Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа
Начну с того, что с выбором темы я долго не мучилась, тем более что проблема установки интересовала меня уже давно. Я всегда интересовалась, так называемыми “ошибочными действиями”. Правда, тогда я еще не знала, что они - одно из проявлений установки, одно из многих ее проявлений. Ведь установка - это складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано.
Введение.....................................................................................................................................2
Теоретическая часть:
1. История Вюрцбургской школы
Предпосылки появления. Первые исследования и эксперименты.............................3-5
Метод «психология мышления».....................................................................................6-7
Критика «Психологии мышления»..................................................................................7-8
2. Проблема установки на современном уровне ее разработки грузинской психологической школой.
1. Д.Н.Узнадзе. Экспериментальные основы психологии установки...............................
Экспериментальная часть
Заключение...............................................................................................................................14
Библиография.....................................................
Из тенденций выделяется как особый момент установка. Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Моторная установка организма, которую обычно прежде всего имеют в виду, говоря об установке, – это рабочая поза, приспосабливающая индивид к производству соответствующих движений. В таких же моторных приспособлениях выражается и сенсорная установка, приспосабливающая организм или орган к наилучшему восприятию. И в этих случаях налицо избирательное отношение к определенной задаче и приспособление органа к соответствующей операции. Установка личности в широком, обобщенном значении заключает в себе такое же избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соответствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая ее психофизический строй.
Всякая установка – это установка на какую-то линию поведения, и этой линией поведения она и определяется. Образование установки предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; она зависит, значит, от распределения того, что субъективно значимо для индивида.
Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо. Установка возникает в результате определенного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, представляя их итог в состоянии динамического покоя и предпосылку, фон, на котором они в дальнейшем развиваются. Не будучи сама движением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себе направленность.
Складываясь в ходе развития личности и постоянно перестраиваясь в процессе ее деятельности, установка как позиция личности, из которой исходят ее действия, включает в себя целый спектр компонентов, начиная с элементарных потребностей и влечений и кончая мировоззренческими взглядами или позициями личности. Порождаемая внутренним взаимодействием и взаимопроникновением различных тенденций, выражающих направленность личности, установка в свою очередь их порождает или обусловливает. Установка, так понимаемая, играет значительную роль во всей деятельности личности. Наличие той или иной установки соответственно изменяет и перспективу, в которой воспринимается субъектом любое предметное содержание: перераспределяется значимость различных моментов, по-иному как бы расставляются акценты и интонации, иное выделяется в качестве существенного и все представляется в иной перспективе, в ином свете.
Установка личности, в которой активизировано определенное перцептивное содержание, играет существенную роль в восприятии, вообще в познании человеком действительности. В этом смысле она составляет то, что можно бы назвать апперцепцией, в нашем понимании, т.е. апперцепцией не представлений самих по себе, а всего бытия личности. [ 2 ]
Над
проблемой установки личности у
нас работал Д.Н.Узнадзе, посвятивший
ее изучению ряд интереснейших экспериментов,
проведенных с исключительной последовательностью
и систематичностью и установивших ряд
закономерностей образования, концентрации,
иррадиации, переключения установки. Узнадзе
стремился рассматривать психологию в
целом под углом зрения установок. Установка,
по Узнадзе, – это такое отношение потребностей
к ситуации, которое определяет функциональный
статус личности в данный момент. Установка
процессуальна и носит, как показывают
исследования Д.Н.Узнадзе и его сотрудников,
фазовый характер. Установка при этом
трактуется Узнадзе как известная общая
диспозиция личности, определяющая реальную
позицию в конкретном действии.
Понятие установки в первую очередь связано с проблемой фактора, опосредствующего психический эффект внешнего воздействия. Исходя из того, что в «активные отношения с действительностью вступает непосредственно сам субъект, но не отдельные акты его психической деятельности», теория установки Д.Н.Узнадзе внутренний фактор, опосредствующий психический эффект внешнего воздействия, усматривает в самом субъекте, а не в отдельных процессах его деятельности.
Согласно этой теории, внешнее воздействие достигает того или иного психического эффекта, преломляясь через целостное состояние субъекта, которое возникает у него при наличии определенной потребности и объективной ситуации ее удовлетворения. Называя это специфическое, целостное состояние субъекта к совершению акта, могущего удовлетворить его потребность, как предуготовленность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности.
При наличии потребности и условий ее удовлетворения у субъекта возникает установка к определенной деятельности. Таким образом, «установка является модусом субъекта в каждый данный момент его деятельности, целостным состоянием, принципиально отличающимся от всех его дифференцированных психических сил и способностей».
Возникая под воздействием объективных условий удовлетворения актуальной потребности, установка определяется этими конкретными объективными условиями. Положение о соответствии установки объективно данному, об отраженности в ней объекта особенно существенно для той теории. Именно в этом и заключается коренная разница между понятием установки, представленным в концепции Узнадзе, и теми понятиями установки, которые мы находим у зарубежных авторов. В теории Узнадзе установка не является чисто субъективным фактором. Как состояние субъекта, определяемое данными объективными условиями, она регулирует психическую деятельность субъекта соответственно этим условиям.
