Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:13, реферат
Одной из основных проблем психологии управления является проблема эффективности. Социальный заказ та¬ков: надо не просто управлять, а управлять, получая высо¬кий результат при минимальных затратах сил, энергии, вре¬мени и денег.
- Но при каких условиях управление может стать мак¬симально эффективным?
- По каким признакам, или критериям, эффективное управление отличается от неэффективного?
1. Стиль управления и стиль руководства: психологическая характеристика……...3
1.1 Традиционные подходы к стилям управления. Краткая характеристика основных стилей управления………………………………………………………..3- 7
1.2 Современные подходы к проблеме стилей и типов управления: теория рационального управления, ве¬роятностная теория управления, теория лидерства…..8- 16
Список используемой литературы……………………………………………………….17
Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.
На
практике, как правило, не наблюдается
идеального соблюдения этих двух типов
отношений в управлении. Исследования
показывают, что значительная группа
руководителей во многом обладает лидерскими
качествами. Однако обратный вариант встречается
в реальной жизни реже.
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме.
Выделяют три типа лидеров:
· Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом.
· Лидер (в узком смысле слова) - менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему приходится мотивировать поведение членов группы личным примером; как правило, влияет только на часть членов группы.
·
Ситуативный лидер - обладает личностными
качествами, имеющими значение только
в какой то, вполне конкретной ситуации:
торжественное событие в
Лидеры есть в любом коллективе, они заслуживают особого внимания, т.к. активно влияют на морально - психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов и именно они составляют резерв на выдвижение кадров. Лидеры бывают: деловые, эмоциональные, авторитарные, демократические, позитивные и негативные. Официальный руководитель обязан иметь представление о неформальной структуре своего коллектива, чтобы своевременно предотвращать конфликтные ситуации; иметь четкое представление кто формирует общественное мнение в данной рабочей группе, иметь представление об авторитетности своих заместителей и других сотрудников.
Стили управления группой (краткая характеристика)
Указание. Суть данного стиля в том, что руководитель тщательно инструктирует подчиненных и следит за выполнением задачи. В результате этого выявляется работа, не соответствующая его требованиям, и тем, кто за нее отвечает, указывается на неудовлетворительные образцы. Лидер, отмечая ошибки, четко разъясняет их суть и показывает возможности для улучшения работы.
Популяризация. С одной стороны, лидер инициативен, постоянно предлагает что-то новое и активен в указаниях, инструктировании и надзоре за работой. С другой стороны, он вовлекает работников в деятельность по определению и установлению образцов работы. Такой лидер вместе с под чиненными обсуждает соответствие сделанного образцам, формирует у сотрудников чувство гордости за результаты.
Участие в управлении. Лидер концентрируется на улучшении морального состояния группы, поощряет чувство личной причастности. Он ограничивает прямые указания и контроль, заменяя это обучением подчиненных умению самостоятельно браться за решение проблем и предоставлением им большой ответственности. Доля приказов при таком стиле минимальна, руководитель вмешивается в деятельность подчиненных и принимает решения только в исключительных случаях. Он поощряет личную ответственность и инициативу.
Передача полномочий. Лидер выступает в качестве последнего резерва и оставляет большую часть работы отдельным членам группы. Ежедневный контроль осуществляется самими членами группы.
Эффективный руководитель должен ответить на следующие вопросы:
а) На каком уровне развития находится группа?
б) Какой стиль управления использовать?
Он
сможет добиться лидерского взаимодействия
с группой, если найдет на них правильный
ответ.
Список
используемой литературы
Основная литература
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева.- М.: КНОРУС ,1988. – 254 с. – ISBN 6-78315-028-9.
2. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации./ А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА , 2008. - 425с.- ISBN 5-831-358-8
3. Гончаров, М.А. Основы психологии управления / М.А. Гончаров.- М.: КНОРУС,2006.- 480 с.- ISBN 5-85971-043-7.
4. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология / О.Д. Волкогонова.- М.: ИД «Форум»,2007.- 352 с.- ISBN 5-8199-0158-4.
5.Рамендик, Д.М. Управленческая психология / Д.М. Рамендик.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2006.- 256 с.- ISBN 5-8199-0242-4.
6. Полукаров, В.Л. Психология менеджмента / В.Л. Полукаров.- М.: КНОРУС,2008.-280 с.- ISBN 978-5-85971-975-4.
7. Райгородский, Д.Я. Психология управления / Д.Я. Райгородский.- М.: Издательский Дом «Бахрах-М»,2006.- 768 с.- ISBN 5-94648-042-1.
8. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок. - М.: ИНФРА, 1991.- 240 с.- ISBN 96-5-85321-975-2.
9. Козлецкий, Ю. Психологическая теория решений / Ю. Козлекий. - М.: КНОРУС, 1979.- 350 с.- ISBN 5-8101-3569-8.
10. Кричевский,
Р. Л. Если вы — руководитель / Р. Л. Кричевский.
- М.: ФОРУМ, 1993.- 245 с.- ISBN 5-33-56948-86-9.
Информация о работе Стиль управления и стиль руководства: психологическая характеристика