Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:36, реферат
Страх... Что же это такое? На первичном, биологическом уровне страх характеризуется выделением в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На вторичном, психологическом уровне -- это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.
Страх - это обыденное, на первый взгляд, чувство, которое мы испытываем по нескольку раз в день, характеризуется привыканием. Один раз, в детстве, испытав биологическую реакцию страха, мы будем ее испытывать постоянно в похожих ситуациях.
План:
Введение
Основная часть
Классификации страхов.
Причины возникновения детских страхов.
Особенности проявления страхов у дошкольников.
Способы преодоления страхов в детском возрасте.
Подростковые страхи.
Подростковый возраст.
Виды страхов.
Советы для родителей, соблюдение которых поможет избежать
развития страхов у детей - подростков.
Заключение.
Список литературы.
4. Способы преодоления страхов в детском возрасте.
1. Никогда не стыдить ребенка за его страхи и не относитьсяк ним с иронией. Высказываниями типа «Мальчики никогда не бояться» или «Такая большая девочка, а боится!» можно только усугубить ситуацию.
2. Нельзя пытаться
силой преодолеть детские
3. Стараться избегать чтения страшных историй или просмотра страшных фильмов с ребенком, особенно на ночь. Естественно, сами не должны пугать малыша разными «бабаями» и «дядями милиционерами», которые при случае заберут ребенка. Это воспитательное средство, возможно, и оказывает желаемое воздействие на ребенка, но при этом оно провоцирует усиление уже имеющихся детских страхов и приобретение новых.
4. Применять метод постепенного освобождения от страха. Так, если ребенок боится темноты, то можно сначала зажигать в его комнате на ночь верхний свет. Потом включать только ночник, затем оставлять приоткрытой дверь, и так далее.
5. Использовать юмор в борьбе с детскими страхами. Причем высмеиваться должен не ребенок и его страх, а именно объект страха. Так, например, можно вместе с ребенком придумать смешную историю или нарисовать юмористическую картину, где то, чего боится ребенок, будет выглядеть скорее смешным, чем страшным.
6. Хорошие результаты
в преодолении детских страхов
дает применение средств арт-
7. Попросить ребенка придумать историю, в которой одним из главных героев будет то, чего он боится, или само чувство страха.Можно сочинять историю вместе, передавая друг другу роль рассказчика. В этом случае развитие сюжета нужно направлять в нужное русло.
8. Еще одним
средством борьбы с детскими
страхами может быть
9.Ребенку будет интересно и полезно поиграть в игру «Большой—маленький». Пофантазировать с ребенком, что будет происходить, если сначала объект детского страха сильно-сильно увеличить, а затем уменьшить. Детям нравится представлять, как, например, злой пес сначала превращается в огромного гиганта, который не может двинуться с места, а потом в маленькую букашку — настолько маленькую, что даже воробей легко с ней справится.
10. Постараться
сделать все возможное, чтобы ребенок
ощущал защиту, поддержку и любовь родителей.
В этом случае детские страхи, если они
и возникнут, будут незначительными и
легко преодолимыми.
5. Подростковые страхи
Потребность быть собой - это стремление к совершенствованию своего "я", к самопознанию и самораскрытию. Не случайно, именно в этот период подростки начинают интересоваться психологией, философией, оккультизмом. Происходит становление личности или точнее – ее оформление. Подросток переосмысливает старые родительские нормы. То, что раньше воспринималось как истина, подвергается проверке, причем, не только на теоретическом уровне.
Подросток экспериментирует, пробует "на вкус" жизнь, которая открывается для него с новой, неизученной стороны. Он выстраивает свои, особые, иногда чудовищные, иногда потрясающе прекрасные, но всегда идеализированные им миры. Именно в этот период подросток открыт к познанию себя, чтобы в дальнейшем принять себя таким, какой он есть. А принятие себя – это уже признак зрелой личности. Безусловно, все это непросто для подростка.
Ему предстоит пройти очень сложный путь в своем развитии. В древности ребенок мог стать равноправным членом общества, только выдержав обряд инициации - испытание мальчиков и девочек огнем, смертью, болью. Не прошедшие этого обряда так и оставались в позиции ребенка.
В современном мире, хотим мы этого или нет, наши дети часто самостоятельно ищут испытания. Более того, чем активнее мы стремимся уберечь их от опасности, тем сильнее у них потребность в риске, в проверке самого себя на "прочность". Здесь важно соблюдать главное условие: ребенок должен чувствовать поддержку и любовь родителей, знать, что они принимают его таким, какой он есть в любой ситуации.
