Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:03, курсовая работа
Пол века назад Ганс Селье ввел в обиход понятие стресса (Selje H., 1954), которое заставило ученых пересмотреть общепризнанные взгляды на взаимодействие человека с окружающей средой. Оказалось, что наряду со специфическими ответами организма на то или иное воздействие, имеются общие реакции, связанные с активностью гормональной системы. Селье показал, что при жаре и холоде, при горе и радости, при травме и сексе кора надпочечников выделяет определенные гормоны, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем бы они ни были вызваны. Селье назвал это явление «адаптационным синдромом» и выяснил, что он протекает в три стадии, развертывающихся как единый процесс. Это стадия тревоги, стадия резистентности (адаптации) и стадия истощения. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий – тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.
За последние пятьдесят лет про стресс было написаны сотни тысяч научных и популярных статей. Причем каждый исследователь излагал свои личные взгляды на этот феномен.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЯВЛЕНИЯ СТРЕССА И ПОДХОДОВ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРЕССА, УРОВНЯ СТРЕССА. 8
1.2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССА 13
1.3. РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА 19
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 28
2.1. ОБЩАЯ СТРУКТУРА ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 28
2.2. СТРЕСС В УСЛОВИЯХ ТРУДА 40
2. 2. 1. КОНЦЕПЦИЯ СТРЕССА КАК РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА 40
2. 2. 2. СТРЕСС КАК РЕГУЛЯЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗМА СО СРЕДОЙ 43
2. 2. 3. ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ ТРУДА 48
2. 2. 4. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ 55
2. 2. 5. ОБОЮДНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ РАБОТНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ СТРЕССА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА 60
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 61
3.1. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 61
3.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 63
3.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 71
3.4. ВЫВОДЫ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЯВЛЕНИЯ СТРЕССА И ПОДХОДОВ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРЕССА, УРОВНЯ СТРЕССА. 8
1.2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССА 13
1.3. РОЛЬ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 28
2.1. ОБЩАЯ СТРУКТУРА
ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕНИЯ В
2.2. СТРЕСС В УСЛОВИЯХ ТРУДА 40
2. 2. 1. КОНЦЕПЦИЯ СТРЕССА КАК РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА 40
2. 2. 2. СТРЕСС КАК РЕГУЛЯЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗМА СО СРЕДОЙ 43
2. 2. 3. ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ ТРУДА 48
2. 2. 4. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ 55
2. 2. 5. ОБОЮДНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ
РАБОТНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИИ В
ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ СТРЕССА В
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 61
3.1. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 61
3.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 63
3.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 71
3.4. ВЫВОДЫ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ВВЕДЕНИЕ
Пол века назад Ганс Селье ввел в обиход понятие стресса (Selje H., 1954), которое заставило ученых пересмотреть общепризнанные взгляды на взаимодействие человека с окружающей средой. Оказалось, что наряду со специфическими ответами организма на то или иное воздействие, имеются общие реакции, связанные с активностью гормональной системы. Селье показал, что при жаре и холоде, при горе и радости, при травме и сексе кора надпочечников выделяет определенные гормоны, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем бы они ни были вызваны. Селье назвал это явление «адаптационным синдромом» и выяснил, что он протекает в три стадии, развертывающихся как единый процесс. Это стадия тревоги, стадия резистентности (адаптации) и стадия истощения. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий – тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.
За последние пятьдесят лет про стресс было написаны сотни тысяч научных и популярных статей. Причем каждый исследователь излагал свои личные взгляды на этот феномен.
«В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли из горячих спорщиков, защищающих свои твердые убеждения, утруждают себя поисками подлинного значения термина "стресс" и механизмов его? Большинство людей никогда не задумывались над тем, есть ли разница между стрессом и дистрессом!
Слово "стресс", так же как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Возникает вопрос, не является ли понятие "стресс" просто синонимом "дистресса" (Distress - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; stress - давление, нажим, напряжение)? Тогда под это понятие подпадают утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада. Ответ на этот вопрос - и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать: вот это и есть стресс, потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.» (Селье Г. Что такое стресс?)
