Стресс, его влияние на деловые отношения. Профилактика стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:52, реферат

Описание работы

Конфликты в сфере делового общения сейчас становятся «нормой» и избежать их становится все сложнее и сложнение. Частые конфликты приводят к нервным нагрузкам на человека и создаются стрессовые ситуации.
Само понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность устройства противостоять нагрузке. Но любой человек, как и техника имеет свой предел прочности, превышение которого ведет к разрушению или поломке… В нашем случае к различным срывам и болезням.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА СТРЕССА
1.1 ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ СТРЕССА
1.2 ВИДЫ И ФАЗЫ СТРЕССА
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ
2.1 ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
2.2 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Stress_referat.docx

— 39.91 Кб (Скачать)

Антистрессовое руководство. Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

Почаще задумывайтесь  над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

Не пренебрегайте "бюрократией", то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности  работников. Этим вы предотвратите  массу мелких конфликтов и взаимных обид.

Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность  отказа.

Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку  начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто  такой поддержки не замечал).

Используйте стиль руководства, соответствующей конкретной производственной ситуации и особенностям состава  сотрудников.

При неудачах сотрудников  оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а  не его личные качества.

Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

Если возникла необходимость  как-то покритиковать, не упускайте  из виду правил конструктивной и этической  критики.

Периодически задумывайтесь  о способах снятия уже накопленных  подчиненными стрессов. Держите в  поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных рекомендаций может  весьма существенно повлиять на уровень  стрессов в коллективе.

Антисрессовое подчинение. Одновременно в тех же целях навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе.

Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения  по службе и прочие организационные  факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности  вашей организации по улучшению  этих параметров.

Обсудите ваши проблемы с  коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем  или жалующимся - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

Постарайтесь наладить эффективные  деловые отношения с вашим  руководителем. Оцените масштаб  его проблем и помогите ему  разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в "обратной связи" но не всегда в состоянии  ее наладить.

Если вы чувствуете, что  объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите  в себе силы сказать "нет". Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не "захлопывайте дверь": объясните, что вы совсем не против новых заданий, … если только вам позволят освободиться от части старых.

Не стесняйтесь требовать  от руководства и коллег полной ясности  и определенности в сути поручаемых вам заданий.

Если возникает производственный "конфликт ролей", то есть заведомая  противоречивость предъявляемых требований, не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в  невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости  порученных вам дел сразу, фокусируя  внимание руководства на том, что  в итоге пострадает дело, а не вы лично.

При напряженной работе ищите  возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 - минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы  сохранить высокую степень работоспособности.

Полезно также помнить  о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе  их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим право  на ошибку, а с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна - две, но и такого их числа  порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках - естественное право любого человека.

Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно - приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается  не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном  раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы  выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните  рвать старые бумаги, имеющиеся, как  правило, в любой организации  в немалом количестве. Дождитесь  вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку - лучше  такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой  конец выбивание ковров подойдет).

Старайтесь не смешивать  личные и служебные отношения  и т.д.

Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых  современной управленческо-психологической  мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие в разрез с общепринятыми  представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, "прочный  тыл", в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так  просто. Американские исследователи  Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен  работников среднего управленческого  звена и выше в одной из крупных  компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые  воспринимали свою семью как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность. 4

Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления  стрессов на работе. В то время как  производственная ситуация требует  от них дисциплины или мобилизации  всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и  т.д. Вывод очевиден: не всякая поддержка  семьи может служить надежным убежищем от стресса.

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабочих  группах поневоле носят достаточно общих характер. Конкретная стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку  не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного  стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем общения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость  к стрессам на работе в немалой  степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно  мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов  одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая  природа стрессов одна и та же. Поэтому  человек, закаленный в преодолении  разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться  и с профессиональными стрессовыми  ситуациями.

Таким образом, одним из ключей к успеху в преодолении служебных  стрессов заключен в общей жизненной  стратегии индивида, опирающейся  на избранные базовые ценности и  учитывающей особенности его  личности.

2.2 Индивидуальная  стратегия и тактика стрессоустойчивого  поведения

В начале нашего разговора  о стрессах мы взяли на вооружение тезисы Г. Селье о том, что стресс - это "аромат и вкус жизни", и  что "полная свобода от стресса  означает смерть". Более чем семи - десятилетнее изучение феномена стресса  убедило специалистов в истинности этих посылок. Ныне общепризнано, что  наша способность достойно встречать  угрозу стресса и отводить ее с  минимальным ущербом для организма  определяется в конечном счете нашим общим отношением к жизни, тем, что в романтической философии и литературе называлось волей к жизни.

Ведь стресс - это в любом  случае психофизиологическая реакция личности, а не просто организма, как считали раньше. В развитии стресса существенную роль играет социальная составляющая человеческого поведения. В структуре стрессовой реакции обычно выделяют три основных элемента:

      • оценку стрессогенного события;
      • физиологические и биохимические сдвиги в организме;
      • изменение поведения человека.

Таким образом, стрессовая реакция - это по большей части социальный феномен. И значит, противостоять  стрессам можно, оказывая влияние в  первую очередь на социальные составляющие стрессовых реакций, которые по идее должны быть более управляемы, нежели наша физиология.

