Автор: Яна Бартева, 25 Сентября 2010 в 16:02, контрольная работа
Педагогика как наука устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Объектом изучения педагогики является образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предметом – педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности детей и взрослых. Таким образом, педагогика – это наука о воспитании и обучении и образовании детей и взрослых.
Педагогика, пройдя длительный путь развития и накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности обучения и воспитания человека, разрабатывающей основы учебно–воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагогика.
Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
А) общие основы педагогики;
Б) тория обучения (дидактика);
С) теория воспитания;
Д) школоведение (управление образовательными системами).
Компонентами целостного педагогического процесса являются обучение и воспитание. Протекают они в единстве и во взаимосвязи. Однако каждый из этих компонентов имеет свои особенности, самостоятельное значение, поэтому в педагогике более традиционным является рассмотрение их в отдельности. Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявлять свою индивидуальность.
1. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими отраслями знаний.
2. Влияние межличностных отношений в коллективе на его психологический климат.
3. Задачи воспитания в педагогическом процессе по различным историческим эпохам.
Межличностные отношения являются одним из факторов (по Б.Д. Парыгину) психологического климата в коллективе.
Психологический климат коллектива - состояние психологического равновесия между членами коллектива и руководителями, которое обеспечивает их максимальную работоспособность. Этот термин используется для обозначения качественной характеристики межличностных отношений в группе, содержанием которой является совокупность психологических явлений, способствующих или препятствующих эффективной групповой деятельности.
Главным
элементом, характеризующим
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим не ограничивается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии, а также и на отношении каждого из членов данного коллектива к самому себе. В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений психологического климата.
Отношение к миру и самому себе попадают в ранг последующего, а не ближайшего проявления климата, так как имеют более сложный этап формирования. Действительно, отношение человека к миру формируется в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается пределами того или иного, даже самого значимого для него коллектива. Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе (самосознание, самочувствие), которое находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но и нередко в еще большей мере зависит от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида. Однако исследования в этом направления говорят о том, что можно рассматривать уровень самооценки и самочувствия индивида в зависимости от отношений, складывающихся в данном коллективе. Есть в частности основания рассматривать самочувствие личности в группе в качестве показателя уровня ее адаптированности, меры включенности в совместную деятельность, степени причастности к жизни данной группы (Косолапов). Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего "я" в рамках данной конкретной общности людей.
В рамках социальной организации правомерно говорить о двух важнейших факторах психологического климата коллектива – культуре человеческих отношений, человеческого общения с одной стороны, и культуре организации труда – с другой. Таким образом, к числу основных психологических факторов, регулирующих психологический климат группы, относятся:
- доверие – недоверие членов группы друг к другу,
- симпатия – антипатия
во взаимоотношениях членов
- свобода – несвобода выражения собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся функционирования группы как целого,
- давление на рядовых
членов группы или признание
за ними права на
- информированность – неинформированность членов коллектива о состоянии дел в коллективе,
- удовлетворенность – неудовлетворенность членов группы принадлежностью к группе и др.
Эффективное
выполнение трудовых функций зависит
не только от организационно-
Любая организованная группа, в том числе и трудовой коллектив, имеет формальную и неформальную структуры, где существуют свои статусно-ролевые позиции. Разные члены группы более или менее сходны или различаются тем, что они считают важным и допустимым, а что второстепенным и неприемлемым и т.п. Все это создает психологический микроклимат, настроение группы, и члены группы либо им дорожат, либо пренебрегают и могут даже уволиться с работы, интересной для них по существу. В связи с этим определяется одна из важнейших задач в организации – оптимизация межличностных отношений и создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, так как построение и поддержание оптимальных деловых, межличностных отношений, обусловленных положительными эмоциональными переживаниями, – важнейшее условие не только работоспособности коллектива, но и создания высокоэффективных организаций.
В общем виде психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления в его жизнедеятельности.
Теоретические
исследования позволяют сделать
вывод о том, что психологический
климат является наиболее целостной
характеристикой группы, связанной
с особенностями отражения
Уровень психологического климата в коллективе можно определить с помощью методики «Изучение психологического климата коллектива»:
Уважаемый коллега! Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашем коллективе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.
