Страхи у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

Страх... Что же это такое? На первичном, биологическом уровне страх характеризуется выделением в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На вторичном, психологическом уровне -- это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.
Страх - это обыденное, на первый взгляд, чувство, которое мы испытываем по нескольку раз в день, характеризуется привыканием. Один раз, в детстве, испытав биологическую реакцию страха, мы будем ее испытывать постоянно в похожих ситуациях.

Содержание

План:
Введение
Основная часть
Классификации страхов.
Причины возникновения детских страхов.
Особенности проявления страхов у дошкольников.
Способы преодоления страхов в детском возрасте.
Подростковые страхи.
Подростковый возраст.
Виды страхов.
Советы для родителей, соблюдение которых поможет избежать
развития страхов у детей - подростков.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 51.90 Кб (Скачать)

4. Способы преодоления страхов в детском возрасте.

1. Никогда не  стыдить ребенка за его страхи и не относитьсяк ним с иронией. Высказываниями типа «Мальчики никогда не бояться» или «Такая большая девочка, а боится!» можно только усугубить ситуацию.

2. Нельзя пытаться  силой преодолеть детские страхи. Некоторые родители считают, например, что страх темноты можно побороть, заперев ребенка в темной комнате.  Но это то же самое, что  учить ребенка плавать, столкнув  его с лодки на глубине. Плавать  он, может быть, и научится, но  психическая травма и новые  страхи, вероятнее всего, останутся  на долгие годы.

3. Стараться избегать чтения страшных историй или просмотра страшных фильмов с ребенком, особенно на ночь. Естественно, сами не должны пугать малыша разными «бабаями» и «дядями милиционерами», которые при случае заберут ребенка. Это воспитательное средство, возможно, и оказывает желаемое воздействие на ребенка, но при этом оно провоцирует усиление уже имеющихся детских страхов и приобретение новых.

4. Применять метод постепенного освобождения от страха. Так, если ребенок боится темноты, то можно сначала зажигать в его комнате на ночь верхний свет. Потом включать только ночник, затем оставлять приоткрытой дверь, и так далее.

5. Использовать юмор в борьбе с детскими страхами. Причем высмеиваться должен не ребенок и его страх, а именно объект страха. Так, например, можно вместе с ребенком придумать смешную историю или нарисовать юмористическую картину, где то, чего боится ребенок, будет выглядеть скорее смешным, чем страшным.

6. Хорошие результаты  в преодолении детских страхов  дает применение средств арт-терапии.  Попросить ребенка нарисовать или слепить свой страх. Когда работа будет завершена, пусть малыш сделает с произведением то, что ему хочется. Так, рисунок можно сжечь, а пепел развеять по ветру. Пластилиновую фигурку можно смять и слепить что-то радостное. Эти действия символически помогают ребенку уничтожить свой страх или хотя бы ослабить его действие, почувствовав свою власть над ним.

7. Попросить ребенка придумать историю, в которой одним из главных героев будет то, чего он боится, или само чувство страха.Можно сочинять историю вместе, передавая друг другу роль рассказчика. В этом случае развитие сюжета нужно направлять в нужное русло.

8. Еще одним  средством борьбы с детскими  страхами может быть разыгрывание  по ролям пугающих ситуаций. Предложить малышу создать небольшое представление, в котором он будет играть роль своего страха, а вы – самого ребенка. Потом можно поменяться ролями. Важно, чтобы мини-спектакль завершался победой над страхом и его изгнанием. Иногда ребенку полезно просто детально представить, «прожить» то событие, которого он боится. Это может быть использовано и взрослыми, например, при подготовке к сложному разговору, выступлению и т.п.

9.Ребенку будет интересно и полезно поиграть в игру «Большой—маленький». Пофантазировать с ребенком, что будет происходить, если сначала объект детского страха сильно-сильно увеличить, а затем уменьшить. Детям нравится представлять, как, например, злой пес сначала превращается в огромного гиганта, который не может двинуться с места, а потом в маленькую букашку — настолько маленькую, что даже воробей легко с ней справится.

10. Постараться сделать все возможное, чтобы ребенок ощущал защиту, поддержку и любовь родителей. В этом случае детские страхи, если они и возникнут, будут незначительными и легко преодолимыми. 
 
