Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:58, контрольная работа
Цель моей контрольной работы – выяснить, что или кто заставляет несовершеннолетних совершать преступления, откуда берутся нарушения в поведении подростков. Исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, откуда берётся агрессия. Почему несовершеннолетние совершают преступления против свободы, чести и достоинства другого человека и выяснить, как на всё это влияет воспитание, его роль в этих вопросах.
Введение__________________________________-2
§1 Становление личности в подростковом и юношеском возрасте________________________-4
§2 Преступления несовершеннолетних_______-11
§3 Предупреждение преступлений несовершеннолетних________________________-16
Заключение ________________________________-19
Список использованной литературы__________-22
Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения. В этот период ребёнок подвержен мнению друзей и легко поддаётся их убеждениям. Он не редко попадает в плохие компании и совершает необдуманные поступки. Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом выделиться в группе, хотят заслуживать уважения и быть верхушкой компании, но при этом бравируют недостатками, пренебрегая всем ради показания храбрости. В этом возрасте ребёнок требует верности, но часто меняет друзей.
Данная
тема очень актуальна в наше время,
ведь интерес к поведению человека, к его
«Я», издавна был предметом особого внимания.
Поведение человека всегда, так или иначе,
сочетается с его представлением о себе
и с тем, каким он хотел бы быть. Человек,
как известно, становится личностью в
результате совместной деятельности и
общения с другими личностями. И именно
в подростковом возрасте формируется
мировоззрения ребёнка. Круг общения старшеклассника
составляет в основном учителя, родители,
сверстники. Взаимоотношения с учителями,
родителями не могут быть проанализированы
в полном объеме, так как подросток не
обладает тем жизненным опытом, которым
обладают взрослые. Следовательно, подросток
не может адекватно оценить поступки и
поведение учителя или родителей. Совсем
другая картина складывается во взаимоотношениях
со сверстниками, с которыми ему приходится
общаться в большей степени, и не
только в школе.
И
все же, среди несовершеннолетних
встречаются такие ребята, поведение которых
выходит за рамки дозволенного. Они совершают
преступления (ложный донос, вандализм,
хулиганство и т.д). Одним из таких преступлений
является преступление несовершеннолетнего
против свободы, чести и достоинства личности.
И именно эта проблема является темой
данной контрольной работы. Ведь из года
в год среди несовершеннолетних совершается
всё больше и больше преступлений. В крайних
формах стали проявляться жестокость
и агрессивность, резко возросла преступность
среди молодёжи. Появляются всё новые
виды отклоняющегося поведения: подростки
участвуют в военизированных формированиях
политических организаций экстремистов,
в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются
проституцией и
сутенёрством. По сравнению с недавним
прошлым, возросло число тяжких преступлений,
обыденное сознание фиксирует увеличение
конфликтов и фактов агрессивного поведения
людей. Мы являемся свидетелями изменения
всей
социальной структуры общества. На почве
социальных противоречий возникают межгрупповые
и межличностные конфликты.
Цель моей контрольной работы – выяснить, что или кто заставляет несовершеннолетних совершать преступления, откуда берутся нарушения в поведении подростков. Исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, откуда берётся агрессия. Почему несовершеннолетние совершают преступления против свободы, чести и достоинства другого человека и выяснить, как на всё это влияет воспитание, его роль в этих вопросах.
На поведение человека в большей части влияет его воспитание. Традиционно главным институтом воспитания является семья. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. «Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему». М. Монтень.1
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
Главное
в воспитании маленького человека –
достижение душевного единения, нравственной
связи родителей с ребенком. Родителям
ни в коем случае не стоит пускать
процесс воспитания на самотек и
в более старшем возрасте,
оставлять повзрослевшего ребенка наедине
самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый
жизненный опыт, делает первые наблюдения
и учится как себя вести в различных ситуациях.
Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка,
подкреплялось конкретными примерами,
чтобы он видел, что у взрослых теория
не расходится с практикой. Если Ваш ребенок
видит, что его мама и папа, которые каждый
день твердят ему, что лгать нехорошо,
сами того не замечая, отступают от этого
правила, все воспитание может пойти насмарку.
Многие
родители с замиранием сердца ждут
так называемого переходного возраста
у своих детей. У кого-то этот переход от
детства к взрослению проходит совершенно
незаметно, для кого-то становится настоящей
катастрофой. Еще недавно послушный и
спокойный ребенок вдруг становится «колючим»,
неуправляемым, раздражительным, он то
и дело вступает в конфликт с окружающими.
Чувство взрослости – это отношение подростка
к себе, как ко взрослому, ощущение себя
в какой-то мере взрослым человеком. Чувство
взрослости
проявляется в желании, чтобы все – и взрослые,
и сверстники – относились к нему не как
к маленькому, а как к взрослому. Он претендует
на равноправие в отношениях со старшими
и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую
позицию. «Чувство взрослости проявляется
в стремлении к самостоятельности, желания
оградить какие-то стороны своей жизни
от вмешательства родителей»2. Это
нередко вызывает непродуманную отрицательную
реакцию родителей, учителей. Их ошибка
состоит в том, что они пытаются подчинить
подростка своей воле, а это только ожесточает,
отталкивает его от взрослых. И это самое
страшное – ломает растущего человека,
делая его неискренним приспособленцем
или по-прежнему послушным вплоть до полной
потери своего «Я». Часто ребёнок отдаляется
от взрослых и находит понимание в плохих
компаниях, где его все поддерживают и
считают взрослым. Не стоит диктовать
подростку, как ему поступать, это только
отдаляет его, нужно пытаться направить
его в нужную сторону, в правильное направление.
Надо помнить, что каждому ребёнку необходим
индивидуальный подход, не способ воспитания
подходит всем, существуют «трудные »
дети требующие иного подхода. «Не все одинаково пригодно
для всех». Проперций3
«В
подростковом возрасте продолжает развиваться
теоретическое рефлексивное мышление.
Приобретённые в младшем школьном возрасте
операции становятся формально-логическими
операциями. Подросток, абстрагируясь
от конкретного, наглядного материала,
рассуждает в чисто словесном плане. На
основе общих посылок он строит гипотезы
и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно».4
«Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение».5
Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.
Мы
привыкли рассматривать семью как
очаг мира и любви, где человека окружают
самые близкие и дорогие люди.
Однако при более пристальном рассмотрении
оказывается, что это не так. Семья все
чаще напоминает театр военных действий,
арену ожесточенных споров, взаимных обвинений
и угроз, нередко доходит и до применения
физической силы. Долгое время считалось:
все это дела деликатные, внутри - семейные...
Но слишком тягостны и обширны последствия
такого насилия. Слишком широко и глубоко
они отзываются на судьбах взрослых и
детей. Число детей, живущих в неблагополучных
семьях неизвестно, однако есть основания
полагать, что оно велико. Вследствие увеличения
числа разводов более полумиллиона ребятишек
ежегодно остаются без одного из родителей.
Постоянно растет число исков о лишении
родительских прав. На учете в милиции
сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих
отрицательное влияние на своих детей,
растёт число несовершеннолетних преступников.
Результаты выборочных исследований показывают,
что в последнее время большое распространение
получило внутрисемейное насилие в том
числе и сексуальное. По данным центра
социальной и судебной психиатрии имени
Арбского, особенно часто страдают дети
в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в
умственном и физическом развитии, страдают
разными психоэмоциональными расстройствами.
Ежегодно в стране от травм, отравлений
погибают десять тысяч детей в возрасте
до 14 лет. У детей из неблагоприятных
семей было обнаружено : детей из таких
семей в 7 раз больше суицидных попыток,
в 3 раза больше вероятность помещения
в детский дом или сходные государственные
учреждения, в 2 раза больше вероятность
раннего брака, в 2 раза больше вероятность
психических заболеваний, в 2 раза больше
вероятность девиантного поведения. Многие
дети уходят из дома и становятся беспризорниками,
ребенок предоставлен сам себе. Хочет
ли он жить на улице, ночевать, где придется,
воровать или попрошайничать, чтобы не
умереть с голоду? По - моему, ответ ясен.
Очевидно, часть проблем может
объясняться системой воспитания в семье.
И мне кажется, что сегодня нужна государственная
программа, которая позволила бы спасать
несовершеннолетних детей. Неблагополучная
семья для ребенка - это не синоним антисоциальной
или асоциальной семьи. Существует великое
множество семей, о которых ничего плохого
не скажешь с формальной точки зрения,
но, тем не менее для данного ребенка эта
семья является неблагополучной. Эмоциональная
и физическая жестокость ведёт к тому,
что дети неспособны успешно учиться,
плохо развиваются в физическом и умственном
отношении, бывают либо слишком агрессивными,
либо чрезмерно боязливы.
Основная причина отклоняющегося поведения Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, "продажной любви", взрыве насилия и правонарушениях. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования. Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом "низших слоев". Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки. Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях…
Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье. Не найдя понимая от взрослых, ребёнок ищет помощи и понимания от чужих, связывается с нежелательными компаниями, начинает пить, курить, употреблять наркотики, совершает мелкие хулиганства, начинает воровать… Ребёнок выплёскивает свою агрессию на окружающих, часто не отдавая отчёт своим действиям. Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздражительность становится нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.