Становление личности несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Цель моей контрольной работы – выяснить, что или кто заставляет несовершеннолетних совершать преступления, откуда берутся нарушения в поведении подростков. Исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, откуда берётся агрессия. Почему несовершеннолетние совершают преступления против свободы, чести и достоинства другого человека и выяснить, как на всё это влияет воспитание, его роль в этих вопросах.

Содержание

Введение__________________________________-2
§1 Становление личности в подростковом и юношеском возрасте________________________-4
§2 Преступления несовершеннолетних_______-11
§3 Предупреждение преступлений несовершеннолетних________________________-16
Заключение ________________________________-19
Список использованной литературы__________-22

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

        Содержание.

                    Стр.

Введение__________________________________-2

§1 Становление личности в подростковом и юношеском возрасте________________________-4

§2  Преступления несовершеннолетних_______-11

§3 Предупреждение преступлений несовершеннолетних________________________-16

Заключение ________________________________-19

Список использованной литературы__________-22

 

Введение.

 

      Подростковый  возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения. В этот период ребёнок подвержен мнению друзей и легко поддаётся их убеждениям. Он не редко попадает в плохие компании и совершает необдуманные поступки. Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом выделиться в группе, хотят заслуживать уважения и быть верхушкой компании, но при этом бравируют недостатками, пренебрегая всем ради показания храбрости. В этом возрасте ребёнок требует верности, но часто меняет друзей.

      Данная  тема очень актуальна в наше время, ведь интерес к поведению человека, к его «Я», издавна был предметом особого внимания. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе и с тем, каким он хотел бы быть. Человек, как известно, становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими личностями. И именно  в подростковом возрасте формируется мировоззрения ребёнка. Круг общения старшеклассника составляет в основном учителя, родители, 
сверстники. Взаимоотношения с учителями, родителями не могут быть проанализированы в полном объеме, так как подросток не обладает тем жизненным опытом, которым обладают взрослые. Следовательно, подросток не может адекватно оценить поступки и поведение учителя или родителей. Совсем другая картина складывается во взаимоотношениях со сверстниками, с которыми ему приходится общаться в большей степени, и не 
только в школе.

      И все же, среди несовершеннолетних встречаются такие ребята, поведение которых выходит за рамки дозволенного. Они совершают преступления (ложный донос, вандализм, хулиганство и т.д). Одним из таких преступлений является преступление несовершеннолетнего против свободы, чести и достоинства личности. И именно эта проблема является темой данной контрольной работы. Ведь из года в год среди несовершеннолетних совершается всё больше и больше преступлений. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность, резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и 
сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей 
социальной структуры общества. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

      Цель моей контрольной работы – выяснить, что или кто заставляет несовершеннолетних совершать преступления, откуда берутся нарушения в поведении подростков. Исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, откуда берётся агрессия. Почему несовершеннолетние совершают преступления против свободы, чести и достоинства другого человека и выяснить, как на всё это влияет воспитание, его роль в этих вопросах.

 

    §1 Становление личности в подростковом и юношеском возрасте.

 

      На  поведение человека в большей  части влияет его воспитание. Традиционно  главным институтом воспитания является семья. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. «Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему».  М. Монтень.1

      Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

      Главное в воспитании маленького человека –  достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям  ни в коем случае не стоит пускать  процесс воспитания на самотек и  в более старшем возрасте, 
оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. 
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.

      Многие  родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим»,  неуправляемым, раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Чувство взрослости – это отношение подростка к себе, как ко взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости 
проявляется в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию. «Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желания оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей»2. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». Часто ребёнок отдаляется от взрослых и находит понимание в плохих компаниях, где его все поддерживают и считают взрослым. Не стоит диктовать подростку, как ему поступать, это только отдаляет его, нужно пытаться направить его в нужную сторону, в правильное направление. Надо помнить, что каждому ребёнку необходим индивидуальный подход, не способ воспитания подходит всем, существуют «трудные » дети требующие иного подхода.
«Не все одинаково пригодно для всех». Проперций3

      «В  подростковом возрасте продолжает развиваться 
теоретическое рефлексивное мышление. Приобретённые в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно».4

      «Особенности  теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение».5

      Подростковая  самостоятельность выражается, в  основном, в стремлении к эмансипации  от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в  их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

      Мы  привыкли рассматривать семью как  очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей. Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей, растёт число несовершеннолетних преступников. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами. 
Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет.  У детей из неблагоприятных семей было обнаружено : детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность девиантного поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками, ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать, где придется, воровать или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По - моему, ответ ясен. Очевидно, часть проблем может 
объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется, что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать несовершеннолетних детей. Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Эмоциональная и физическая жестокость ведёт к тому, что дети неспособны успешно учиться, плохо развиваются в физическом и умственном отношении, бывают либо слишком агрессивными, либо чрезмерно боязливы.

      Основная  причина отклоняющегося поведения Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, "продажной любви", взрыве насилия и правонарушениях. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования. Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом "низших слоев". Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки. Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях…

      Неблагополучие  в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье. Не найдя понимая от взрослых, ребёнок ищет помощи и понимания от чужих, связывается с нежелательными компаниями, начинает пить, курить, употреблять наркотики, совершает мелкие хулиганства, начинает воровать… Ребёнок выплёскивает свою агрессию на окружающих, часто не отдавая отчёт своим действиям.  Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздражительность становится нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.

Информация о работе Становление личности несовершеннолетних