Стресс и копинг. Мероприятия, проводимые для предотвращения расстройств и укрепления здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Под профилактикой понимают мероприятия, имеющие целью предупреждение и предотвращение нежелательных психических или соматических расстройств. Профилактические мероприятия назначаются до того, как наступает какое-то расстройство; нацелены на снижение заболеваемости психическими расстройствами, в то время как лечение уменьшает болезненность.
Целью профилактики и укрепления здоровья может быть или предотвращение конкретных расстройств, или уменьшение риска заболеваний.

Содержание

Введение .....................................................................................................................
Глава 1. Стресс и стрессовый процесс. Связь с психическими расстройствами ........................................................................................
Глава 2. Травматические события и травматический стресс .............................
Глава 3. Факторы, изменяющие связь стрессоров с психическими расстройствами. Влияние социума на здоровье личности....................
Глава 4 Предотвращение расстройств и укрепление здоровья. Кризисная интервенция..............................................................................................
Заключение ................................................................................................................
Литература ................................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Стресс и копинг.doc

— 130.50 Кб (Скачать)


3

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«НЕВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКСПЕРТОЛОГИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ДИЗАЙНА»

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ Психология

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

                            по дисциплине Психологические проблемы

                                         реабилитации

 

                           

Тема:

«Стресс и копинг.    Мероприятия, проводимые для предотвращения расстройств и укрепления здоровья»

 

 

Выполнила:

 

 

(студент ФИО)

Группа:

 

 

(номер группы)

Преподаватель:

 

 

(преподаватель ФИО)

 

 

 

Санкт-Петербург

2004 год



3

 

Содержание

 

Введение

.....................................................................................................................

3

Глава 1.

Стресс и стрессовый процесс. Связь с психическими расстройствами ........................................................................................

 

4

Глава 2.

Травматические события и травматический стресс .............................

10

Глава 3.

Факторы, изменяющие связь стрессоров с психическими расстройствами. Влияние социума на здоровье личности....................

 

14

Глава 4

Предотвращение расстройств и укрепление здоровья. Кризисная интервенция..............................................................................................

 

20

Заключение

................................................................................................................

23

Литература

................................................................................................................

24

 


Введение

 

              Тяжелые, небольшие, средние, временные или хронические перегрузки могут вызвать или провоцировать психические расстройства. В 1621 г. Роберт Бартон в книге «Анатомия меланхолии» описал депрессивное расстройство, которое вызывает такие события как несчастливый брак, обнищание и т.д. Знание об этом хранится в опыте времен и народов и поэтому во всех культурах развивались ритуалы для преодоления тяжелых перегрузок, связанных со смертью близких, прощанием с любимым и т.п. Между тем, остается неясным, являются ли такие события действительно причиной или пусковым фактором, чем можно объяснить большую вариабельность реакций на перегрузку, почему одни люди очень быстро реагируют нарушением некоторых психических или соматических функций, а другие способны сделать из нужды добродетель или оказываются резистентными. Обыденное знание тоже не предлагает четкой и достоверной формулировки типов перегрузки.

              Изучение стресса имеет разные корни. Осуществлялись экспериментальные исследования на животных, психосоматические исследования стресса, эндокринологическая модель стресса, экологические подходы к влиянию окружающего мира на человека, изучалось влияние перегрузок на производстве, исследования травм, межличностных перегрузок, страха, активации и совладания с болезнью.

              Под профилактикой понимают мероприятия, имеющие целью предупреждение и предотвращение нежелательных психических или соматических расстройств. Профилактические мероприятия назначаются до того, как наступает какое-то расстройство; нацелены на снижение заболеваемости психическими расстройствами, в то время как лечение уменьшает болезненность.

              Целью профилактики и укрепления здоровья может быть или предотвращение конкретных расстройств, или уменьшение риска заболеваний.

Глава 1.

Стресс и стрессовый процесс. Связь с психическими расстройствами 

 

 

              Стресс − понятие многозначное; в нем можно выделить по меньшей мере четыре значения.

              Стресс − как событие. Стресс как ситуативный или раздражающий феномен в виде возможных событий, связанных с напряжением.

              Стресс − как реакция на определенные события, иногда называется стрессовой реакцией или стрессовой эмоцией, стрессовым переживанием.

              Стресс − как промежуточная переменная. Стресс как состояние между раздражителем и реакцией, то есть промежуточный процесс.

              Стресс − как трансактный процесс, как процесс взаимодействия человека с окружающим миром.

              Стресс не является статичным состоянием, представляет собой динамичное событие, которое протекает в постоянном взаимодействии между индивидом и окружающим миром.

              Понятие стресса в 1986 году Селье было дифференцировано на эустресс и дистресс.

              Эустрессом называется такая потеря равновесия, которая возникает, когда субъект переживает соответствие между требуемыми от него усилиями и имеющимися в его распоряжении ресурсами.

Понятие дистресс закреплено за такими психическими состояниями и процессами, при которых, по крайней мере на какое-то время, соотношение между требуемыми усилиями и имеющимися ресурсами кажется нарушенным, причем не в пользу ресурсов.

Если рассматривать события в качестве стрессоров, то их можно систематизировать по размеру негативной значимости и по времени, требуемому на адаптацию. В зависимости от этого, при исследовании стресса различают критические жизненные события, травматические стрессы, повседневные стрессоры или хронические стрессоры.

Стрессоры могут нарушать физическую, психическую или социальную целостность. Стрессовые реакции могут быть эмоциональными, физиологическими и поведенческими. Типичные эмоциональные стрессовые реакции − это страх, печаль или гнев. Среди поведенческих реакций особую роль играют бегство и нападение.

