Стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Начну с того, что с выбором темы я долго не мучилась, тем более что проблема установки интересовала меня уже давно. Я всегда интересовалась, так называемыми “ошибочными действиями”. Правда, тогда я еще не знала, что они - одно из проявлений установки, одно из многих ее проявлений. Ведь установка - это складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано.

Содержание

Введение.....................................................................................................................................2
Теоретическая часть:
1. История Вюрцбургской школы
Предпосылки появления. Первые исследования и эксперименты.............................3-5
Метод «психология мышления».....................................................................................6-7
Критика «Психологии мышления»..................................................................................7-8
2. Проблема установки на современном уровне ее разработки грузинской психологической школой.
1. Д.Н.Узнадзе. Экспериментальные основы психологии установки...............................
Экспериментальная часть
Заключение...............................................................................................................................14
Библиография.....................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Из  тенденций выделяется как особый момент установка. Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Моторная установка организма, которую обычно прежде всего имеют в виду, говоря об установке, – это рабочая поза, приспосабливающая индивид к производству соответствующих движений. В таких же моторных приспособлениях выражается и сенсорная установка, приспосабливающая организм или орган к наилучшему восприятию. И в этих случаях налицо избирательное отношение к определенной задаче и приспособление органа к соответствующей операции. Установка личности в широком, обобщенном значении заключает в себе такое же избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соответствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая ее психофизический строй.

Всякая  установка – это установка на какую-то линию поведения, и этой линией поведения она и определяется. Образование установки предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; она зависит, значит, от распределения того, что субъективно значимо для индивида.

Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо. Установка возникает в результате определенного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, представляя их итог в состоянии динамического покоя и предпосылку, фон, на котором они в дальнейшем развиваются. Не будучи сама движением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себе направленность.

Складываясь в ходе развития личности и постоянно  перестраиваясь в процессе ее деятельности, установка как позиция личности, из которой исходят ее действия, включает в себя целый спектр компонентов, начиная с элементарных потребностей и влечений и кончая мировоззренческими взглядами или позициями личности. Порождаемая внутренним взаимодействием и взаимопроникновением различных тенденций, выражающих направленность личности, установка в свою очередь их порождает или обусловливает. Установка, так понимаемая, играет значительную роль во всей деятельности личности. Наличие той или иной установки соответственно изменяет и перспективу, в которой воспринимается субъектом любое предметное содержание: перераспределяется значимость различных моментов, по-иному как бы расставляются акценты и интонации, иное выделяется в качестве существенного и все представляется в иной перспективе, в ином свете.

Установка личности, в которой активизировано определенное перцептивное содержание, играет существенную роль в восприятии, вообще в познании человеком действительности. В этом смысле она составляет то, что можно бы назвать апперцепцией, в нашем понимании, т.е. апперцепцией не представлений самих по себе, а всего бытия личности. [ 2 ]

    1. Д.Н.Узнадзе. Экспериментальные основы психологии установки

Над проблемой установки личности у  нас работал Д.Н.Узнадзе, посвятивший  ее изучению ряд интереснейших экспериментов, проведенных с исключительной последовательностью и систематичностью и установивших ряд закономерностей образования, концентрации, иррадиации, переключения установки. Узнадзе стремился рассматривать психологию в целом под углом зрения установок. Установка, по Узнадзе, – это такое отношение потребностей к ситуации, которое определяет функциональный статус личности в данный момент. Установка процессуальна и носит, как показывают исследования Д.Н.Узнадзе и его сотрудников, фазовый характер. Установка при этом трактуется Узнадзе как известная общая диспозиция личности, определяющая реальную позицию в конкретном действии.  

Понятие установки в первую очередь связано  с проблемой фактора, опосредствующего психический эффект внешнего воздействия. Исходя из того, что в «активные отношения с действительностью вступает непосредственно сам субъект, но не отдельные акты его психической деятельности», теория установки Д.Н.Узнадзе внутренний фактор, опосредствующий психический эффект внешнего воздействия, усматривает в самом субъекте, а не в отдельных процессах его деятельности.

Согласно  этой теории, внешнее воздействие  достигает того или иного психического эффекта, преломляясь через целостное  состояние субъекта, которое возникает  у него при наличии определенной потребности и объективной ситуации ее удовлетворения. Называя это специфическое, целостное состояние субъекта к совершению акта, могущего удовлетворить его потребность, как предуготовленность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности.

При наличии потребности и условий  ее удовлетворения у субъекта возникает  установка к определенной деятельности. Таким образом, «установка является модусом субъекта в каждый данный момент его деятельности, целостным  состоянием, принципиально отличающимся от всех его дифференцированных психических сил и способностей».

Возникая  под воздействием объективных условий  удовлетворения актуальной потребности, установка определяется этими конкретными  объективными условиями. Положение  о соответствии установки объективно данному, об отраженности в ней объекта особенно существенно для той теории. Именно в этом и заключается коренная разница между понятием установки, представленным в концепции Узнадзе, и теми понятиями установки, которые мы находим у зарубежных авторов. В теории Узнадзе установка не является чисто субъективным фактором. Как состояние субъекта, определяемое данными объективными условиями, она регулирует психическую деятельность субъекта соответственно этим условиям.

Для возникновения установки необходимо, чтобы наличная потребность совпала с ситуацией, включающей в себя условия ее удовлетворения. Необходимым условием возникновения установки следует считать как-бы некоторое единство обоих этих условий. Дело в том, что, с одной стороны, та или иная потребность субъекта приобретает вполне конкретный характер в связи  с конкретной ситуацией ее удовлетворения, а с другой -  именно потребность субъекта определяет, какая сторона объективной действительности выступит как условие деятельности, направленной на ее удовлетворение.