Для
возникновения установки
Возникая в связи с конкретной потребностью и в своем содержании определяясь конкретными условиями ее удовлетворения, установка представляет собой динамическое, целостное состояние субъекта, направляющее его деятельность в соответствии с данными объективными условиями.
При
многократном удовлетворении одной
и той же потребности в одних
и тех же конкретных условиях соответствующая
установка может стать
Экспериментальные исследования установки, фиксированной на количественном соотношении, начатые Д.Н.Узнадзе и его учениками в 20-х годах, продолжаются до настоящего времени. В 1946 г. было начато изучение действия установки, фиксированной на качественном осмысленном материале: при восприятии картинки определенного смыслового содержания. Экспозиция новой картинки, похожей по контурам и расцветке на установочную, но совершенно иного смыслового содержания, показывала, что новая картинка воспринималась в предметном значении, соответствующем ранее показанной картинке. Этим и было положено начало экспериментальному изучению действия установки в процессах мышления, так как опознание новой картинки и постижение ее смыслового значения всегда представляло собой решение задачи и требовало мыслительной деятельности.
Экспериментальные исследования подтвердили теоретическое положение Узнадзе о том, что установка является внутренним состоянием субъекта, предшествующим его сознательным психическим процессам и влияющих на них. Фиксированная установка в некоторых случаях может быть проявлением ригидности как определенного свойства личности. Наряду с этим некоторые испытуемые обнаруживают гибкую динамическую установку, легко приспосабливаются к новым положениям, их фиксированная установка легко уступает место адекватной установке.
Фиксированная установка иногда приводит к заблуждениям, но часто она, напротив, благоприятствует целесообразности поведения, играя положительную роль в использовании прошлого опыта.
В проблемной ситуации, когда происходит приспособление к новым условиям, характерно возникновение установки, соответствующей новым объективным условиям. В сфере мышления установка выступает как фактор, направляющий деятельность субъекта в соответствии с условиями возникшей перед ним задачи. Установка, представляя собой модус субъекта и отражая объективную ситуацию его воздействия объективного мира и которое само меняется и перестраивается под влиянием этого объективного воздействия. Возникая в условиях скрещивания потребности субъекта или его цели и объективных условий удовлетворения этой потребности или достижения этой цели, установка определяет целесообразность направления обусловленных ею действий субъекта.
Итак,
появляется вопрос о своеобразии
возникновения установки в
Как осуществляется это овладение ситуацией? Как осуществляется познавательная деятельность субъекта на основе такой установки?
Прежде чем исследовать эти вопросы, необходимо остановиться на одном из основных понятий теории установки Д.Н.Узнадзе – акте объективации.
Установка не является состоянием, специфичным лишь для человека. Она возникает и у животного. Но в то время как деятельность животного всегда служит удовлетворению лишь биологических потребностей, на человеческой ступени развития психики специфичными являются социально детерминированные процессы деятельности.
В связи
с возникновением на этой ступени
таких видов психической
Факт осознания объективной действительности и себя как субъекта, находящегося во взаимоотношении с этой действительностью, факт выделения из единого процесса взаимоотношения субъекта с действительностью своих действий и условий, в которых они протекают, знаменуют новый этап в развитии – уровень специфически человеческой психики. Лишь человеку свойственно противопоставление своих действий и условий, в которых они протекают, себе как субъекту этих действий. И к этому он прибегает обычно тогда, когда его деятельность, служащая удовлетворению той или иной актуальной потребности, встречает препятствие. Вот это препятствие и заставляет субъекта приостановить свое поведение, реализацию своей установки, чтобы осознать, ка он действовал и каковы те условия, в которых он действовал.
Эту задержку в деятельности, эту приостановку актов уже начатого поведения субъект производит, чтобы, устранив затруднении, иметь возможность успешно продолжать прерванное поведение. «Вместо того, чтобы действовать в том или ином направлении, он останавливается на некоторое время с тем, чтобы сначала «обсудить» создавшееся положение и лишь после этого, в зависимости от результатов этого обсуждения, обратиться к актам поведения.
В связи с препятствием процесс реализации установки задерживается, и одно из звеньев этого поведения, отраженное первично в психике, в процессе осуществляющихся фактов поведения, выключается из цепи практической деятельности и становится предметом деятельности познавательной – становится объектом. Так происходит перелом в самом отношении субъекта к тому или иному акту поведения: использованное практически в процессе поведения то или иное явление или акт поведения становится предметом теоретического рассмотрения. Это – новая, своеобразная активность.
Субъект по-новому активен в этой задержке. Приостановив деятельность, направленную на удовлетворение актуальной в данный момент потребности, он, выделив из этой деятельности звено, вызывающее задержку, делает его объектом познавания. Субъект пытается осознать его особенности и всесторонне его изучить для того, чтобы продолжить прерванную деятельность.