Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить стимулирующие методы для саморазвития школьников в воспитательном процессе.
Объект исследования: стимулирование для саморазвития школьников в воспитательном процессе.
Предмет исследования: методы стимулирования и основные особенности воспитательного процесса.
Задачи курсовой работы:
1. Определить цели воспитания в воспитательном процессе.
2. Рассмотреть процессы саморазвития школьников в воспитательном процессе.
3. Определить методы стимулирующие саморазвитие школьников в воспитательном процессе.

Содержание

Введение
Глава 1. Цель воспитания, её место в воспитательном процессе
1.1. Воспитание растущего человека, как формирование личности
1.2. Формирование личности в воспитательном процессе
Глава 2. Саморазвитие школьников в воспитательном процессе
2.1. Процесс саморазвития школьников в воспитательном процессе
2.2. Методы стимулирования саморазвития школьников в воспитательном процессе
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Восточный Сибирский  Государственный Технологический Университет

Институт Устойчивого  Развития

Кафедра «Социальная  Технология»

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему: Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Выполнила: студ.726гр.

                                                                                                        Нимацыренова Н.Г.

________________

                                                                                              Проверила: Вандалова

О.А.

________________

 

г. Улан – Удэ

2008

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Цель воспитания, её место в воспитательном процессе………………  

1.1. Воспитание растущего человека, как формирование личности……………

1.2. Формирование личности в воспитательном процессе………………………

Глава 2. Саморазвитие школьников в воспитательном процессе………………

2.1. Процесс саморазвития школьников в воспитательном процессе………….

2.2. Методы стимулирования  саморазвития школьников в воспитательном  процессе……………………………………………………………………………..

 

Заключение:

Список литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Цель курсовой работы: изучить стимулирующие методы для саморазвития школьников в воспитательном процессе.

Объект исследования: стимулирование для саморазвития школьников в воспитательном процессе.

Предмет исследования: методы стимулирования и основные особенности воспитательного процесса.

Задачи курсовой работы:

  1. Определить цели воспитания в воспитательном процессе.
  2. Рассмотреть процессы саморазвития школьников в воспитательном процессе.
  3. Определить методы стимулирующие саморазвитие школьников в воспитательном процессе.

 

Гипотеза курсовой работы: такие методы, как наказание, соревнование и поощрение могут являться стимулом саморазвития школьников в воспитательном процессе. Если не стимулировать школьников для их самостоятельной работы, то может произойти деградация личности.

Актуальность курсовой работы: Воспитательный процесс, строится на той информации, которая поступает от преподавателя. Чем больше её в распоряжении преподавателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие. Т.о. данная курсовая работа является актуальной для развития школьников в воспитательном процессе.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Цель воспитания, её место в воспитательном процессе.

 

    1. Воспитание растущего человека, как формирование личности.

Воспитание растущего  человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных  условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен  в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

 И если данному  обществу требуется формирование  у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает, открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого  совершенствования системы общественного  воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка  выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно  так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности".

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки  зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".

Такой подход к построению процесса воспитания - как активного  целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

 Достижения современной  науки, в том числе труды  отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Показательно, что накопительница психологического опыта - литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н. Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на участие в "борьбе за существование", а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого "другого" становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса. "...Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он в трактате "О жизни", - человек не может не видеть и того, что это - то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества".

 Солидаризируясь с  великим писателем в понимании  целей воспитания, среди которых  главной он считал формирование  потребности принести благо другому,  однако, можно не согласиться  с ним в суждении о возможных  путях достижения этой цели. Л.Н.  Толстой, как известно, отводил основную роль нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIII в. Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.

Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя.

Просветительская ориентация в педагогике уступила место более  реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности.

Однако нравственное формирование личности не равно нравственному просвещению. Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания человека.

В связи с этим, отечественные  ученые и педагоги-практики исходят  из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте детского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.

  Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           1.2. Формирование личности в воспитательном процессе.

 

Формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.

Информация о работе Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе