Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа
Начну с того, что с выбором темы я долго не мучилась, тем более что проблема установки интересовала меня уже давно. Я всегда интересовалась, так называемыми “ошибочными действиями”. Правда, тогда я еще не знала, что они - одно из проявлений установки, одно из многих ее проявлений. Ведь установка - это складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано.
Введение.....................................................................................................................................2
Теоретическая часть:
1. История Вюрцбургской школы
Предпосылки появления. Первые исследования и эксперименты.............................3-5
Метод «психология мышления».....................................................................................6-7
Критика «Психологии мышления»..................................................................................7-8
2. Проблема установки на современном уровне ее разработки грузинской психологической школой.
1. Д.Н.Узнадзе. Экспериментальные основы психологии установки...............................
Экспериментальная часть
Заключение...............................................................................................................................14
Библиография.....................................................
Вот этот специфический акт, выражающийся в активной задержке и обращающий звено из цепи приостановленного поведения в самостоятельный предмет познания, Д.Н.Узнадзе называет актом объективации.
«Объективация, - пишет Д.Н.Узнадзе, - не создает объектов, которые существуют в объективной действительности, независимо от наших актов, а обращает наличные объекты в предметы, на которых мы концентрируем наше внимание, или, говоря точнее, которые мы объективируем»
Психологическая
сущность акта объективации заключается
в специфическом отношении
Установка, как мы видели, соотносительна с тенденциями. Тенденции выступают как стремления, когда намечается не только исходный, но и конечный их пункт. Тенденции, как связанные с состояниями напряжения динамические силы, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности в свою очередь по мере их осознания могут выступать как влечения и как желания. От интереса, как специфической направленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность, как направленность на соответствующую деятельность. Таким образом, выявляется разветвленная система проявлений личности и их психологических понятий, благодаря которым сама личность из мертвой схемы, какой она нередко рисуется в курсах психологии, превращается в живое существо со своими потребностями и интересами, своими запросами и установками.
В отличие от интеллектуалистической психологии, все выводившей из идей, из представлений, мы выдвигаем, отводя ей определенное место, проблему тенденций, установок, потребностей и интересов как многообразных проявлений направленности личности. Однако мы при этом расходимся в ее разрешении с течениями современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в недоступных сознанию темных "глубинах" тенденций, не меньше, если не больше, чем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.
Мотивы
человеческой деятельности являются отражением
более или менее адекватно
преломленных в сознании объективных
движущих сил человеческого поведения.
Сами потребности и интересы личности
возникают и развиваются из изменяющихся
и развивающихся взаимоотношений человека
с окружающим его миром. Потребности и
интересы человека поэтому историчны;
они развиваются, изменяются, перестраиваются;
развитие и перестройка уже имеющихся
потребностей и интересов сочетается
с появлением, зарождением и развитием
новых. Таким образом, направленность
личности выражается в многообразных,
все расширяющихся и обогащающихся тенденциях,
которые служат источником многообразной
и разносторонней деятельности. В процессе
этой деятельности мотивы, из которых
она исходит, изменяются, перестраиваются
и обогащаются все новым содержанием.
Понятие установки в первую очередь связано с проблемой фактора, опосредующего психический эффект внешнего воздействия.
При наличии
потребности и условий ее удовлетворения
у субъекта возникает установка
к определенной деятельности. Для возникновения
ее необходимо, чтобы наличная потребность
совпала с ситуацией, включающей в себя
условия удовлетворения. Экспериментальные
исследования подтвердили теоретические
положения Узнадзе о том, что установка
является внутренним состоянием субъекта,
предшествующим его сознательным психическим
процессам и влияющим на них. В сфере мышления
установка выступает как фактор, направляющий
деятельность субъекта в соответствии
с условиями поставленной перед ним задачи.
Сам процесс формирования установки в
сфере мыслительной деятельности и участие
в этом процессе акта объективации можно
проследить в следующем эксперименте.
ЦЕЛЬ:
ГИПОТЕЗА:
ИСПЫТУЕМЫЕ:
ОБОРУДОВАНИЕ:
специальные тексты с пробелами в словах,
секундомер.
ХОД РАБОТЫ:
Эксперимент состоит из двух частей, в которых предъявляется два варианта одного смыслового содержания.
В первой части испытуемый читает первый вариант текста с инструкцией заполнить пробелы в словах и запомнить текст. После заполнения пробелов испытуемый воспроизводит прочитанное (устно или письменно). Результаты фиксируются.
Вторая часть: Этому же испытуемому дают первую часть второго варианта текста, и в зависимости от того, заполняет он ее как рассказ об орле или осле, ему дают несоответствующее окончание. Если речь шла об орле — окончание об осле и наоборот. После этого испытуемого просят пересказать.
Затем опять
дают первый вариант с инструкцией
запомнить правильно с рассуждениями
вслух. По ходу эксперимента ответы испытуемого
заносятся в таблицу№1.
ИНСТРУКЦИЯ:
ПРОТОКОЛ:
Номер варианта | Рассуждения испытуемого | Примечания экспериментатора | Время выполнения варианта |
САМООТЧЁТ:
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
В ходе
эксперимента необходимо выяснить, на
основании чего испытуемый выбирает
слова при правильном заполнении пробелов.
Какую роль при этом играют прошлый опыт
субъекта, контекст и конфигурация слов
- задач. Почему, начав заполнять про осла,
испытуемый ведет эту линию до конца, а
не скачет от одного смыслового содержания
к другому? Чем затруднено заполнение
пробелов при предъявлении во второй раз
первого варианта? Как объяснить, что испытуемый
с большим трудом заполняет вторично предъявленный
первый вариант текста?
ВЫВОД:
Заключение
Благодаря работам психологов вюрцбургской школы мышление стало рассматриваться не как одномоментный акт, а как процесс, который имеет начало, время протекания и результат. Изучение динамики мышления помогло выявить новые важные закономерности. В вюрцбургской школе было принято новое понятие установки, которая определяет ход мышления, регулируя отбор идей. Понятие установки несколько отличалось от современного её понимания, в некоторой степени как аналог современной мотивации, но также подразумевало бессознательную направленность на решение задачи или достижение цели. В зависимости от установки испытуемые выполняют задания быстрее или медленнее, более или менее продуктивно. Направленность на решение задачи Кюльпе и его сотрудники связали со значением данной задачи или ситуации для испытуемых. Так, в психологии появилась новая категория, трактуемая довольно широко значение умственного образа, значение инструкции, значение ситуации в целом.
Главными
достижениями вюрцбургской школы стали
первые изучения мышления и воли
в контексте психологического эксперимента;
доказательство того, что мышление
представляет собой процесс, несводимый
к чувственным образам; открытие
разнообразных факторов (установки,
принятия задачи), от которых зависит мышление.