Оценки: 3- свойство проявляется всегда:
1 – свойство проявляется нередко,
0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
№ п\п | Свойство психологического климата А | оценка | Свойство психологического климата В |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения | 3210123 | Преобладает подавленное настроение |
2. | Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | 3210123 | Конфликтность в отношениях, антипатии |
3. | В отношениях между группировками внутри нашего коллектива существует взаимное расположение, понимание | 3210123 | Группировки конфликтуют между собой |
4. | Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности | 3210123 | Проявляют к
более тесному общению |
5. | Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искренние участие всех членов группы | 3210123 | Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушным или вызывают зависть, злорадство |
6. | С уважением относятся к мнением других | 3210123 | Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей |
7. | Достижение и неудачи в группы переживают как собственные | 3210123 | Достижение и неудачи в группы не находят отклика у ее членов |
8. | В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного» | 3210123 | В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения |
9. | Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство | 3210123 | К похвалам и поощрениям группы относится равнодушно |
10. | Группа активна, полна энергии | 3210123 | Группа инертна, пассивна |
11. | Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе | 3210123 | Новички чувствуют себя чужими к ним часто проявляют враждебность |
12. | В группе существует справедливое отношение к все членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту | 3210123 | Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым |
13. | Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно | 3210123 | Группу не возможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах |
Подсчет итогов: сложить оценки левой стороны в вопросах 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 – сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С= А-В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. С более 25, значит, психологический климат благоприятен. Если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле
С= Сi/N,
Где N – число членов группы.
Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле
N(Ci-)/N*100%,
Где N(Ci-) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, N – число членов группы.
Таким
образом, характер межличностных и межгрупповых
отношений существенно сказывается на
результатах совместной деятельности.
Чаще всего (но не всегда) позитивные межличностные
отношения благоприятно влияют на общение
и совместную деятельность людей, выполняя
роль своеобразной смазки в механизме
их делового взаимодействия. Наоборот,
негативные межличностные отношения чаще
(но тоже не всегда) мешают делу, как бы
подсыпая песок в этот механизм. Межличностные
отношения приводят к конфликтам, которые
направлены на выявление взаимоотношений
между членам коллектива, что в свою
очередь приводит к нестабильности
психологического климата в коллективе,
разобщенности и снижению качества достигаемых
учреждением целей и задач.
3. Задачи воспитания в педагогическом процессе по различным историческим эпохам
Воспитание
- это явление, присущее всем общественно-экономическим
формациям, оно имеет некоторые общие
признаки (передача накопленного опыта,
овладение знаниями, забота о здоровье
и развитии физических сил, формирование
мировоззрения и т.д.), но по своим целям,
содержанию, организации и методам воспитание
существенно изменяется в зависимости
от исторического развития общественных
отношений.
Историческая эпоха | Задачи воспитания |
Первобытное общество |
|
Рабовладельчес-кое общество |
|
феодализм |
|
эпоха Возрождения |
|
Капиталистичес-кий строй |
|
Индустриальная эпоха – Россия – социалистичес-кое общество |
|
Постиндустри-альная эпоха – Россия |
|
Таким
образом, каждая историческая эпоха характеризуется
специфическими задачами воспитания,
которые признаются обществом данного
времени. Вместе с тем, каждая эпоха сыграла
определенную роль в развитии идей, положений,
связанных с воспитанием человека, формированием
его личности, в осмыслении современных
путей развития педагогической мысли
и образования.
1. Вайндорф-Сысоева М.Е.., Крившенко Л.П. Педагогика: краткий курс лекций. – М.: Юрайт- Издательство, 2004. – 254с.
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов\ под ред. В.А. Сластенина. – 5 –е изд., доп.. –М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.
3. Соснин В.А., Красникова Е.А., Социальная психология: Учебник. – М.: Форум: Инфра – М, 2006. – 336 с. – (Серия «Профессиональное образование»).
4.Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник\ Л.Д. Столяренко. – Ростов н\Д: Феникс, 2005.- 416 с. – (СПО)
5. Тетенькин
Б.С. Психология трудового
6.Черкасова
И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий курс\
Учебное пособие. - Тобольск.- 2005. (электронная
версия).
7. Яндекс. Словари. Большая советская энциклопедия.