Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:36, реферат
Страх... Что же это такое? На первичном, биологическом уровне страх характеризуется выделением в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На вторичном, психологическом уровне -- это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.
Страх - это обыденное, на первый взгляд, чувство, которое мы испытываем по нескольку раз в день, характеризуется привыканием. Один раз, в детстве, испытав биологическую реакцию страха, мы будем ее испытывать постоянно в похожих ситуациях.
План:
Введение
Основная часть
Классификации страхов.
Причины возникновения детских страхов.
Особенности проявления страхов у дошкольников.
Способы преодоления страхов в детском возрасте.
Подростковые страхи.
Подростковый возраст.
Виды страхов.
Советы для родителей, соблюдение которых поможет избежать
развития страхов у детей - подростков.
Заключение.
Список литературы.
Как ни странно, но в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка невроз страха практически никогда не развивается. И напротив, в семьях, где активная мама, картина противоположная.
Тревожные дети
могут быть в неполных семьях. Ребенку
(как мальчику, так и девочке) не
хватает образца поведения
На появление
детских неврозов страха влияет так
называемый эгоизм родителей по отношению
к ребенку, неоднократно описанный
в литературе. К данному распространенному
явлению можно отнести
1. Традиционализм отношений в семье
В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан». Мальчик хочет играть на скрипке, а отец считает, что настоящий мужчина должен ходить в секцию бокса. Мальчик, по настоянию отца, занимается спортом, но друзья смеются над его неуклюжестью и нерасторопностью. Вместо того чтобы принимать свою уникальность, ребенок чувствует ущербность, страх не выполнить какое-либо упражнение. Комплекс неполноценности надежно закрепляется, распространяясь на все жизненные обстоятельства. Поистине прав был философ, сказав, что дорога в ад устлана благими намерениями.
2. Эмоциональный шантаж и предчувствия
«Смотри, как мне плохо, когда ты...» или «Таким поведением ты добьешься моей смерти» -- знакомые многим слова. Нередко родители играют роли. Ворчливость, высмеивание ребенка на людях -- типичный тому пример. В глубине души ребенок постоянно чувствует обиду на взрослых, злость, желание отомстить, страх, а вдруг беда действительно случится. Детская тревожность и страх не соответствовать родительским ожиданиям постепенно перерастают в агрессию, в подростковом возрасте эти дети убегают из дому, не уважают родителей.
3. Открытые посылы и прямые угрозы
Обычно в подобных семьях, что называется, за словом в карман не лезут, говоря ребенку: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь в школу, то я...». Ребенок открыто боится, зажимается, потому и выполняет приказания родителей. Когда он делает что-либо неумело, то его строго наказывают. Невротичные дети с патологическим страхом наказания обычно мало улыбаются, вообще не смеются, ходят ссутулясь, мелко семеня ногами. Сталкиваясь с таким обращением с детьми, я говорю родителям, что намного проще приказывать и бранить, чем убеждать и направлять. Искусству общения, приносящему здоровье, необходимо учиться долго, иногда всю жизнь.
4. Нескромность родителей
Многие родители читают письма и записки детей, просматривают их карманы и портфели, что совершенно недопустимо. Принцип таких родителей -- контроль, контроль и еще раз контроль. Ребенок уже давно вырос, а ему все еще указывают, с кем дружить. У такого ребенка вырабатывается страх перед собственной ответственностью. Он все время боится ошибиться, принять неверное решение, по несколько раз переспрашивает. Помните, что даже совсем маленькому существу необходима личная жизнь, собственное духовное и психологическое поле. Только тогда момент взросления, а соответственно избавления от тревожности и детских страхов пройдет нормально.
5. Отдаленность родителей
Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. В дистанционных семьях у детей есть все предпосылки стать наркоманами. Они ищут друзей и эмоциональную поддержку на стороне, в кругу сверстников, однако при этом часто становятся объектом вымогательства и обмана. Наркотики, как и алкоголь, -- это маскировка страхов, желание заглушить их, забыться на время, почувствовать себя сильным. Но это, конечно, лишь иллюзия.