В концепции "поисковой активности", разработанной российскими учеными B. C. Ротенбергом и В.В. Аршавским5. Описывается, На что же конкретно должны быть направлены наши усилия по повышению стрессоустойчивости?

Небезызвестный факт, что  отрицательные эмоции плохо сказываются  на нашем здоровье. Они буквально  подстрекают наш организм к саморазрушительным реакциям. Их нужно решительно устранять, пусть даже за счет эмоционального обеднения. Заболевшим политикам запрещают  читать газеты, схвативших инфаркт  руководителей оберегают от информации об их коллективах, ну а всех прочих граждан стараются просто не нервировать  плохими новостями.

Не спасает положения, между прочим, и отсутствие эмоций. От монотонной, ничем не нарушаемой рутины, казалось бы, ничем не задевающей нас, можно получить не меньший стресс. Раздражать начнет сама неизменность ситуации, ее однообразие. Таким образом, далеко не всегда отрицательные эмоции безоговорочно вредят здоровью. А  спокойное и безмятежное существование  отнюдь не гарантирует физическое благополучие. То есть сам знак эмоций - положительный  или отрицательный - не является решающим фактором, предопределяющим негативные последствия стресса. Здесь должно быть еще одно, дополнительное звено  развития стрессовой ситуации, отвечающее за тот или иной ее исход. По мнению B. C. Ротенберга и В.В. Аршавского, таким  звеном является тип поведения живого существа, выделяемый по присутствию  или отсутствию в нем "поисковой активности".

Их эксперименты показали, что патологические процессы в организме  животного могут замедляться, даже если оно испытывает резко отрицательные  эмоции. Но происходит это только в  том случае, если животное демонстрирует  так называемую "активно-оборонительную" реакцию. Если она забивалась в угол клетки и не предпринимала никаких  попыток вырваться, то все патологические процессы заметно ускорялись и порой даже приводили животное к гибели. Такое поведение получило название пассивно-оборонительного. И, вероятно, именно оно-то и является главным фактором, приводящим в итоге к психосоматическим расстройствам после стрессовых реакций.

 

 

 

Заключение

Как стало известно стресс – неспецифическая реакция организма  на внешнее эмоциональное воздействие  или внутреннее переживание. Изучив проблемы стрессов в жизни человека, можно сделать вывод, что жизнь  невозможна без стресса, ведь благодаря  им формируются личностное развития каждого человека. Ганс Селье(основоположник учения о стрессе) писал: "Не следует боятся стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни!"

Стресс по сути своей необходимая  мера и не несет в себе разрушающих  последствий, если грамотно пользоваться методами по его управлению:

      • переоценка ситуации и изменение подхода к ней
      • изменение окружения, в котором существует стресс;
      • изменение познавательной оценки окружения;
      • изменение поведения для изменения окружения.

Так же поможет консультация и психотерапия, социальная поддержка  и поддержка близких людей, а  так же планирование своей жизни. Релаксация, медитация и саморегуляция  так же эффективны противостоянию стресса.

 

Существуют еще и физиологические  методы подавления стресса, основанная на улучшении физического состояния  человека с целью повышения стрессоустойчивости  и борьбы с ним.

Также не маловажна роль организации  в управлении стрессом. Здесь и  оздоровительные программы для  сотрудников и, изменение рабочего окружения, проведение тренингов по стресс - менеджменту.

Но если становится самому не под силу справиться со стрессом, то необходимо обратиться за помощью  к специалисту. Они помогут грамотно преодолеть стрессовую ситуацию, и  благодаря комплексному психологическому подходу позволит разрешить вам  ее. Благо профессионалов с каждым днем становится больше и больше.

Таким образом, можно сделать  вывод, что поставленная цель данной курсовой работы была достигнута и, управлять  стрессом можно и нужно.

 

Библиографический список

 

  1. Жириков Е.С. "Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу" - М.: Изд. МЦФЭР, 2002 г.
  2. Зигерт В., Ланг Л. "Руководить без конфликтов" - М.: Изд. "Эклномика", 1990 г.
  3. Розанова В.А. "Психология управления" Учебное пособие, изд.2-е перераб. и дополн. - М.: ЗАО Бизнес - школа "Интел - синтез", 2000 г.
  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. "Основы Менеджмента" - М.: Изд. Дело, 1998 г.
  5. "Конфликтология" / под ред. В.П. Ратникова - М.: Изд. ЮНИТИ - Дана, 2002 г.
  6. "Менеджмент" / под ред. М.М. Максимцова - М.: Изд. Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1998 г.
  7. "Менеджмент" / под ред. Ф.М. Русинова - М.: Изд. ФБК - ПРЕСС, 1998 г.
  8. "Управление персоналом организации" / под ред. А.Я. Кибанова - М.: Изд. ИНФРА-М, 1998 г.
  9. "Модели и методы управления персоналом" / под ред. Моргунова.
  10. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: АЗЪ, 1995г.
  11. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995 г.
  12. // "Управление персоналом" № 22/2005 г.
  13. // "Управление персоналом" № 8/2006 г.
  14. // "Служба кадров" № 2/2003 г.
  15. // "Служба кадров" № 5/2005 г.

Информация о работе Стресс, его влияние на деловые отношения. Профилактика стресса