Стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Начну с того, что с выбором темы я долго не мучилась, тем более что проблема установки интересовала меня уже давно. Я всегда интересовалась, так называемыми “ошибочными действиями”. Правда, тогда я еще не знала, что они - одно из проявлений установки, одно из многих ее проявлений. Ведь установка - это складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано.

Содержание

Введение.....................................................................................................................................2
Теоретическая часть:
1. История Вюрцбургской школы
Предпосылки появления. Первые исследования и эксперименты.............................3-5
Метод «психология мышления».....................................................................................6-7
Критика «Психологии мышления»..................................................................................7-8
2. Проблема установки на современном уровне ее разработки грузинской психологической школой.
1. Д.Н.Узнадзе. Экспериментальные основы психологии установки...............................
Экспериментальная часть
Заключение...............................................................................................................................14
Библиография.....................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Вот этот специфический акт, выражающийся в активной задержке и обращающий звено из цепи приостановленного  поведения в самостоятельный  предмет познания, Д.Н.Узнадзе называет актом объективации.

«Объективация, - пишет Д.Н.Узнадзе, - не создает объектов, которые существуют в объективной  действительности, независимо от наших  актов, а обращает наличные объекты  в предметы, на которых мы концентрируем  наше внимание, или, говоря точнее, которые мы объективируем»

Психологическая сущность акта объективации заключается  в специфическом отношении субъекта к объективно существующему как  к объекту. Когда человек действует  на основе своей установки, он использует в процессе реализации этой установки  то или иное явление, ту или иную вещь, ту или иную идею, не задерживаясь мысленно на них , не задумываясь о них. Он их просто использует. И это его отношение к вещи или идее как к средству отлично от отношения к той же вещи или идее как к объекту, как к предмету. Субъект уже не использует, а изучает их, мыслит о них. Он мыслит о них и изучает их обычно для того, чтобы в будущем лучше использовать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Установка, как мы видели, соотносительна с тенденциями. Тенденции выступают как стремления, когда намечается не только исходный, но и конечный их пункт. Тенденции, как связанные с состояниями напряжения динамические силы, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности в свою очередь по мере их осознания могут выступать как влечения и как желания. От интереса, как специфической направленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность, как направленность на соответствующую деятельность. Таким образом, выявляется разветвленная система проявлений личности и их психологических понятий, благодаря которым сама личность из мертвой схемы, какой она нередко рисуется в курсах психологии, превращается в живое существо со своими потребностями и интересами, своими запросами и установками.

В отличие  от интеллектуалистической психологии, все выводившей из идей, из представлений, мы выдвигаем, отводя ей определенное место, проблему тенденций, установок, потребностей и интересов как  многообразных проявлений направленности личности. Однако мы при этом расходимся в ее разрешении с течениями современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в недоступных сознанию темных "глубинах" тенденций, не меньше, если не больше, чем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.

Мотивы  человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно  преломленных в сознании объективных  движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны; они развиваются, изменяются, перестраиваются; развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетается с появлением, зарождением и развитием новых. Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.  
 
 

.

  • Экспериментальная часть
  • ИЗУЧЕНИЕ  СВЯЗИ УСТАНОВКИ  И МЫШЛЕНИЯ
  •  
     

    Понятие установки  в первую очередь связано с  проблемой фактора, опосредующего психический эффект внешнего воздействия.

    При наличии  потребности и условий ее удовлетворения у субъекта возникает установка к определенной деятельности. Для возникновения ее необходимо, чтобы наличная потребность совпала с ситуацией, включающей в себя условия удовлетворения. Экспериментальные исследования подтвердили теоретические положения Узнадзе о том, что установка является внутренним состоянием субъекта, предшествующим его сознательным психическим процессам и влияющим на них. В сфере мышления установка выступает как фактор, направляющий деятельность субъекта в соответствии с условиями поставленной перед ним задачи. Сам процесс формирования установки в сфере мыслительной деятельности и участие в этом процессе акта объективации можно проследить в следующем эксперименте. 