6. Отсутствие привязанности внутри семьи
Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь. «Мама, я хочу с тобой поговорить о...» -- говорит маленький мальчик. «Иди лучше к папе, он тебя выслушает», -- отвечает ему мать. Обиженный ребенок идет к отцу, а отец отправляет его обратно. Вот так он и ходит по кругу, от одного родителя к другому, в поисках любви и понимания. Проблемы мальчика не разрешаются, а только накапливаются. Следует помнить, что любовь -- это не врожденное чувство, а приобретенное в процессе жизни. Любовь -- это универсальное средство от всех болезней, а особенно психологических. Поэтому если родители по разным причинам не могут уделить ребенку много времени, поговорить с ним о его проблемах, то следует хотя бы завести животное, чтобы ребенок реализовал свои нежные чувства, ухаживал за ним. Дружба и любовь -- вот все, что нужно невротичному ребенку.
7. Негативное отношение к престарелым
В некоторых семьях старики становятся излишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Необходимо помнить, что старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный внутрисемейный союз.
На появление детских неврозов страха оказывают влияние травмирующий опыт и стрессовые ситуации. К ним можно отнести смерть матери или отца (особенно в период дошкольного возраста), развод родителей, землетрясение, наводнение, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.
Детские страхи обычно имеют своеобразную "поддержку" со стороны родителей - обычно ребенок испытывает те же страхи, что и мать - в прошлом или настоящем. Дети очень чувствительны, поэтому, когда мать, интуитивно или сознательно, старается оградить их от ситуаций, которые ее пугали или пугают, в их душе поселяется тревога и, как следствие, - страх. Очень часто мать своим чрезмерно беспокойным поведением заражает ребенка страхом, например, ушибиться и заболеть.
Очень часто избыточное количество страхов у ребенка - результат недостаточной эмоциональности родителей, их излишней строгости. Особенно опасна в этом плане ситуация, когда родитель того же пола, что и ребенок, очень суров, а родитель противоположного пола - мягок. Например, строгая мать и податливый отец для девочки, и наоборот, мягкая мать и строгий отец для мальчика. Ребенок обычно идентифицирует себя с однополым родителем, именно его поддержка и одобрение наиболее значимы и ценны в глазах ребенка, если же механизм естественной поддержки и одобрения нарушается, то у ребенка снижается самооценка, он чувствует себя ненужным и неудачливым, что, конечно, является плодородной почвой для возникновения разнообразных страхов.
Поводом для страхов становятся и нереализованные угрозы - отдать в детдом, позвать буку, дядю и т.п. При этом особенно подверженный угрозам возраст - младший дошкольный, страшим дошкольникам наиболее неприятны и даже опасны оскорбления, которые также снижают самооценку ребенка. Кроме того, большую роль в возникновении страхов может сыграть испуг или психическое заражение, когда ребенок узнает от сверстников, что чего-то "надо" бояться.
Обычно возрастные
страхи существуют после возникновения
в течении 3-4 недель, это, так сказать,
норма. Если же в течении это времени интенсивность
страха возрастает, то речь уже идет о
страхе невротическом. Ему характерны
большая эмоциональная интенсивность,
напряжение, длительность. Страхи могут
расти и существовать вплоть до взрослого
возраста. Разумеется, это неблагоприятно
влияет на формирование характера и приводит
к возникновению реактивно-защитного
поведения (избегание объекта страхов,
а также всего нового и неизвестного).
На фоне невротического страха возможно
появление других неврозов, астении (повышенная
утомляемость, нарушение сна, учащенное
сердцебиение и т.д.). Обычно невротические
страхи связаны со страхами родительскими
и трудно устранимы, основные из них - страх
перед одиночеством, темнотой, животными.
Если вы заметили что-то подобное у своего
ребенка, не тяните, обратитесь к детскому
психиатру или психотерапевту, запускать
этот процесс нельзя. До 9-10 лет тревожность
как черта характера еще обратима, периодическое
мягкое управление страхами необходимо,
иначе постоянный сильный страх в детстве
прейдет с возрастом в фобию.
