Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить стимулирующие методы для саморазвития школьников в воспитательном процессе.
Объект исследования: стимулирование для саморазвития школьников в воспитательном процессе.
Предмет исследования: методы стимулирования и основные особенности воспитательного процесса.
Задачи курсовой работы:
1. Определить цели воспитания в воспитательном процессе.
2. Рассмотреть процессы саморазвития школьников в воспитательном процессе.
3. Определить методы стимулирующие саморазвитие школьников в воспитательном процессе.
Введение
Глава 1. Цель воспитания, её место в воспитательном процессе
1.1. Воспитание растущего человека, как формирование личности
1.2. Формирование личности в воспитательном процессе
Глава 2. Саморазвитие школьников в воспитательном процессе
2.1. Процесс саморазвития школьников в воспитательном процессе
2.2. Методы стимулирования саморазвития школьников в воспитательном процессе
Список литературы
Соревнование – это метод направления естественной потребности к соперничеству, приоритету нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические стороны. Особенное значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Организация соревнования – трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых отметим следующие:
1. Организация соревнования – основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для его проведения, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным, а пункты его – конкретными, чтобы результаты их выполнения можно было оценивать и сравнивать. Критерии оценок должно быть простыми, понятными для участников. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным.
2. Должны быть установлены направленность и содержание соревнования. Классическим видом состязаний в учебных заведениях было соревнование за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета. В нашей школе в последние годы соревнование по конкретным показателям успеваемости не проводилось. Отмечались робкие попытки внедрить элементы соревнования в практику учебной работы с младшими школьниками по таким, например, показателям, как систематической выполнение домашних заданий, прилежность, отсутствие замечаний на уроке, опрятность тетрадей, строгое выполнение школьного и домашнего режима дня, чтение дополнительной литературы. Пришло время возродить такого рода соревнования между школьниками, ввести забытые награды для победителей.
Цель соревнования понятна всем – быть первым. Но так откровенно ее формулировать в школах до недавнего времени остерегались. В рекомендациях отмечалась необходимость заботиться о том, чтобы соревнование не переродилось в конкуренцию, толкающую воспитанников к использованию недопустимых средств. Многие педагоги подменяли истинные цели соревнования псевдоцелями, облекали их в размытые, неконкретные формы. В результате соревнование выходило из – под контроля, принимало искаженные формы. Победить в честной, открытой, принципиальной борьбе возможности не было; хотя жизнь никому не дает поблажек, привыкать бороться за себя человек должен с детства и в реальных условиях.
Жесткие условия соревнования можно смягчить игрой. В игре, как известно, не так остро переживаются поражения и всегда остается возможность взять реванш. Конечно, старшеклассники эту нехитрую уловку воспитателей понимают, но в младших и средних ласах игровую организацию соревнования трудно переоценить.
Существенную роль играют результаты соревнования. Формы учета и демонстрации итогов соревнования надо применять простые и наглядные, больше использовать информационные системы на базе ЭВМ.
Эффективность соревнования значительно повышается, когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей. Педагог не просто «реагирует» события, но направляет инициативу воспитанников, поправляя, где нужно, их неумелые действия.
Среди древнейших методов воспитания наказание – наиболее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только о его целесообразности, но и о том, кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще, не скоро, судя по тому, что сейчас резко полярны взгляды – от существенного ужесточения наказания до полной их отмены. Некоторые педагоги предлагают считать интенсивность наказания критерием гуманизации воспитательной системы, пробным камнем её жизнестойкости.
Содержанием наказания в старой школе было переживание страдания. Выдвигались и другие не лишенные смысла аргументы, благодаря чему наказание в арсенале воспитательных средств занимало видное место. Н.И. Пирогов, будучи попечителем Киевского округа по учебным заведениям, выдвигал в целях «воспитания законности» систему физических наказаний, за что был подвергнут критике Н.А. Добролюбовым. До мельчайших подробностей была продумана система наказаний в старой прусской школе. Для неё характерно полное игнорирование индивидуальных особенностей ребенка, причин, побудивших его совершить тот или иной проступок, обстоятельств, в которых он совершен. Мера воздействия применялась там по жестокой и прямолинейной формуле «проступок - наказание» в соответствии с установленной «шкалой наказаний», где были расписаны всевозможные нарушения и указана «цена расплаты» за них. Муштра, тем не менее, давала свои результаты: ни одна нация в мире не может соревноваться с немецкой по дисциплине, трудолюбию, приверженности к порядку.
Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.
Известны следующие виды наказания, связанные:
1). С наложением дополнительных обязанностей.
2). Лишением или ограничением определенных прав.
3). Выражением морального порицания, осуждения.
В нынешней школе практикуются различные меры наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и другие. Внутри них – большое разнообразие конкретных форм наказаний, которые, в свою очередь, можно подразделить на следующие типы:
1. наказания, осуществляемые
по логике «естественных
2. традиционные наказания.
3. наказания экспромты.
Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие.
Таким образом, все перечисленные выше методы могут являться стимулом саморазвития школьников в воспитательном процессе.
Заключение:
Список использованной литературы:
Информация о работе Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе