Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:58, контрольная работа
Цель моей контрольной работы – выяснить, что или кто заставляет несовершеннолетних совершать преступления, откуда берутся нарушения в поведении подростков. Исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, откуда берётся агрессия. Почему несовершеннолетние совершают преступления против свободы, чести и достоинства другого человека и выяснить, как на всё это влияет воспитание, его роль в этих вопросах.
Введение__________________________________-2
§1 Становление личности в подростковом и юношеском возрасте________________________-4
§2 Преступления несовершеннолетних_______-11
§3 Предупреждение преступлений несовершеннолетних________________________-16
Заключение ________________________________-19
Список использованной литературы__________-22
Именно родители, учителя, воспитатели являются главными источниками становления личности ребёнка. В этот сложный переходный период не стоит отдалять от себя ребёнка, нужно суметь найти подход к нему и суметь с ним подружиться. Не надо отворачиваться от проблем, нужно их решать. Именно неправильное воспитание в семье и в обществе толкает ребёнка на преступления. Никогда не поздно всё исправить и придти на помощь. Нужно помнить что «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного».6
Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты.7 Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка – но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Если говорить о более глубинных причинах такого поведения, то можно отметить у таких агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферы и кризисе личности. Кризис личности проявляется в виде болезненного отношения к восприятию собственного "Я" окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего "Я" неким идеалам, ощущение утраты целостности внутреннего мира. Форма поведения характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях, мягкостью соматовегетативного компонента аффективных реакций. Агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально – психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности. В первую очередь подросток ищет понимания в семье, Э. Фромм говорил: «Семья – есть своего рода «психологический посредник» общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем». И только когда ребёнок не находит понимания в семье, он вынужден искать того кто поддержит его и в большинстве случаев попадает в плохие компании, группировки и т. п.
§2
Преступления несовершеннолетних.
Учет особенностей нервной системы несовершеннолетнего, и в первую очередь темперамента, позволяет найти ключ к субъективной стороне совершаемых подростком преступлений. У подростков-правонарушителей с ярко выраженными чертами агрессивного поведения ослаблено осознание значимости словесных раздражителей. Поэтому именно эту категорию правонарушителей часто называют «трудновоспитуемыми». Несовершеннолетний способен совершить такой акт, не задумываясь о его последствиях, под влиянием внезапно возникшего и быстро проходящего влечения к тому или иному объекту агрессии.
Повышенная эмоциональность несовершеннолетнего, преобладание возбуждения над торможением играют важную роль в формировании и реализации агрессивного действия. Непосредственные переживания усиливают эти свойства личности, в результате чего несовершеннолетний значительно легче, чем взрослый, в состоянии аффекта может реализовать свой противоправный умысел с применением насилия. При анализе подобных правонарушений многие социальные психологи исходят из того, что особенности организации нервной системы подростка или юноши не могут не влиять на форму проявления того или иного действия. А ведь насилие, особенно применительно к несовершеннолетним правонарушителям, часто выступает именно как форма, а не как содержание противоправного акта. (Взять хотя бы преступления, в основе которых лежит подражание.)
При изучении личностной стороны такого вида преступлений, как хулиганство, нельзя не учитывать того, что совершенствование мускульного аппарата, развитие костной системы влияют на формирование у несовершеннолетнего сознания своей силы, чувства гордости ею, стремления похвастаться, продемонстрировать эту силу, что порой выливается в акты агрессии и насилия.8 Вот почему при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних против личности нужны особый подход, особая осторожность. Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". Агрессия толкает несовершеннолетних на различные преступления. К наиболее распространенным из которых относятся: умышленное убийство, умышленное причинение тяжких телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабежи, кража личного имущества, хулиганство, кража государственного и общественного имущества. Множатся факты завладения огнестрельным оружием и применения его для сопротивления работникам милиции и злостного неповиновения их законным требованиям. В среде несовершеннолетних все больше распространяются новые виды преступлений, которые ранее были присущи только взрослым: торговля оружием и наркотиками, сутенерство, разбойные нападения на предпринимателей и иностранцев, похищение заложников, различные формы вымогательства, посягательства на жизнь и здоровье жертвы с использованием пыток, других жестоких способов обращения, мошеннические действия с валютой и ценными бумагами, компьютерные преступления, торговля краденым, рэкет в своей среде, участие в перераспределении дефицита, добыча которого возможна легальным путем (железнодорожные, авиа и театральные билеты, ювелирные изделия) и др.
Преступность несовершеннолетних всегда носила преимущественно групповой характер. Из-за возрастных, психологических и иных личностных особенностей групповое поведение как позитивного, так и негативного характера - это в большей степени норма для несовершеннолетних. Ведь в этом возрасте ребёнок хочет найти понимания, одобрения и чаще всего находит желаемое, общаясь со сверстниками. У него появляется наличие явно выраженных негативных по своей социальной сущности потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах и т. п. зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц, совершивших преступления и иные правонарушения. В соответствующей микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения к нормам общественного поведения, культивируемая вражда к определенным группам подростков и т. п.
Преступность несовершеннолетних по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности с точки зрения направленности поведения.
Состояние преступности несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках. По данным МВД РФ идет активизация криминальной деятельности несовершеннолетних. Это относится как к количественной, так и к качественной характеристике подростковой преступности. Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения. Несовершеннолетние преступники запросто переступают через свободу, честь и достоинство личности.
Наблюдаются тенденция "омоложения" преступности несовершеннолетних, повышение криминальной активности детей младших возрастов. К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся и существенные деформации их нравственных и правовых ценностных ориентаций. Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т. п. переосмысливаются этими подростками, исходя из групповых интересов. Жизненные цели смещаются у них в сторону психологического комфорта компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. Совершая аморальные и противоправные поступки, они стремятся всячески «облагораживать» их мотивы, искаженно негативно оценивать поведения потерпевших. У них четко фиксируется позиция одобрения или «понимания» большинства преступлений, отрицания и полного игнорирования собственной ответственности за противоправное поведение.
В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в том числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.
В эмоционально-волевой сфере подростков, совершивших преступления, чаще всего фиксируются ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость. Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников.
По многим регионам страны в последние годы констатируется более интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних с аномалиями психики, опережавшей по темпам почти в четыре раза рост преступности среди несовершеннолетних в целом. Однако подавляющую часть несовершеннолетних преступников составляют лица не с тяжелыми и стойкими заболеваниями, а с психопатическими чертами личности и остаточными явлениями после перенесенных родовых и иных травм. Важно и то, что психопатические черты преступников в подавляющем большинстве своем не связаны с отягощенной наследственностью. Они в 80-85% случаев приобретены ими вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. Основной причиной более интенсивного возникновения и развития, психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях. В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения.
К числу объективных условий, влиявших на рост преступности несовершеннолетних относится увеличение детского населения: рост населения городов; слабые темпы выполнения мероприятий в области подъема материального благосостояния людей: недостаточный материально-бытовой жизненный уровень, прежде всего у одиноких и малообеспеченных многодетных матерей: чрезмерную занятость женщин-матерей, работающих на производстве и вынужденных одновременно нести тяготы бытового устройства семьи и воспитания детей, при крайней недостаточности детских учреждений, организаций бытового обслуживания; недостаточность учреждений внешкольного и дошкольного воспитания.
К причинам роста преступности несовершеннолетних в свою очередь можно отнести: неудовлетворительные условия воспитания детей во многих семьях; слабая помощь родителям в деле педагогического воспитания детей и подростков; неудовлетворительные условия их воспитания во многих школах и других детских учреждениях, слабая подготовка кадров, ведущих воспитательную работу в этих учреждениях; неудовлетворительные условия воспитания во внешкольных учреждениях; неудовлетворительная работа комиссий по делам несовершеннолетних; формализм в деятельности многих общественных организаций, призванных содействовать семье, школе, детским учреждениям, культурным и другим учреждениям в воспитании детей и подростков, а также милиции, прокуратуре и суду в вопросах предупреждения правонарушений несовершеннолетних; недостатки в работе правоохранительных органов в данной сфере их деятельности.
Проблема преступности среди несовершеннолетних существовала как раньше, так и сейчас. Справиться с названными причинами и условиями преступности несовершеннолетних не удалось ни раньше, ни сегодня. Во многом это связано с тем, что многочисленные правовые акты, хорошо проработанные, в нормативном отношении решения по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями детей и подростков так и остались на бумаге. Исполнение их должным образом не контролировалось, предусмотренные профилактические меры не обеспечивались необходимыми кадрами, материальными и иными ресурсами.
Многие
годы наблюдается процесс
Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеет также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения. Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения преступности специфическим способом: посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних. Это довольно сложный и противоречивый процесс. В связи с этим Б.С.Утевский писал: "Колония, тюрьма - самое неблагоприятное место для воспитательной работы... Принуждение - не самый лучший метод воспитания... Для того чтобы перековать преступников, требуются призвание, любовь к этому трудному делу, энтузиазм, душевная теплота, вера в человека, умение терпеливо, шаг за шагом, кусочек за кусочком, отвоевать уголки в душе заключенного, закреплять их и идти дальше, пока перед воспитателем не встанет новый человек".9 Однако необходимость исправления и перевоспитания, несовершеннолетних в условиях изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы и методы.