 

5. Подростковые страхи

  1. Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений с другими людьми, интересов, увлечений и социальной направленности ребенка. Существенное развитие претерпевает его самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенности в себе. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать тем ценностям и нормам, которые в этой группе приняты.

Потребность быть собой - это стремление к совершенствованию своего "я", к самопознанию и самораскрытию. Не случайно, именно в этот период подростки начинают интересоваться психологией, философией, оккультизмом. Происходит становление личности или точнее – ее оформление. Подросток переосмысливает старые родительские нормы. То, что раньше воспринималось как истина, подвергается проверке, причем, не только на теоретическом уровне.

Подросток экспериментирует, пробует "на вкус" жизнь, которая  открывается для него с новой, неизученной стороны. Он выстраивает  свои, особые, иногда чудовищные, иногда потрясающе прекрасные, но всегда идеализированные им миры. Именно в этот период подросток  открыт к познанию себя, чтобы в  дальнейшем принять себя таким, какой  он есть. А принятие себя – это  уже признак зрелой личности. Безусловно, все это непросто для подростка.

Ему предстоит  пройти очень сложный путь в своем  развитии. В древности ребенок  мог стать равноправным членом общества, только выдержав обряд инициации - испытание мальчиков и девочек огнем, смертью, болью. Не прошедшие этого обряда так и оставались в позиции ребенка.

В современном  мире, хотим мы этого или нет, наши дети часто самостоятельно ищут испытания. Более того, чем активнее мы стремимся  уберечь их от опасности, тем сильнее  у них потребность в риске, в проверке самого себя на "прочность". Здесь важно соблюдать главное  условие: ребенок должен чувствовать  поддержку и любовь родителей, знать, что они принимают его таким, какой он есть в любой ситуации.

Речь идет о  поддержке именно тогда, когда подросток  в ней нуждается, когда обращается за помощью к родителям. Но это  ни в коем случае не гиперконтроль, не опекающий стиль поведения и не попустительство со стороны родителей по отношению к своему ребенку.

Стремление к  совершенствованию своего "я" неотделимо от беспокойства, тревоги. Оно продиктовано страхом быть не собой, а кем-то другим, обезличенным, потерять самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.

  1. Условно страхи можно разделить на природные и социальные.Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения. Помимо основополагающих страхов своей смерти и смерти родителей, они включают в себя боязнь чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихий, высоты, глубины, замкнутого пространства, огня, крови, боли, неожиданных звонков и т.д.

Социальные  страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, осуждения со стороны сверстников, боязнь опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, и т.д. Причем с возрастом начинают преобладать именно социальные страхи.

Обычно подростки  стремятся тщательно скрыть свои страхи. Наличие устойчивых страхов  свидетельствует о неспособности  защитить себя, отсутствии понимания  и поддержки со стороны взрослых, лишающем их чувства безопасности и  уверенности в себе, порождая настороженность  и подозрительность. В дальнейшем это оборачивается предвзятостью  в отношениях с людьми, конфликтами  или уходом от реальной действительности - чрезмерным увлечением компьютерными  играми, употреблением алкоголя и  наркотиков, членством в религиозных  или оккультных сектах.

Еще не окрепшая психика подростка не выносит  насилия над собой, длительной гонки  за престижем. Недаром навязчивые страхи и мысли типичны для детей  и подростков, стремящихся не столько  соответствовать общепринятым нормам, сколько быть всегда первыми, получать только высшие оценки ("синдром отличника" или "синдром гиперответственности"). У таких подростков обострено чувство собственного "я", они обидчивы и честолюбивы, односторонне ориентированы на успех, они не признают никаких отклонений от заданной цели и тем более поражений. Наверное, многие могут вспомнить случаи, когда у "круглой" отличницы случался серьезный стресс из-за полученной четверки.

Кроме того, навязывание  современных эталонов красоты, в  чем-то противоестественных человеческой природе, идеализированных (а для  подростка очень важно быть идеальным, быть лучше всех), вынуждает молодых девушек обращаться к пластическому хирургу, посещать с опасной интенсивностью солярии, отказываться от еды.