    ЦЕЛЬ: 

    ГИПОТЕЗА: 

    ИСПЫТУЕМЫЕ: 

    ОБОРУДОВАНИЕ: специальные тексты с пробелами в словах, секундомер. 

    ХОД РАБОТЫ:

    Эксперимент состоит из двух частей, в которых  предъявляется два варианта одного смыслового содержания.

    В первой части  испытуемый читает первый вариант текста с инструкцией заполнить пробелы в словах и запомнить текст. После заполнения пробелов испытуемый воспроизводит прочитанное (устно или письменно). Результаты фиксируются.

    Вторая часть: Этому же испытуемому дают первую часть второго варианта текста, и  в зависимости от того, заполняет он ее как рассказ об орле или осле, ему дают несоответствующее окончание. Если речь шла об орле — окончание об осле и наоборот. После этого испытуемого просят пересказать.

    Затем опять  дают первый вариант с инструкцией  запомнить правильно с рассуждениями вслух. По ходу эксперимента ответы испытуемого заносятся в таблицу№1. 

    ИНСТРУКЦИЯ: 

    ПРОТОКОЛ: 

    Номер варианта Рассуждения испытуемого Примечания  экспериментатора   Время  выполнения варианта
     

    САМООТЧЁТ: 
     

    АНАЛИЗ  И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

    В ходе эксперимента необходимо выяснить, на основании чего испытуемый выбирает слова при правильном заполнении пробелов. Какую роль при этом играют прошлый опыт субъекта, контекст и конфигурация слов - задач. Почему, начав заполнять про осла, испытуемый ведет эту линию до конца, а не скачет от одного смыслового содержания к другому? Чем затруднено заполнение пробелов при предъявлении во второй раз первого варианта? Как объяснить, что испытуемый с большим трудом заполняет вторично предъявленный первый вариант текста? 

    ВЫВОД: 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение 

    Благодаря работам  психологов вюрцбургской школы мышление стало рассматриваться не как  одномоментный акт, а как процесс, который имеет начало, время протекания и результат. Изучение динамики мышления помогло выявить новые важные закономерности. В вюрцбургской школе было принято новое понятие установки, которая определяет ход мышления, регулируя отбор идей. Понятие установки несколько отличалось от современного её понимания, в некоторой степени как аналог современной мотивации, но также подразумевало бессознательную направленность на решение задачи или достижение цели. В зависимости от установки испытуемые выполняют задания быстрее или медленнее, более или менее продуктивно. Направленность на решение задачи Кюльпе и его сотрудники связали со значением данной  задачи или ситуации для испытуемых. Так, в психологии появилась новая категория, трактуемая довольно широко значение умственного образа, значение  инструкции, значение ситуации в целом.

    Главными  достижениями вюрцбургской школы стали  первые изучения мышления и воли  в контексте психологического эксперимента; доказательство того, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам; открытие разнообразных факторов (установки, принятия задачи), от которых зависит мышление. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Библиография:

     
    1. Ж.Пиаже  «Избранные психологические труды». М., «Просвещение», 1969 – с.80-86
     
    1. С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» СПб.: Питер, 2007- с.518-522
     
    1. Д.Н.Узнадзе  «Общая психология» М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004 – с.69-90
     
    1. Н.Л.Элиава «Мыслительная деятельность и установка» //Хрестоматии по психологии Вып.3. Тарту,1971- с.75-115
    1.  «Психология мышления» под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.А.Спиридонова,   М.В.Фаликман,  В.В.Петухова – 2-е изд., - М.:АСТ: Астрель, 2008. – с.38-44, с.370-374
    1. «Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах» Отв. ред. Шорохова Е.О. М.: Изд-во «Наука», 1966 - с.35
     
    1. Мироненко В.В. «Хрестоматия по психологии» под ред. проф. А.В.Петровского, М.,«Просвещение», 1977
     
    1. М.Г. Ярошевский «История психологии от античности до середины ХХ века»
     
    1.  Узнадзе Д.Н. Теория установки. - М.-Воронеж, 1997, с. 171-173, 199-202, 230-235.
     
    1.  Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
     
     
     

         

    Информация о работе Стресс