Стресс есть
неспецифический ответ
Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается, практически, всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами). Так, А.М. Вейн еще более двух десятилетий назад писал, что «основные хронические текущие заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического эмоционального стресса» (Вейн А.М., 1977, С. 3). В одной из последних монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К.Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания» (Судаков В.К., 1998, С. 11). По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы (Lannone V., 1990). Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. (Egger J., 1989; Mutti A., Ferroni C., Vescovi P.P., et al.,1989; Stewart-Brown S., Laytc R., 1997). Эти факторы нарушают механизмы поддержания гомеостаза, сформировавшиеся в процессе эволюции. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным ("No Future" Syndrom), то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. (Lannone V., 1990). В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются более частой причиной потери трудоспособности по сравнению с соматическими проблемами (Stewart-Brown S., Laytc R., 1997).
В последнее время многие исследователи на Западе обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного учебой или производственной деятельностью, подчеркивая перспективность этого направления как ведущего в аспекте улучшения здоровья населения (Hinton J. W. 1989; Palmer S., 1989; Pickering T., 1997). Феномены, которые присущи, по мнению зарубежных исследователей, профессиональному стрессу (депрессия, тревога, чувство вины, нерешительность и др.), вполне применимы к стрессу экзаменационному, тем более, что учебная деятельность по некоторым параметрам весьма близка к производственной.
Актуальностью проблемы определена цель данного исследования: всестороннее исследование феномена стресса, стадий его развития и последствий.
Предметом данной работы нами выбрано рассмотрение и анализ состояния изученности феномена стресса на сегодняшний день.
Объектом выступает рассмотрение влияния стрессовых ситуаций на макро/микросоциальные и индивидуальные процессы, а также методов работы в стрессовых ситуациях применительно к группе и отдельной личности.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
? Провести теоретический
анализ явления стресса и
? Выявить общую структуру изменения общения в экстремальных условиях
? Выделить основные принципы управления стрессом
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЯВЛЕНИЯ СТРЕССА И ПОДХОДОВ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРЕССА, УРОВНЯ СТРЕССА.
Слово «стресс», также как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Из основных определений можно составить целый ряд условий: усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада и др. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать, что это единственное условие его возникновения, потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.
Стресс есть
неспецифический ответ
Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.
Список литературы
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.
М. Психология социального
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1999
3. Анцыферова
Л. И. Личность в трудных
жизненных условиях: переосмысливание,
преобразование ситуаций и
4. Березин Ф.Б.
Психическая и
5. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал №4, 1996
6. Бодров В.А. Психологический стресс. М., 1995.
7. Борневассер М. Стресс в условиях труда. // Иностранная психология, 1994, Т.2 №1.
8. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
9. Васильев И.А.
К вопросу об индикаторах
10. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987.
11. Диагностика психических состояний в норме и патологии / Ред. Ф.И. Случаевский. Л. 1980.
12. Карташов С. А., Одегов Ю. Г. Рынок труда. М., 1998
13. Келли Дж. Психология личности: теория личностных конструктов. СПб, 2000
14. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психические состояния. Владивосток, 1990.
15. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
16. Куликов Л.В.,
Стрельцов Н.М. Особенности
17. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности. // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей. Вып. 1. Ч.1. СПб. 1995.
18. Леонова А.Б.,
Кузнецова А.С.
19. Магун В.С. Стратегии адаптации рабочих на рынке труда // Социологические исследования №9, 1993
20. Мауэр Г. Без работы. М., 1986
21. Митина Л.М.
Психология профессионального
22. Немов Р.С. Психология: Психология образования. Кн. 2. М.: Владос, 1994.
23. Опыт, содержание и методы профориентационной и психологической работы департамента труда и занятости правительства Москвы // сборник статей. М., 1995.
24. Основы психологии: Практикум/ ред.сост. Л.Д. Столяренко – Ростов н/Д, - 2003.
25. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал №1, 1992.
26. Петров В.П.
Психологические проблемы