Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить стимулирующие методы для саморазвития школьников в воспитательном процессе.
Объект исследования: стимулирование для саморазвития школьников в воспитательном процессе.
Предмет исследования: методы стимулирования и основные особенности воспитательного процесса.
Задачи курсовой работы:
1. Определить цели воспитания в воспитательном процессе.
2. Рассмотреть процессы саморазвития школьников в воспитательном процессе.
3. Определить методы стимулирующие саморазвитие школьников в воспитательном процессе.

Содержание

Введение
Глава 1. Цель воспитания, её место в воспитательном процессе
1.1. Воспитание растущего человека, как формирование личности
1.2. Формирование личности в воспитательном процессе
Глава 2. Саморазвитие школьников в воспитательном процессе
2.1. Процесс саморазвития школьников в воспитательном процессе
2.2. Методы стимулирования саморазвития школьников в воспитательном процессе
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Соревнование – это  метод направления естественной потребности к соперничеству, приоритету нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники  быстро осваивают опыт общественного  поведения, развивают физические, нравственные, эстетические стороны. Особенное значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Организация соревнования – трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых отметим следующие:

1. Организация соревнования – основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для его проведения, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным, а пункты его – конкретными, чтобы результаты их выполнения можно было оценивать и сравнивать. Критерии оценок должно быть простыми, понятными для участников. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным.

2. Должны быть установлены направленность и содержание соревнования. Классическим видом состязаний в учебных заведениях было соревнование за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета. В нашей школе в последние годы соревнование по конкретным показателям успеваемости не проводилось. Отмечались робкие попытки внедрить элементы соревнования в практику учебной работы с младшими школьниками по таким, например, показателям, как систематической выполнение домашних заданий, прилежность, отсутствие замечаний на уроке, опрятность тетрадей, строгое выполнение школьного и домашнего режима дня, чтение дополнительной литературы. Пришло время возродить такого рода соревнования между школьниками, ввести забытые награды для победителей.

Цель соревнования понятна  всем – быть первым. Но так откровенно ее формулировать в школах до недавнего времени остерегались. В рекомендациях отмечалась необходимость заботиться о том, чтобы соревнование не переродилось в конкуренцию, толкающую воспитанников к использованию недопустимых средств. Многие педагоги подменяли истинные цели соревнования псевдоцелями, облекали их  в размытые, неконкретные формы. В результате соревнование выходило из – под контроля, принимало искаженные формы. Победить в честной, открытой, принципиальной борьбе возможности не было; хотя жизнь никому не дает поблажек, привыкать бороться за себя человек должен с детства и в реальных условиях.

Жесткие условия соревнования можно смягчить игрой. В игре, как  известно, не так остро переживаются поражения и всегда остается возможность  взять реванш. Конечно, старшеклассники  эту нехитрую уловку воспитателей понимают, но в младших и средних ласах игровую организацию соревнования трудно переоценить.

Существенную роль играют результаты соревнования. Формы учета  и демонстрации итогов соревнования надо применять простые и наглядные, больше использовать информационные системы на базе ЭВМ.

Эффективность соревнования значительно повышается, когда его  цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей. Педагог не просто «реагирует» события, но направляет инициативу воспитанников, поправляя, где нужно, их неумелые действия.

Среди древнейших методов  воспитания наказание – наиболее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только о его целесообразности, но и о том, кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще, не скоро, судя по тому, что сейчас резко полярны взгляды – от существенного ужесточения наказания до полной их отмены. Некоторые педагоги предлагают считать интенсивность наказания критерием гуманизации воспитательной системы, пробным камнем её жизнестойкости.

Содержанием наказания  в старой школе было переживание страдания. Выдвигались и другие не лишенные смысла аргументы, благодаря чему наказание в арсенале воспитательных средств занимало видное место. Н.И. Пирогов, будучи попечителем Киевского округа по учебным заведениям, выдвигал в целях «воспитания законности» систему физических наказаний, за что был подвергнут критике Н.А. Добролюбовым. До мельчайших подробностей была продумана система наказаний в старой прусской школе. Для неё характерно полное игнорирование индивидуальных особенностей ребенка, причин, побудивших его совершить тот или иной проступок, обстоятельств, в которых он совершен. Мера воздействия применялась там по жестокой и прямолинейной формуле «проступок -  наказание» в соответствии с установленной  «шкалой наказаний», где были расписаны всевозможные нарушения и указана «цена расплаты» за них. Муштра, тем не менее, давала свои результаты: ни одна нация в мире не может соревноваться с немецкой по дисциплине, трудолюбию, приверженности к порядку.

Наказание – это метод  педагогического воздействия, которое  должно предупреждать нежелательные  поступки, тормозить их, вызывать чувство  вины перед собой и другими  людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Известны следующие  виды наказания, связанные:

1). С наложением дополнительных  обязанностей.

2). Лишением или ограничением  определенных прав.

3). Выражением морального порицания, осуждения.

В нынешней школе практикуются различные меры наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение  от занятий, исключение из школы и  другие. Внутри них – большое  разнообразие конкретных форм наказаний, которые, в свою очередь, можно подразделить на следующие типы:

1. наказания, осуществляемые  по логике «естественных последствий».

2. традиционные наказания.

3. наказания экспромты.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие.

  1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от класса (коллектива) или поддерживается им. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудил не только воспитатель, но и ближайшие товарищи, друзья. Поэтому надо опираться на общественное мнение.
  2. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных классах за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует тщательного разбора всей ситуации.
  3. Если решение о наказании принято, нарушитель должен быть наказан.
  4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.
  5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. Формула «проступок - наказание» должна соблюдаться неукоснительно.
  6. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества.
  7. основа для применения метода наказания – конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нет общих рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, оно может быть очень различным – от самого легкого до самого сурового.

Таким образом, все перечисленные выше методы могут являться стимулом саморазвития школьников в воспитательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Лернер И.Я. «Дидактические основы методов обучения».- М.: Просвещение, 1981. – С. 85.
  2. Бабанский Ю.К. «Выбор методов обучения в средней школе». – М.: Просвещение, 1981. – С.76-85.
  3. Фельдштейн Д.И. «Психология воспитания подростка». – М.: Правда,1978. – С.135.
  4. Коменский Я.А. «Избранные педагогические сочинения». Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – С.8.
  5. Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. – М.: Наука,1980. – С.79.
  6. Монтель М. «Опыты». – М.: Правда, 1991. – С. 74-75.
  7. Пискунов А.И. «Хрестоматия по истории зарубежной педагогики». – М.: Просвещение,1981. – С.76.

 

 




Информация о работе Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе