Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:53, контрольная работа
Под профилактикой понимают мероприятия, имеющие целью предупреждение и предотвращение нежелательных психических или соматических расстройств. Профилактические мероприятия назначаются до того, как наступает какое-то расстройство; нацелены на снижение заболеваемости психическими расстройствами, в то время как лечение уменьшает болезненность.
Целью профилактики и укрепления здоровья может быть или предотвращение конкретных расстройств, или уменьшение риска заболеваний.
Введение .....................................................................................................................
Глава 1. Стресс и стрессовый процесс. Связь с психическими расстройствами ........................................................................................
Глава 2. Травматические события и травматический стресс .............................
Глава 3. Факторы, изменяющие связь стрессоров с психическими расстройствами. Влияние социума на здоровье личности....................
Глава 4 Предотвращение расстройств и укрепление здоровья. Кризисная интервенция..............................................................................................
Заключение ................................................................................................................
Литература ................................................................................................................
Вывод.
Стрессоры тесно связаны с психическими и соматическими расстройствами.
Перегрузки могут быть причиной либо пусковым фактором расстройств.
Патогенное воздействие стрессовых условий зависит от личностных признаков, социальной сети, социальной поддержки, стрессора, процесса оценки, психической и физиологической реакции, (дез)адаптивных реакций.
Глава 2. | Травматические события и травматический стресс |
|
Исследование экстремальных перегрузок традиционно проводилось прежде всего в связи с войнами. С начала 80-х годов существует самостоятельное исследовательское направление, которое занимается экстремальными перегрузками, их преодолением и последствиями, в результате чего сложились такие понятия, как «травматические перегрузки», «травматический стресс» или «психологическая травма». Это событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладания и превышении приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом. Травматическое событие имеет место тогда, когда оно связано со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением или како-то другой угрозой физической целостности; причем данное событие может затрагивать человека прямо или косвенно. Иногда травма возникает из-за того, что человек является свидетелем угрожающей кому-то опасности ранения или смерти совершенно чужого человека. Таким образом, травматический стресс можно определить как специфический класс критических, изменяющих жизнь событий, которым присущи следующие характеристики:
они нежелательны;
обладают крайне негативным воздействием по причине серьезной угрозы жизни и высокой интенсивностью;
их тяжело контролировать вплоть до полной невозможности контроля, они превышают возможности совладания и чаще всего непредсказуемы;
они обладают ярко выраженной новизной и случаются внезапно и непредвиденно.
Энергия для новой адаптации требуется огромная, так как эти события затрагивают не только самого индивида , но и близких ему людей, иногда − еще и материальное имущество, а при случае − социальное и личное существование в целом.
В этом отношении можно сказать, что жертвы травматических событий подвергаются многократным перегрузкам, а нередко − еще и целому ряду следствий этих перегрузок, включая признание человека «жертвой». Кроме военных травм у солдат и гражданского населения, все больше исследуются «гражданские» травматические стрессы − природные, технические катастрофы, насилия (терроризм), угрожающие жизни события (тяжелые ДТП).
Несмотря на интенсивность травматических событий, их экстремальную негативность и мощные затраты, требующие адаптации, реакции на них очень разные. У большинства людей эти события проходят через какое-то время (обычно через четыре-шесть недель) или перерабатываются.
События и переживания интегрируются в Я−концепцию. Однако травмы оставляют после себя ощутимые следы в форме психических изменений, которые могут развиться в психические расстройства. Они могут наступать быстро или медленно и иметь среднюю или очень сильную выраженность, могут быть затронуты разные психические системы и на разное время.
В системах МКБ-10 и DSM-IV содержатся диагностические критерии, которые классифицируют реакции на травматические события. В МКБ-10 стрессовые расстройства и нарушения адаптации кодируются в группе расстройств 43; среди них различают острые реакции на стресс, расстройство адаптации, посттравматическое стрессовое расстройство. Существует и группа, описывающая хронические изменения личности после переживания катастрофы. Кроме стрессовых расстройств и расстройств адаптации у жертв тяжелых стрессов часто можно наблюдать и другие психические расстройства и реакции.