Каждый из этих случаев опасен еще и потому, что  ориентация здесь идет не на развитие своего внутреннего потенциала, своей  индивидуальности (которая может  восприниматься подростком как непохожесть, а, следовательно, "плохость"), а на желание произвести внешнее впечатление, которое может оказывать разрушительное воздействие на личность.

Все страхи подростка  пропитываются навязчивыми мыслями, различного рода "идеями фикс", что  порождает навязчивые опасения какой-либо неудачи, поражения, стыда и позора. Часто навязчивые опасения касаются здоровья, особенно если в семье  кто-нибудь часто болеет и ведется  много разговоров на эту тему.

У мнительных, подверженных беспокойству подростков могут проявляться  навязчивые опасения, будто их никто  не любит, не понимает, что они никому не нужны, что у них нет будущего, перспектив, возможностей, что все  уже позади и жить не имеет смысла. Подобный нигилизм существования отражает невозможность достижения идеала, вызывает стремление всем понравиться, делать все  так, как нужно, как следует. Жизнь  таких людей построена согласно их иллюзорному миру, в котором  они заложники собственных страхов.

Страх сказать  что-либо не так или сделать плохо, страх, что над тобой будут  смеяться - все это проявления застенчивости, которой страдают, прежде всего, эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки.

В подростковом возрасте структура личности отличается нестабильностью, эмоциональной неустойчивостью, восприимчивостью к внешним стимулам. Более того, эмоциональные и психические  нагрузки могут спровоцировать стресс. Конечно, профессионально решить проблему тревожного подростка может только психолог. Это и индивидуальная работа, и тренинги, и коммуникативные  игры (в зависимости от глубинных  проблем личности). Тем не менее, роль родителей чрезвычайно важна. 
 
 

6. Советы для родителей, соблюдение которых поможет избежать развития страхов у детей:

- лишний раз  не демонстрировать свою склонность  к беспокойству и сомнениям;

- не навязывать  детям такие правила и обязательства,  выполнить которые они не в  состоянии;

- не читать  постоянно мораль о должном  поведении и не стыдить по  любому поводу;

- стараться чаще  быть примером уверенного, гибкого  и контактного поведения;

- не создавать  проблемы там, где можно обойтись  без них, и, прежде всего,  не драматизировать уже имеющиеся  затруднения в общении или  имеющийся физический недостаток;

- не быть чрезмерно  принципиальными, максималистски  и бескомпромиссно настроенными, равно как и нетерпимыми, непримиримыми  в суждениях и оценках;

- быть способными  к переменам, не замыкаться  в себе и стремиться к разнообразию  контактов с окружающими людьми;

- быть готовыми  принимать своего ребенка со  всеми его недостатками, ошибками  и промахами;

- можно проигрывать  тревожную ситуацию, при этом  полезно меняться ролями, да и  юмор не мешает, уже не говоря  о жизнерадостной атмосфере игры, эмоциональной разрядке накопившегося  нервного напряжения и взаимного  недовольства. 
 
 
 
 
 

Заключение.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они  могут наблюдаться при некоторых  заболеваниях, например неврозах. При  прочих равных условиях страхи чаще всего  встречаются у эмоционально чувствительных детей, мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей.

Дети младшего школьного возраста испытывают следующие  страхи: нападения бандитов, оставаться одни в комнате, темноты, животных, смерти, крови, боли, уколов, транспорта, врачей, воды, огня. Поскольку это совпадает с бурным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в этом возрасте наиболее "скреплены" эмоциями, в наибольшей степени мотивированы ими.

Ведущий страх  в младшем школьном возрасте - это  страх "быть не тем", о ком хорошо говорят, кого уважают и понимают. Большое количество страхов у  детей младшего школьного возраста связано с учебной деятельностью. Школьные страхи являются нормальным сопровождением учебной деятельности. Однако ряд факторов могут привести к тому, что у ребенка сложится комплекс страхов и его страхи будут настолько сильными, что скажутся на его самооценке и успешности обучения.

Подростковый  возраст традиционно считается  самым трудным в воспитательном отношении. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости. В это время складываются, оформляются  устойчивые формы поведения, черты  характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого  человека, его физическое, психическое  здоровье, общественную и личную зрелость.

Информация о работе Страхи у детей и подростков