Возникая  в связи с конкретной потребностью и в своем содержании определяясь  конкретными условиями ее удовлетворения, установка представляет собой динамическое, целостное состояние субъекта, направляющее его деятельность в соответствии с данными объективными условиями.

При многократном удовлетворении одной  и той же потребности в одних  и тех же конкретных условиях соответствующая  установка может стать фиксированной  и в силу этого возникать быстрее  и легче. Она может возникать  и в несоответствующих условиях, провоцируя поведение, неадекватное данным объективным условиям, что иногда ведет к иллюзиям, ошибкам, недоразумениям.

Экспериментальные исследования установки, фиксированной  на количественном соотношении, начатые  Д.Н.Узнадзе и его учениками  в 20-х годах, продолжаются до настоящего времени. В 1946 г. было начато изучение действия установки, фиксированной на качественном осмысленном материале: при восприятии картинки определенного смыслового содержания. Экспозиция новой картинки, похожей по контурам и расцветке на установочную, но совершенно иного смыслового содержания, показывала, что новая картинка воспринималась в предметном значении, соответствующем ранее показанной картинке. Этим и было положено начало экспериментальному изучению действия установки в процессах мышления, так как опознание новой картинки и постижение ее смыслового значения всегда представляло собой решение задачи и требовало мыслительной деятельности.

Экспериментальные исследования подтвердили теоретическое  положение Узнадзе о том, что установка является внутренним состоянием субъекта, предшествующим его сознательным психическим процессам и влияющих на них. Фиксированная установка в некоторых случаях может быть проявлением ригидности как определенного свойства личности. Наряду с этим некоторые испытуемые обнаруживают гибкую динамическую установку, легко приспосабливаются к новым положениям, их фиксированная установка легко уступает место адекватной установке.

Фиксированная установка иногда приводит к заблуждениям, но часто она, напротив, благоприятствует целесообразности поведения, играя положительную роль в использовании прошлого опыта.

В проблемной ситуации, когда происходит приспособление к новым условиям, характерно возникновение  установки, соответствующей новым  объективным условиям. В сфере мышления установка выступает как фактор, направляющий деятельность субъекта в соответствии с условиями возникшей перед ним задачи. Установка, представляя собой модус субъекта и отражая объективную ситуацию его воздействия объективного  мира и которое само меняется и перестраивается под влиянием этого объективного воздействия. Возникая в условиях скрещивания потребности субъекта или его цели и объективных условий удовлетворения этой потребности или достижения этой цели, установка определяет целесообразность направления обусловленных ею действий субъекта.

Итак, появляется вопрос о своеобразии  возникновения установки в проблемной ситуации. Субъективным фактором установки  в данном случае являются гностическая потребность, возникший у субъекта вопрос, его намерение решить стоящую перед ним задачу, а объективным фактором – ситуация, которая еще не дана полностью, проблемна и, следовательно, должна еще быть завоевана мыслительной активностью субъекта.

Как осуществляется это овладение ситуацией? Как осуществляется познавательная деятельность субъекта на основе такой установки?

Прежде  чем исследовать эти вопросы, необходимо остановиться на одном из основных понятий теории установки  Д.Н.Узнадзе – акте объективации.

Установка не является состоянием, специфичным лишь для человека. Она возникает и у животного. Но в то время как деятельность животного всегда служит удовлетворению лишь биологических потребностей, на человеческой ступени развития психики специфичными являются социально детерминированные процессы деятельности.

В связи  с возникновением на этой ступени  таких видов психической деятельности, как речь и мышление, естественно  встает вопрос о специфике человеческой психики. «Если подойти к человеку с точки зрения особенностей его  психики, - говорит Узнадзе, - то мы увидим, что основная разница между психикой животного и человека заключается именно в этом: животное является лишь животным, оно живет и действует и – ничего больше, в то время как человек не только живет в этом, вне него существующем мире».

Факт  осознания объективной действительности и себя как субъекта, находящегося во взаимоотношении с этой действительностью, факт выделения из единого процесса взаимоотношения субъекта с действительностью своих действий и условий, в которых они протекают, знаменуют новый этап в развитии – уровень специфически человеческой психики. Лишь человеку свойственно противопоставление своих действий и условий, в которых они протекают, себе как субъекту этих действий. И к этому он прибегает обычно тогда, когда его деятельность, служащая удовлетворению той или иной актуальной потребности, встречает препятствие. Вот это препятствие и заставляет субъекта приостановить свое поведение, реализацию своей установки, чтобы осознать, ка он действовал и каковы те условия, в которых он действовал.

Эту задержку в деятельности, эту приостановку актов уже начатого поведения  субъект производит, чтобы, устранив затруднении, иметь возможность  успешно продолжать прерванное поведение. «Вместо того, чтобы действовать  в том или ином направлении, он останавливается на некоторое время с тем, чтобы сначала «обсудить» создавшееся положение и лишь после этого, в зависимости от результатов этого обсуждения, обратиться к актам поведения.

В связи  с препятствием процесс реализации установки задерживается, и одно из звеньев этого поведения, отраженное первично в психике, в процессе осуществляющихся фактов поведения, выключается из цепи практической деятельности и становится предметом деятельности познавательной – становится объектом. Так происходит перелом в самом отношении субъекта к тому или иному акту поведения: использованное практически в процессе поведения то или иное явление или акт поведения становится предметом теоретического рассмотрения. Это – новая, своеобразная активность.

Субъект по-новому активен в этой задержке. Приостановив деятельность, направленную на удовлетворение актуальной в данный момент потребности, он, выделив из этой деятельности звено, вызывающее задержку, делает его объектом познавания. Субъект пытается осознать его особенности и всесторонне его изучить для того, чтобы продолжить прерванную деятельность.

Информация о работе Стресс