Посттравматическое стрессовое расстройство характеризуется повторяющимися переживаниями травматического опыта (сны, мысли и т.д.); избеганием связанных с травмами раздражителей (мыслей, людей, места и т.п.); редукцией общей способности к переживаниям (сокращение социальных контактов, выраженное снижение интенсивности эмоциональных реакций); провалы в воспоминаниях о травме; такие симптомы как нарушение сна, проблема концентрации внимания и т.д.
Группа исследователей (Лазарус, Кеннер, Коэн) произвели своего рода переворот в исследовании жизненных событий: люди «сходят с ума» не из-за крупных превратностей судьбы, а по вине мелких, непрекращающихся ежедневных «трагедий». При этом обсуждаются различные классы повседневных перегрузок, которые, правда, часто невозможно четко отграничить друг от друга, а также от критических жизненных событий, обычно содержащих в себе менее значительные перегрузки. Под повседневными перегрузками понимают вызывающие нарушения фрустрирующие события повседневной жизни, которые плохо сказываются на самочувствии и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, связанными с потерями или фрустрирующие. Повседневные перегрузки рассматриваются как мелкие жизненные события, обладающие высокой вероятностью наступления в жизни индивида. Это могут быть отягощающие эпизоды повседневного переживания и поведения, связанные с соответствующими оценками и требующие непривычной адаптации.
Повседневные перегрузки (микрострессоры) вызывают чаще всего следующие проблемы: недовольство собственным весом и внешностью, состоянием здоровья кого-то из членов семьи и возникающая из этого необходимость ухаживания за ним, досадные недоразумения, связанные с ведением хозяйства, повышение цен на потребительские товары, стресс на работе, денежные заботы и оплата налогов. В дополнение к этому повседневные перегрузки можно регистрировать и конкретизировать в обычные понятия: рабочие стрессы, межличностные и социальные перегрузки, ролевые перегрузки.
По мнению Лазаруса, в жизни имеют место не только отрицательные события, но и духовные подъемы, которые сопровождаются положительными эмоциями и переживаниями, и, возможно, способствуют буферизации отрицательных событий и перегрузок. Повседневные перегрузки вне зависимости от более тяжелых стрессов могут оказывать непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические и соматические функции, но могут и усиливать эффекты более сильных и хронических стрессов.
Понятие «хронические перегрузки» определяются протяженностью стресса: они продолжаются долгое время и представляют собой повторяющиеся тяжелые испытания. Это могут быть затянувшиеся перегрузки, возникающие по вине стрессовых событий.
Вывод
Наносить вред здоровью и самочувствию длительные перегрузки, называемые хроническими, и менее короткие жизненные события. Они возникают переживаний человеком повседневных проблем и психологических травм.
Травматические события требуют мощных затрат на адаптацию и имеют разную реакцию. Психологические травмы могут привести к посттравматическим расстройствам.
Глава 3. | Факторы, изменяющие связь стрессоров с психическими расстройствами. Влияние социума на здоровье личности |
|
Не все люди одинаково реагируют на одни и те же стрессоры. Предсказать последствия воздействия стрессовых факторов можно лишь ограниченно, а это значит, что между стрессорами и их последствиями действуют другие факторы. К таким факторам относятся личностные свойства, компетентность в совладании с перегрузками.
В исследовании личности изучался вопрос, насколько личностные черты предрасполагают к расстройствам. В этой связи наиболее известно такое свойство личности, как эмоциональная стабильность. Высокая эмоциональная стабильность является протективным фактором во взаимодействии со стрессорами: нарушение поведения под влиянием стрессоров легче наступает при малой выраженности этого фактора.
«Душевное здоровье» означает способность справляться с внутренними и внешними требованиями. Имеет значение выносливость − личностный признак, включающий комплексную систему убеждений по поводу самого себя и окружающего мира, которые поддерживают человека в его взаимодействии со стрессовыми событиями.
Для этой системы убеждений характерны: смысловая и целевая ориентация человека, /само/контроль и способность принять вызов. Все эти элементы изменяют воздействие стрессоров, влияя на их когнитивную оценку и тем самым способствуя повышению самоценности и активизируют ресурсы совладания. Этот подход пересекается с другими конструктами: чувством когерентности, самоэффективностью, оптимизмом.
