Структура педагогической науки

Автор: Яна Бартева, 25 Сентября 2010 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Педагогика как наука устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Объектом изучения педагогики является образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предметом – педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности детей и взрослых. Таким образом, педагогика – это наука о воспитании и обучении и образовании детей и взрослых.
Педагогика, пройдя длительный путь развития и накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности обучения и воспитания человека, разрабатывающей основы учебно–воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагогика.
Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
А) общие основы педагогики;
Б) тория обучения (дидактика);
С) теория воспитания;
Д) школоведение (управление образовательными системами).
Компонентами целостного педагогического процесса являются обучение и воспитание. Протекают они в единстве и во взаимосвязи. Однако каждый из этих компонентов имеет свои особенности, самостоятельное значение, поэтому в педагогике более традиционным является рассмотрение их в отдельности. Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявлять свою индивидуальность.

Содержание

1. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими отраслями знаний.
2. Влияние межличностных отношений в коллективе на его психологический климат.
3. Задачи воспитания в педагогическом процессе по различным историческим эпохам.

Работа содержит 1 файл

пед и псих..doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Существует  также специальная педагогика (дефектология). Она исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

     Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих людей; тифлопедагогика – слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика – умственно отсталых. Логопедия – наука о нарушениях речи, путях их преодоления и предупреждения.

     Особую  группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

     Такова  система педагогической науки, возникновение  новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.

     Педагогика,  прежде всего, связана с дисциплинами, изучающими человека. Человек, как член общества изучается общественными науками, как продукт биологической эволюции – биологическими науками, как мыслящее существо со своим психическим внутренним миром – психологическими науками.

     Из  общественных наук педагогика тесно связана:

     1) с философией. Философское учение является методологической основой педагогики. У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов, в том числе:

     - проблемы цели воспитания,

     - проблемы формирования мировоззрения,

     - взаимосвязь коллектива и личности;

     - гносеологические проблемы, связанные  с разработкой теории познания (в том числе и ученического) форм познания человеком окружающей его действительности;

     2) с этикой и эстетикой. Они помогают решению задач нравственного и эстетического воспитания, формирования научного мировоззрения;

     3) с социологией. Исследует основные закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны совместно решать школа, семья, общество;

     4) с экономикой, в частности с ее областью – экономикой образования. Данные экономики необходимы для решения таких важнейших проблем, как:

     - определение затрат на обучение  школьников;

     - определение стоимости обучения  в различных типах образовательных  учреждений;

      - определение затрат на учительские  кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия и т.д.

     5) с демографией. Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов размещения населения невозможно планирование строительства и размещения школ, подготовки учителей.

     Педагогики  тесно связана с биологическими науками. Естественнонаучной базой обучения и воспитания являются:

    1. возрастная физиология – наука об особенностях строения и функционирования организма человека. Она имеет большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха;
    2. школьная гигиена, она охватывает вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе;
    3. коррекционная педагогика. Она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект, компенсируются дефекты, имеющиеся у детей, и облегчаются процессы социализации у детей с отклонениями в развитии.

     Наиболее  тесной является связь педагогики с психологическими науками. Большое значение для педагогики имеют:

     1) возрастная и педагогическая  психология, которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учетом возраста ребенка;

     2) дифференциальная психология, изучающая индивидуальные различия педагога, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно-ориентированного подхода в воспитании;

     3)   социальная психология, она обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.

     Устанавливаются все тесные связи  педагогики и  с другими науками:

    1. с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включить технические средства, компьютеры в учебный процесс;
    2. с кибернетикой, одним из практических результатов применения общих идей явилось программированное обучение;
    3. с этнографией и фольклористикой.  Изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит средством воспитания современных школьников.

     Таким образом, педагогика, имея собственный  предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук, поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек. Педагогика, как самостоятельная, достаточно развитая  наука, имея свою четко определенную область исследования, не может существовать обособленно. Однако в отличие от других дисциплин, изучающих различные стороны  развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.  

    1. Влияние межличностных отношений  в коллективе на его психологический климат

     Содержание  и характер взаимодействия людей  определяется не только их внутренними  побуждениями (потребности, интересы, мотивы и т.д.) и особенностями  выполняемых деятельностей (цели, методы, средства, но их отношениями к друг другу.

