри нашего коллектива существует взаимное расположение, понимание 3210123 Группировки конфликтуют  между собой
4. Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности 3210123 Проявляют к  более тесному общению безразличие, выражают отрицательные отношения  к совместной деятельности
5. Успехи или  неудачи товарищей вызывают сопереживание, искренние участие всех членов группы 3210123 Успех или неудачи  товарищей оставляют равнодушным или вызывают зависть, злорадство
6. С уважением относятся к мнением других 3210123 Каждый считает  свое мнение главным и нетерпим к  мнению товарищей
7. Достижение  и неудачи в группы переживают как собственные 3210123 Достижение  и неудачи в группы не находят  отклика у ее членов
8. В трудные дни  для группы происходит эмоциональное  единение, «один за всех и все  за одного» 3210123 В трудные дни  группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
9. Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство 3210123 К похвалам и поощрениям группы относится равнодушно
10. Группа активна, полна энергии 3210123 Группа инертна, пассивна
11. Участливо и  доброжелательно относятся к  новичкам, помогают им освоиться в коллективе 3210123 Новички чувствуют  себя чужими к ним часто проявляют  враждебность
12. В группе существует справедливое отношение к все  членам, поддерживают слабых, выступают  в их защиту 3210123 Группа заметно  разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым
13. Совместные  дела увлекают всех, велико желание  работать коллективно 3210123 Группу не возможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

Подсчет итогов: сложить оценки левой стороны в вопросах 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 – сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С= А-В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. С более 25, значит, психологический климат благоприятен. Если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле

       С= Сi/N,

Где N – число членов группы.

      Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле

N(Ci-)/N*100%,

Где N(Ci-) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, N – число членов группы.

     Таким образом, характер межличностных и межгрупповых отношений существенно сказывается на результатах совместной деятельности. Чаще всего (но не всегда) позитивные межличностные отношения благоприятно влияют на общение и совместную деятельность людей, выполняя роль своеобразной смазки в механизме их делового взаимодействия. Наоборот, негативные межличностные отношения чаще (но тоже не всегда) мешают делу, как бы подсыпая песок в этот механизм. Межличностные отношения приводят к конфликтам, которые направлены на выявление взаимоотношений между членам коллектива, что в  свою очередь приводит  к нестабильности психологического климата в коллективе, разобщенности и снижению качества достигаемых учреждением целей и задач.  

     3. Задачи воспитания в педагогическом процессе по различным историческим эпохам

     Воспитание - это явление, присущее всем общественно-экономическим формациям, оно имеет некоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и развитии физических сил, формирование мировоззрения и т.д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам воспитание существенно изменяется в зависимости от исторического развития общественных отношений.  

Историческая эпоха Задачи воспитания
Первобытное общество
  • Усвоение жизненно-практического опыта старших поколений младшими в процессе трудовой деятельности, а также при проведении различных обрядов и игр;
  • физическое развитие подрастающих поколений, вооружение их трудовыми умениями и навыками
  • различие в воспитании мальчиков и девочек: мальчики - приобретение навыков охоты и рыбной ловли, борьбы, стрельбы из лука, езды верхом; девочки – приобретение навыков ведения домашнего хозяйства: приготовление пищи, изготовление одежды, посуды;
  • знакомство молодого поколения с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями;
  • воспитание у младших почитания старших и умерших путем использования  устного народного творчества: преданий, песен и др.
Рабовладельчес-кое общество
  • спартанская государственная система воспитания: подготовка стойких и закаленных воинов;
  • физическое воспитание девочек, их военная подготовка, приучение их управлять рабами;
  • афинская воспитательная система: презрение к физическому труду и рабам;
  • «всестороннее развитие личности» - сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении;
  • подготовка к тяжёлому физическому труду – главная задача воспитания для рабов и их детей
феодализм
  • Воспитание учащихся в духе христианской религии и нравственности средствами богослужения, проповеди, поучения, исповеди;
  • Воспитание у людей долготерпения и смирения, покорности феодалам;
  • подготовка к загробному миру путем внушения,  что, в нем все будут вознаграждены за перенесенные на земле страдания;
  • овладение семью “рыцарскими добродетелями”: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца (светские феодалы, рыцари);
  • воспитание в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию дочерей феодалов на дому и в женских монастырях;
  • военно-физическое воспитание мальчиков от 7 до 21 года;
  • воспитание безропотных, покорных хозяевам слуг (бедные слои населения);
  • подготовка к церковной и светской службе;
  • трудовое воспитание  (дети ремесленников и крестьян).
эпоха Возрождения
  • воспитание здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами;
  • «разностороннее воспитание личности»- физическое и умственное воспитание детей, содействующее развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружению их реальными светскими знаниями (исключение составляет трудовое воспитание, подготовка всех членов общества к труду);
  • Гуманистическое воспитание - уважение личности ребенка.
Капиталистичес-кий строй
  • Включение детей с определенного возраста в рабочую среду в качестве непосредственных участников производительного труда;
  • приобщение их к общественной жизни, к экономической и политической борьбе пролетариата за удовлетворение своих интересов;
  • воспитание революционного сознания, накопление практического опыта революционной борьбы;
  • формирование личности активного борца за дело рабочего класса.
Индустриальная  эпоха – Россия – социалистичес-кое общество
  • Воспитание детей и юношества в труде и в коллективе, развитие инициативы и самодеятельности с учётом возрастных особенностей воспитанников и индивидуального подхода к ним;
  • формирование нового человека — строителя коммунистического общества — главная цель коммунистического воспитания, которое предполагает выработку научно-материалистического мировоззрения, превращение норм коммунистической морали в личные убеждения и правила повседневного поведения, интернациональное воспитание в духе дружбы народов;
  • всестороннее развитие духовных и физических способностей людей, воспитание у них высоких эстетических вкусов;
  • всестороннее развитие личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
  • воспитание детей на революционных, боевых и трудовых традициях советских людей,
Постиндустри-альная эпоха – Россия
  • ориентация ребенка на общечеловеческие ценности и смыслы;
  • Подготовка учащихся к сознательному выбору жизненной карьеры;
  • формирование у подрастающего поколения качеств гражданина-патриота;
  • полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие;
  • освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.
 

     Таким образом, каждая историческая эпоха характеризуется специфическими задачами воспитания, которые признаются обществом данного времени. Вместе с тем, каждая эпоха сыграла определенную роль в развитии идей, положений, связанных с воспитанием человека, формированием его личности, в осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования. 
 

                                                ЛИТЕРАТУРА: 

1. Вайндорф-Сысоева М.Е.., Крившенко Л.П. Педагогика: краткий курс лекций. – М.: Юрайт- Издательство, 2004. – 254с.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов\ под ред. В.А. Сластенина. – 5 –е изд., доп.. –М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.

3. Соснин  В.А., Красникова Е.А., Социальная  психология: Учебник. – М.: Форум:  Инфра – М, 2006. – 336 с. – (Серия «Профессиональное образование»).

4.Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник\ Л.Д. Столяренко. – Ростов н\Д: Феникс, 2005.- 416 с. – (СПО)

5. Тетенькин  Б.С. Психология трудового коллектива \  Киров 2003. – 256 с.

6.Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий курс\ 
Учебное пособие. - Тобольск.- 2005. (электронная версия).

7. Яндекс. Словари.  Большая советская энциклопедия.

Информация о работе Структура педагогической науки