              Существуют множество моделей сложного взаимодействия различных психологических факторов, влияющих на стрессовое переживание. Стрессовые события сами по себе очень редко становятся причиной психических расстройств. Только в сочетании с различными внутренними и внешними факторами стрессоры приводят к неудачной адаптации.

              Исходными пунктами являются стрессовые события (стрессоры). Главный опосредующий фактор со стороны индивида − это процесс оценки, представляющий собой суждение о событиях с различных точек зрения (контролируемость, приписывание причин и т.д.) Оценки вместе с индивидуальными процессами приспособления к стрессам и совладания с ними в существенной мере определяют вид и интенсивность стрессовых реакций. Этот процесс может изменяться под воздействием сложного взаимодействия личностных факторов, тенденций совладания и стиля совладания, а также социальной поддержки и наличия релевантных лиц. Свойства личности и социальные признаки могут способствовать как усилению, так и ослаблению стрессовой реакции, влияя на ее тип, интенсивность и длительность. Усугубят ли эти факторы стресс или смягчат его − зависит от многих обстоятельств, в том числе и от типа перегрузки, но также от особенностей самих факторов и их взаимодействия с другими видоизменяющими или опосредующими переменными.

Стрессоры могут оказывать на психические расстройства эффекты различного рода. Стрессор представляет собой необходимое и достаточное условие для возникновения какого-то расстройства; другие факторы влияния установить невозможно. Типичные примеры − хронизированные адаптивные и стрессовые реакции, такие как чрезмерная печаль, посттравматическое стрессовое расстройство.

Частная причина. Этот вариант имеет место тогда, когда для возникновения расстройства дополнительно требуются и другие факторы. Например, помимо стресса для возникновения определенного расстройства у индивида должна быть еще особая уязвимость.

Усугубляющее действие: стрессор может усугубить какое-то уже существующее условие для возникновения расстройства, в результате чего превышается определенное пограничное значение и расстройство становится очевидным. Подробную усугубляющую функцию можно предполагать при многих проблемах пубертатного и подросткового возраста.

Стрессоры могут быть триггерным               событием в фазе до начала расстройства, или − при долго продолжающейся перегрузке − стрессовое событие может в конце концов повысить уровень перегрузки выше порога резистентности и тем самым способствовать манифестации расстройства.

Стрессовое событие может привести и к активации личностных и социальных ресурсов и даже к некоторому изменению отношения к имеющейся психической проблеме.

Наряду с простыми прямыми функциями стрессовых событий имеют значение и более сложные связи, учитывающие и другие переменные. Стрессоры могут брать на себя функцию управления течением уже существующего расстройства.

Существуют критические, изменяющие жизнь события − макрострессоры. Это такие события в жизни человека, которые удовлетворяют критериям:

1)      их можно датировать во времени и локализировать во времени и пространстве (это выделяет их на фоне хронических стрессоров).

2)      Они требуют структурной реорганизации в структуре индивид − среда и отличаются от временной, преходящей адаптации.

3)      Они сопровождаются стойкими аффективными реакциями.

Соответственно требуется более продолжительное время для адаптации и более высокие затраты на адаптацию, чем это необходимо при действии повседневных стрессоров.

Критические, изменяющие жизнь события называются нормативными, если их можно предсказать. Это пубертатный возраст, кризис семи лет и т.д. Они возникают почти всегда у всех членов определенного культурного сообщества. Ненормативные критические, изменяющие жизнь события отличаются внезапностью и непредсказуемостью (например, неожиданная смерть близкого человека). Критическими могут оказаться позитивные (желаемые) и негативные (нежелательные) события. Например: брак, рождение ребенка, негативные события, сопровождаемые печалью, страхом.

В этом и другом случае психика подвергается стойким перегрузкам из-за необходимости адаптации. Разные последствия обуславливаются зависимостью или независимостью события. Причины зависимых событий можно приписать собственным поступкам или упущениям. Независимые события происходят по внешним причинам.

Кроме названных аспектов, эффект, оказываемый на самочувствие и здоровье человека, определяется рядом других жизненных событий и стрессоров. Важным являются зависимые друг от друга параметры:

       Интенсивность и длительность события;

       Отдельное событие или сочетание событий и стрессов;

       Объем изменений, которые влечет за собой событие и затраты на новое приспособление;

       Прогнозируемость и вероятность наступления, момента наступления и связанная с этим возможность приспособления к событию и подготовки к совладанию;

       Новизна события и неосведомленность в нем;

       Двусмысленность и недостаток определенности;

       Контролируемость события.

Жизненные события могут наступать одновременно или поочередно; они могут обладать аддитивным мультипликативным воздействием. Интерес представляют изучение различных жизненных событий, наблюдаемых в фазе, предшествующей началу расстройств.

              К настоящему времени наиболее интенсивно исследовалась связь критических жизненных  событий с депрессивными расстройствами. Наиболее тесно с травматическими жизненными событиями связаны так называемые посттравматические стрессовые расстройства.

Многие авторы указывают на повышенное число критических жизненных событий в фазе, предшествующей началу депрессивных расстройств. Критические жизненные события связаны с эпизодами большой депрессии. Прочность этой связи зависит от методов регистрации жизненных событий, от негативной значимости событий. Информация о событиях укрепляет связь.

Клинический опыт и теоретические предположения указывают на то, что стрессовые события провоцируют многие тревожные расстройства и психопатологические симптомы, особенно если есть соответствующая предрасположенность.

Повседневные жизненные перегрузки имеют значение для возникновения и течения шизофрении; прежде всего хронические семейные стрессы с «выраженными эмоциями». В управлении течением шизофренией в отличие от депрессивных и тревожных расстройств большое значение имеют хронические условия и повседневные жизненные стрессы, а не критические жизненные события.

             

Информация о работе Стресс и копинг. Мероприятия, проводимые для предотвращения расстройств и укрепления здоровья