Речь идет о поддержке именно тогда, когда подросток в ней нуждается, когда обращается за помощью к родителям. Но это ни в коем случае не гиперконтроль, не опекающий стиль поведения и не попустительство со стороны родителей по отношению к своему ребенку.
Стремление к совершенствованию своего "я" неотделимо от беспокойства, тревоги. Оно продиктовано страхом быть не собой, а кем-то другим, обезличенным, потерять самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.
Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, осуждения со стороны сверстников, боязнь опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, и т.д. Причем с возрастом начинают преобладать именно социальные страхи.
Обычно подростки
стремятся тщательно скрыть свои
страхи. Наличие устойчивых страхов
свидетельствует о
Еще не окрепшая
психика подростка не выносит
насилия над собой, длительной гонки
за престижем. Недаром навязчивые страхи
и мысли типичны для детей
и подростков, стремящихся не столько
соответствовать общепринятым нормам,
сколько быть всегда первыми, получать
только высшие оценки ("синдром отличника"
или "синдром гиперответственности"
Кроме того, навязывание
современных эталонов красоты, в
чем-то противоестественных
Каждый из этих случаев опасен еще и потому, что ориентация здесь идет не на развитие своего внутреннего потенциала, своей индивидуальности (которая может восприниматься подростком как непохожесть, а, следовательно, "плохость"), а на желание произвести внешнее впечатление, которое может оказывать разрушительное воздействие на личность.
Все страхи подростка
пропитываются навязчивыми
У мнительных, подверженных
беспокойству подростков могут проявляться
навязчивые опасения, будто их никто
не любит, не понимает, что они никому
не нужны, что у них нет будущего,
перспектив, возможностей, что все
уже позади и жить не имеет смысла.
Подобный нигилизм существования отражает
невозможность достижения идеала, вызывает
стремление всем понравиться, делать все
так, как нужно, как следует. Жизнь
таких людей построена согласно
их иллюзорному миру, в котором
они заложники собственных
Страх сказать что-либо не так или сделать плохо, страх, что над тобой будут смеяться - все это проявления застенчивости, которой страдают, прежде всего, эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки.
В подростковом
возрасте структура личности отличается
нестабильностью, эмоциональной неустойчивостью,
восприимчивостью к внешним стимулам.
Более того, эмоциональные и психические
нагрузки могут спровоцировать стресс.
Конечно, профессионально решить проблему
тревожного подростка может только
психолог. Это и индивидуальная работа,
и тренинги, и коммуникативные
игры (в зависимости от глубинных
проблем личности). Тем не менее,
роль родителей чрезвычайно важна.
6. Советы для родителей, соблюдение которых поможет избежать развития страхов у детей:
- лишний раз
не демонстрировать свою
- не навязывать
детям такие правила и
- не читать постоянно мораль о должном поведении и не стыдить по любому поводу;
- стараться чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного поведения;
- не создавать
проблемы там, где можно
- не быть чрезмерно
принципиальными,
- быть способными
к переменам, не замыкаться
в себе и стремиться к
- быть готовыми принимать своего ребенка со всеми его недостатками, ошибками и промахами;
- можно проигрывать
тревожную ситуацию, при этом
полезно меняться ролями, да и
юмор не мешает, уже не говоря
о жизнерадостной атмосфере
Заключение.
Детские страхи
свойственны определенному
Дети младшего школьного возраста испытывают следующие страхи: нападения бандитов, оставаться одни в комнате, темноты, животных, смерти, крови, боли, уколов, транспорта, врачей, воды, огня. Поскольку это совпадает с бурным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в этом возрасте наиболее "скреплены" эмоциями, в наибольшей степени мотивированы ими.
Ведущий страх
в младшем школьном возрасте - это
страх "быть не тем", о ком хорошо
говорят, кого уважают и понимают.
Большое количество страхов у
детей младшего школьного возраста
связано с учебной
Подростковый
возраст традиционно считается
самым трудным в воспитательном
отношении. Мощные сдвиги происходят во
всех областях жизнедеятельности ребенка,
не случайно этот возраст называют
«переходным» от детства к взрослости.
В это время складываются, оформляются
устойчивые формы поведения, черты
характера и способы