Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить стимулирующие методы для саморазвития школьников в воспитательном процессе.
Объект исследования: стимулирование для саморазвития школьников в воспитательном процессе.
Предмет исследования: методы стимулирования и основные особенности воспитательного процесса.
Задачи курсовой работы:
1. Определить цели воспитания в воспитательном процессе.
2. Рассмотреть процессы саморазвития школьников в воспитательном процессе.
3. Определить методы стимулирующие саморазвитие школьников в воспитательном процессе.

Содержание

Введение
Глава 1. Цель воспитания, её место в воспитательном процессе
1.1. Воспитание растущего человека, как формирование личности
1.2. Формирование личности в воспитательном процессе
Глава 2. Саморазвитие школьников в воспитательном процессе
2.1. Процесс саморазвития школьников в воспитательном процессе
2.2. Методы стимулирования саморазвития школьников в воспитательном процессе
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Не может быть колебаний, писал  А.С. Макаренко, - стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых.

При этом особое значение приобретает  учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

"Искусство воспитания", приходит  к обоснованному выводу, заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание правильного сочетания "понимаемых мотивов" и мотивов "реально действующих", а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность превращает эти "понимаемые" мотивы в реально действующие.

Рост круга потребностей, закон  возвышения потребностей, развитие потребностно - мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись, как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в  единой личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит мотивационно - потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно - потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Так, для школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной  на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно - потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы, разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности.

 

 

 

Глава 2. Саморазвитие школьников в воспитательном процессе.

2.1. Процесс  саморазвития школьников в воспитательном  процессе.

 

Если вернуться к  воспитанию детей, то можно говорить много и долго, потому что, сколько  людей, столько и мнений. Применение педагогической парадигмы в воспитании детей неприемлемо и может привести к различным психическим нарушениям в развитии ребенка. Основная проблема состоит в том, что если преподавательские кадры, по крайней мере, проходят специальную подготовку, то, если можно так выразиться, родительские кадры никакой обязательной подготовки не проходят. А родителей гораздо больше, чем преподавателей…

Человек, в отличие  от животных, не обладает при рождении никакими способностями. Все способности человеком усваиваются в процессе его воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни, в так называемый сенситивный период.

Пропагандируемый гуманистический  подход к воспитанию человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Феноменальный внутренний мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия. Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое) должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Любое взаимодействие между двумя личностями должно строиться на принципе равноправия, уважения к другой личности (даже если одна из них личность в процессе становления, например ребенок). При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность самостоятельно.

2.2. Методы стимулирования саморазвития школьников в воспитательном процессе.

Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания животных. Как видим, стимулирование имеет не очень приятную для нас этимологию. Но, что делать, если человек нуждается в постоянных стимулах, одна из которых, благодаря тому, что как существо, наделенное разумом, он черпает их из внутренних источников, находит в себе, а другие создаются внешними силами. Прямое и непосредственное назначение стимулов – ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.

С древних времен  известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Педагогика ХХ в. Обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не  новый метод стимулирования -  соревнование. В последние десятилетия к этим традиционным рычагам манипулирования деятельностью и поведением человека данные научных исследований позволяют добавить ещё один – субъективно – прагматический. Отличительная черта нынешних подрастающих поколений – ярко выраженное прагматическое, потребительское отношение к жизни и вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям. Что мне даст воспитание, зачем оно нужно, когда понадобится, выгодно ли и насколько выгодно быть воспитанным – вот вопросы, которые задают себе и друг другу ребята уже в средних классах и в зависимости от ответов на них строят свое отношение к воспитанию. Учитывая эти утилитарно – прагматические тенденции, некоторые зарубежные педагогические системы смотрят на процесс воспитания как на коммерческие отношения партнеров – воспитателей и воспитанников, где главной побуждающей силой становится личная выгода. Этот метод еще не оформился окончательно, но уже повсеместно действует через систему контрактных сделок воспитателей и воспитанников, различного рода договоров и взаимных обязательств.

Поощрение можно назвать выражением оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки, а действие его основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому поощрение вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды его весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Одобрение – простейший вид поощрения, которое воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанника или коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями ли родителями. Поощрение возможно при внимательном отношении к успехам и неудачам воспитанников, переживании вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Поощрение более высокого уровня  - благодарности, награждения и т.д.  – вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитаннику или коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, в присутствии сверстников, педагогов, родителей; это усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся  простоту, метод поощрения требует  тщательной дозировки и известной  осторожности. Опыт показывает, что избыточное поощрение может приносить не Тольку пользу, но и вред воспитанию. Следует учитывать, прежде всего, психологическую сторону поощрения и его последствия.

1. Поощряя, воспитателя должны  стремиться, чтобы поведение воспитанника  мотивировалась не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

2. Поощрения заслуживают не только добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного к нему отношения. Надо поощрять и тех, кто проявлял трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогал другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов.

3. Поощрение должно  начинаться с ответов на вопросы  – кому, сколько и за что,  т.е. оно должно соответствовать  заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, месту в коллективе. Выбирая вид поощрения, важно найти меру, достойную воспитанника. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству. Поощряя, учитывайте и мнение одноклассников.

4. Поощрение требует  личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего, что вселяет в учеников уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Оправдывая оказанное доверие, ученик преодолевает свои недостатки.

5. Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании – соблюдение справедливости. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками.

Соревнование. Присмотритесь к детям. Как только они собираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения, кто есть кто. Им в высшей степени присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека, и реализует он ее, вступая в соревнование с другими. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус человека.

В чем только не соревнуются дети: кто получит больше двоек, кто вынудит учительницу покинуть класс, кто выдержит удар тока. Куда меньше школьники соревнуются в благовидных поступках – о состязании в аккуратности, опрятности, вежливости, честности мы что – то не слышим.

Нельзя ли мощное естественное стремление человека к первенству направить  на пользу воспитанию? Так ещё в  древности возник метод соревнования, которому в истории педагогики был  уготован нелегкий путь, - о нем то надолго забывали, то внезапно возводили его в ранг главного средства. В советской школе этот метод получил  название социалистического соревнования и, к сожалению, сброс командно – бюрократическими атрибутами -  в школу пытались перенести законы соревнования, действующие на производстве. Не удивительно, что метод превратился в формальное понукание школьников и, наконец стал неэффективным. Между тем в педагогически правильно организованном соревновании есть действенные стимулы для повышения эффективности воспитательного процесса.

Информация о работе Стимулирование саморазвития школьников в воспитательном процессе