3. Особенности проявления страхов у дошкольников.
Проблематика
детского страха имеет не такую давнюю
историю в психологической
Подробное изучение
феномена страха в детском возрасте
проводилось в рамках психоанализа.
Оригинальная теория страха изложена
основателем психоанализа З. Фрейдом
в лекциях "Введение в психоанализ".
Он называет проблему страха "узловым
пунктом, в котором сходятся самые
различные и самые важные вопросы",
и "тайной, решение которой должно
пролить яркий свет на всю нашу
душевную жизнь". 3. Фрейд приходит
к выводу, что страх - продукт биологической
и психической беспомощности
ребенка. Условие возникновения
страха - потеря объекта. Страх биологически,
психологически и экономически целесообразен.
Ребенок развивается, его независимость
от матери увеличивается и, с точки
зрения Фрейда, здесь опять возникают
условия для усиления страха кастрации
(трудно все же бывает расстаться с
любимой игрушкой). Страх кастрации
трансформируется в страх перед
совестью, а последний - в социальный
страх. Последний этап "эволюции"
страха - страх смерти. Фрейд приводит
небольшую онтогенетическую классификацию
естественных страхов: для незрелого
Эго - страх психической
Психоаналитический подход в исследовании детских страхов развивала Анна Фрейд. Одним из базовых представлений для нее являлась идея о том, что в возрасте 6-7 лет происходят серьезные изменения специфики страхов. Маленькие дети, обходятся со своими инстинктивными импульсами, так, чтобы не нарушать запретов своих родителей. Я маленького ребенка, как и Я взрослого, сражается с инстинктами не добровольно; его защита побуждается не собственными чувствами по этому поводу. Я видит в инстинктах опасность потому, что те, кто воспитывает ребенка, запретили их удовлетворение и вторжение инстинкта влечет за собой ограничения и наказания или угрозу наказания. Страх кастрации приводит маленького ребенка к такому же результату, как угрызение совести у взрослого невротика; детское Я боится инстинктов потому, что оно боится внешнего мира. Его защита от них мотивирована страхом перед внешним миром, т.е. объективной тревогой. Согласно А. Фрейд, существовавшая ранее объективная тревога (страх, имеющий свой источник во внешнем мире) теряет свое значение в психике ребенка в старшем дошкольном возрасте, и на первое место выходит возникающая тревога Сверх-Я (страх перед силой инстинктов), имеющая свой источник в сознании и проявляющаяся большей частью в чувстве вины. Человеческое Я по своей природе не является плодородной почвой для беспрепятственного удовлетворения инстинкта. Я дружественно по отношению к инстинктам, лишь пока оно мало отдифференцированноот Оно. Когда Я переходит от первичных ко вторичным процессам, от принципа удовольствия к принципу реальности, оно становится враждебной для инстинктов территорией. Его доверие к их требованиям сохраняется всегда, но в нормальных условиях оно едва заметно. Я обращает свой взгляд на гораздо более ожесточенную борьбу, которую ведут на его территории Сверх-Я и внешний мир против импульсов Оно. Однако, если Я чувствует, что высшие защитные силы его покинули, или если требования инстинктивных импульсов становится чрезмерным, его молчаливая враждебность по отношению к инстинктам возрастает до состояния тревоги. "Нельзя уточнить, чего опасается Я со стороны внешнего мира и со стороны либидозной опасности: мы знаем, что это страх быть подавленным и уничтоженным, но он не может быть "схвачен" аналитически" (З. Фрейд). Влияние этой тревоги, испытываемой Я из-за силы инстинктов, в точности таково же, как и оказываемое тревогой Сверх-Я или объективной тревогой.
Таким образом, согласно мнению А. Фрейд, основания защиты против аффекта лежат попросту в конфликте междуЯ и инстинктом. Вытесняя конфликт, Я побуждается тревогой и чувством вины к защите от аффекта.