      Межличностные отношения, - это, с одной стороны, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, через которые люди осуществляют взаимное восприятие и взаимную оценку. Межличностные отношения иногда называют психологическими или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность.

      Межличностные отношения включают в себя три  элемента:

      1) когнитивный (гностический, информационный) – предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях с данным человеком.

     2) аффективный (эмоциональный) – эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от позитивных (сближающих) к индифферентным (нейтральным) и негативным (разделяющим) и наоборот. Вариантов межличностных отношений много. Позитивные отношения проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению  совместной деятельности. Индифферентное отношение к партнеру находит отражение в безучастности, равнодушии и т.д. Негативные отношения выражаются в проявлении различных форм отрицательных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к сближению или даже как наличие конфронтации. Поскольку межличностные отношения проявляются в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в контакт, то это может, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а с другой стороны, затруднять взаимодействие.

     3) поведенческий (практический, регулятивный) – он реализуется в конкретных действиях. В случае, если один из людей направится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект несимпатичен, то  общение с ним будет затруднено.

     В качестве основного механизма развития межличностных отношений чаще всего рассматривается механизм эмпатии (способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь), которая включает когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты и имеет два уровня:

     !) когнитивная эмпатия, проявляется в виде понимания индивидом психического состояния другого человека без изменения своего собственного состояния;

     2) Эмоциональная эмпатия- это не только в виде понимания состояния  другого человека, но и  сопереживания, и сочувствия ему. Данная эмпатия бывает двух видов:

     - связана с простейшими переживаниями,  в основе которого лежит потребность в собственном благополучии – другая – переходная, форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

     3) высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она выражает в полной мере межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне проявляются реальные действия и поведенческие активно оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль общения называют помогающим).

     Основные  формы проявления эмпатии:

     - принцип подобия (сходства) – симпатия, обусловлена на определенных биосоциальных особенностей общающихся людей. Если данный принцип у них не проявляется, то это, как правило, говорит о индифферентности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это вызывает дисгармонию в когнитивных структурах общающихся и приводит к появлению односторонней или взаимной антипатии.

     - принцип дополнительности (бессознательно или в какой – то мере осознанно  выбор таких лиц, которые могут удовлетворить взаимные потребности).

     Условиями развития межличностных отношений являются:

     - место проживания,

     - вид совместной деятельности,- характер  ситуации,

     - этническая среда,

     - материальные ресурсы  и т.д.

     Благоприятной предпосылкой для успешного развития межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, возникающая на основе межличностного познания. Большое значение имеют индивидуальные особенности: пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, и некоторые личностные характеристики.

     Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые появляются в процессе совместной деятельности.

     Коллектив рассматривается как группа людей, объединенных общими целями деятельности учреждения, достижение которых является для них личностно значимым в процессе межличностного взаимодействия. Одной их характеристик коллектива является его сплоченность, под которой подразумевается единство ориентаций, потенциальная стабильность и совместимость – характеристика межличностных отношений, степень их конфликтности.

     В коллективах существует особая структура  отношений между членами группы, опосредованная содержанием совместной деятельности, ее ценностями, принципами, целями. Данная структура отношений подразумевает психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат  совместные интересы, идеалы, сходство или взаимная дополняемость характеров и т.д. Такое психологическое признание делает возможным постоянное коллективное взаимодействие.

     На  основе восприятия людами друг друга   и общения формируется  отношение  коллектива к каждому ее члену, т.е. каждый человек получает свой «социометрический  статус». Социометрия – это измерение  отношений  внутри группы (коллектива) по социальным критериям: с кем бы я хотел проводить время, у кого бы спросить совета, кто мне нравится или не нравится и т.д. Предложен этот метод американским психологом Д. Морено. Социометрический статус имеет  определенные градации – от положительного через нулевой к отрицательному. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений. Группа дифференцируется внутри на несколько слоев: звезды – лидеры (самый высокий положительный социальный статус), предпочитаемые, принимаемые (разного уровня положительный статус), изолированные (нулевой статус), пренебрегаемые и отвергнутые (отрицательный статус). Положение, занимаемое в группе по социометрическому статусу, человек чувствует по отношению к нему людей, и это сказывается а его настроении, поведении. Данную структуру межличностных отношений должен знать руководитель, уметь найти подход к каждому члену коллектива.

Информация о работе Структура педагогической науки