К личностным признакам, влияющим на то, что происходит при стрессе, принадлежит также тип защиты: подавление, избегание, внимание. Высокая тенденция к контролю, управлению, характеризует людей, которые в преддверии опасных ситуаций занимаются поиском новой информации.
Некоторые люди предпочитают в опасных ситуациях развеяться или разрядиться и избегают информации. Если контролируемость ситуации высока, то предпосылки для адекватной реакции имеются у людей с сильной склонностью к контролированию и низкой склонностью к контролю, а при низкой контролируемости ситуации − наоборот. На «больном» поведении это сказывается следующим образом: люди с «низким контролем» обычно обращаются к врачу слишком поздно, а люди с высоким контролем − слишком рано.
Особенности личности − это стабильные во времени и относительно независимые от ситуации тенденции к психологическим реакциям. В так называемых концепциях совладания со стрессом делается попытка осмыслить тот процесс, который начинается переработкой информации, и через стрессовые эмоции приводит к адаптивным реакциям. Копинг − адаптивное поведение совладания в целях восстановления равновесия.
Когнитивно-феноменологический подход Р.С. Лазаруса рассматривает физиологические аспекты того, что происходит при стрессе, вырисовывается общий адаптивный синдром. Подход Лазаруса рассматривает стрессовую реакцию как результат отношений между особенностями выдвинутого требованиями и имеющимися в распоряжении человека ресурсами. Качество этих отношений опосредуется через когнитивные процессы оценки. Стрессорами могут оказаться не только внешние, но и внутренние требования − цели, ценности, оценки − и если они игнорируются или не реализуются, то это может иметь для человека негативные последствия. Благодаря первичной оценке, организм, когда он бодрствует, постоянно настороже: не происходят ли какие-либо изменения, к которым надо адаптироваться, чтобы сохранить благополучие. Если событие сочли незначительным, то оно не приводит ни к каким другим процессам, кроме ориентировочной реакции. Другой тип событий, не вызывающий адаптивные процессы − это приятные ситуации, преодолевать которые нет нужды. Третий тип характеризуется потребностью в адаптации.
Оценки ситуации представляет собой результат взаимодействия между первичной и вторичной оценкой ситуации, которая может происходить одновременно с первичной, и заключается в том, что человек оценивает имеющиеся в его распоряжении ресурсы для решения проблемы. К внутренним ресурсам относятся индивидуальные переменные − способность к сопротивлению, эмоциональная стабильность, атрибутивные тенденции и т.д., к ресурсам, взятым из окружающего мира, принадлежат признаки социальной сети. Если соотношение между требованиями и способностями кажется человеку уравновешенным, то ситуация оценивается как вызов, что соответствует определению эустресс. Если стрессор оценивается, как ущерб и/или утрата, то нарушается чувство собственной ценности и высвобождаются эмоции печали, гнева и др. Если же ситуация оценивается как опасная, то следствием оценки является страх. Стрессовые эмоции направленно мобилизуют человека, изменяя его готовность к действию для определенных адаптивных реакций. Инструментально реакции совладания направлены на то, чтобы повлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя. В качестве специальных типов отдельно рассматриваются поиск информации и вытеснение информации, прямое действие и торможение действия, интрапсихические формы совладания − управление вниманием, успокоение и т.д. Результаты подвергаются новой оценке, а затем в зависимости от результата, могут последовать дальнейшие действия совладания.
Более эффективно преодолевают стресс люди, которые чаще руководствуются правилами поведения. Депрессивные лица склонны нарушать определенные правила поведения, и неспособны активно влиять на контролируемые стрессоры. Больные с большой депрессией недооценивают контролируемость и преобразуемость стрессоров и более пассивны.
Адекватный копинг предполагает адекватное восприятие особенностей ситуации. Систематические оценки ситуации называются «оценочной патологией», которая может иметь огромное значение для анализа условий возникновения проблемы и терапии. Неадекватная оценка ситуации приводит к неадекватным эмоциям, которые со своей стороны «расстраивают» адаптивные реакции организма.
Социальная сеть и социальная поддержка положительно влияют на здоровье личности: