Структура педагогической науки

Автор: Яна Бартева, 25 Сентября 2010 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Педагогика как наука устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Объектом изучения педагогики является образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предметом – педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности детей и взрослых. Таким образом, педагогика – это наука о воспитании и обучении и образовании детей и взрослых.
Педагогика, пройдя длительный путь развития и накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности обучения и воспитания человека, разрабатывающей основы учебно–воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагогика.
Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
А) общие основы педагогики;
Б) тория обучения (дидактика);
С) теория воспитания;
Д) школоведение (управление образовательными системами).
Компонентами целостного педагогического процесса являются обучение и воспитание. Протекают они в единстве и во взаимосвязи. Однако каждый из этих компонентов имеет свои особенности, самостоятельное значение, поэтому в педагогике более традиционным является рассмотрение их в отдельности. Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявлять свою индивидуальность.

Содержание

1. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими отраслями знаний.
2. Влияние межличностных отношений в коллективе на его психологический климат.
3. Задачи воспитания в педагогическом процессе по различным историческим эпохам.

Работа содержит 1 файл

пед и псих..doc

— 158.00 Кб (Скачать)

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факультет ЭКОНОМИКИ  И  УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра психологических  дисциплин 

Предмет: психология и педагогика 

Вариант: 3 

Контрольная  работа №1 

Студентки 1 курса, группы МС - 13 

Бартевой  Яны Александровны 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дата  сдачи работы «_  _» декабря 2008 г.

Оценка:_____________________

Проверил:___________________ 
 
 
 
 
 

Киров 2008

ПЛАН:

  1. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими отраслями знаний.
  2. Влияние межличностных отношений в коллективе на его психологический климат.
  3. Задачи воспитания в педагогическом процессе по различным историческим эпохам.
 

    1. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими отраслями знаний

     Педагогика  как наука устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Объектом изучения педагогики является образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предметом – педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности детей и взрослых. Таким образом, педагогика – это наука о воспитании и обучении и образовании детей и взрослых.

     Педагогика, пройдя длительный путь развития и  накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности обучения и воспитания человека, разрабатывающей основы учебно–воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагогика.

     Традиционно общая педагогика содержит четыре больших  раздела:

     А) общие основы педагогики;

     Б) тория обучения (дидактика);

     С) теория воспитания;

     Д) школоведение (управление образовательными системами).

     Компонентами целостного педагогического процесса являются обучение и воспитание. Протекают они в единстве и во взаимосвязи. Однако каждый из этих компонентов имеет свои особенности, самостоятельное значение, поэтому в педагогике более традиционным является рассмотрение их в отдельности. Центральное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявлять свою индивидуальность.

     Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль  педагогики – дидактика. Термин «дидактика» в переводе с греческого означает «поучающий», «изучающий». Это понятие впервые ввел в науку немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. По мере развития педагогики дидактика все более концентрировала свое внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без  воспитания не существуют. Поэтому, дидактика- это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. В.И. Андреев считает, что дидактика – это наука о теориях образования и технологиях обучения. Дидактика как наука имеет свой предмет – это закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Различают общую и частную дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и решение поставленных задач.

     Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).

     Как наука дидактика занимается разработкой  проблем:

     - для чего учить (цели образования,  обучения);

     -  кого учить (субъекты обучения);

      - какие стратегии обучения наиболее эффективны (принципы обучения);

     - чему учить (содержание образования, обучения);

     - как организовать обучение (формы  организации обучения);

     - какие необходимы средства обучения (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и т.д.);

     - что достигается в процессе  обучения (критерии и показатели, характеризующие процесс результаты  обучения);

     - как проконтролировать и оценить  результаты обучения (методы контроля  и оценки результатов обучения).

     Понятие процесса воспитания ввел в педагогику А. С. Макаренко. Он был противником стихийности в воспитании и рассматривал его как особым образом организованное «педагогическое производство» растущего человека.

     Процесс воспитания – это процесс целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, в результате которого осуществляется становление личности, развитие и саморазвитие ее индивидуальных способностей, склонностей и интересов.

     Для процесса воспитания характерны следующие  специфические черты: целенаправленность; непрерывность, деятельностный характер; многофакторность; технологичность; диалогичность; ситуативность (основное средство – воспитывающая ситуация); перспективность, возможность управления; эмоциональность, отдаленность результатов.

     Процесс воспитания включает в себя самовоспитание и перевоспитание. Его логика строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и самосовершенствованию личности. Перевоспитание – это перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества.

     Структуру процесса воспитания представляет взаимосвязь  и взаимообусловленность следующих компонентов:

     Диагностика воспитанности личности → постановка целей и задач воспитания →  определение содержания воспитания → выбор методов, форм, средств  воспитания → анализ результатов  воспитания.

     Движущими силами процесса воспитания является выявление и разрешение противоречий: между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями; между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить  эти требования; между школой и семьей; между словом и делом; между преобладанием словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности и др.

     Психологическая сущность процесса  воспитания состоит  в переводе ребенка из одного состояния  в другое. С позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, т. е. перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план, в ее убеждения, установки, поведение, требования, предъявляемые личностью к самой себе. В связи с этим процесс воспитания рассматривается как последовательность следующих его отдельных  частей:

    • процесс педагогического воздействия на личность;
    • процесс принятия этого воздействия личностью;
    • процесс самовоспитания личности в соответствии с внешними требованиями.

     Последние десятилетия объем материала по некоторым разделам настолько увеличился, что их стали выделять  в качестве отдельных самостоятельных научных дисциплин.

     Особую  группу педагогических наук, изучающих  специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика. Она включает в себя предшкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогу взрослых и андрогогику.

     Предшкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Ее особенностью является тесное взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

     Дошкольная  педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста (с трех лет до семи). Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей дошкольного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей, а также семей с одним или двумя детьми.

     Педагогика  школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым разделам науки о воспитании.

     Предметом педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

     Педагогика  взрослых и андрогогику изучают особенности работы со взрослыми и пожилыми людьми.

     Педагогические  дисциплины также  подразделяются в  зависимости от того, какая сторона  конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т.д.

     Каждая  из этих педагогик также имеет  свой предмет. Например, военная педагогика раскрывает закономерности, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

     Закономерности обучения и воспитания работающих, повышения их квалификации, освоения новых профессий изучает производственная педагогика. Педагогика профессионально-технического образования рассматривает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

     Исправительно-трудовая педагогика изучает особенности перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

     К педагогическим дисциплинам также  относятся: история педагогики, сравнительная  педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования  и др.

     История педагогики исследует возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических теорий, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать решаемые в настоящее время вопросы.

     Сравнительная педагогика занимается сравнительным анализом образования в разных странах.

     Социальная  педагогика является отраслью педагогики, она исследует социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех социальных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и т.д.). Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее предметом исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека.

Информация о работе Структура педагогической науки