Стадии развития личности в учении Эрика Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Задачи выдвигаются обществом, поэтому решение зависит не только от уровня психомоторного развития индивида, но и от общей духовной атмосферы общества, в котором существует личность. Каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать, в итоге, включиться в общество, либо быть им отвергнутым.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………….……...3
2. Стадии развития личности ……………………………………………….……..…4
2.1. Базисное доверие против базисного недоверия ……………………….………….5
2.2. Самостоятельность против стыда и сомнения ……………………………..….….6
2.3. Инициатива против чувства вины……………………………….…………..….…7
2.4. Трудолюбие против неполноценности…………………………………….……...9
2.5. Идентичность против смешения ролей…………………………………….….…11
2.6. Близость против изоляции……………………………………………….….….…13
2.7. Продуктивность против застоя………………………………………………..…..15
2.8. Цельность «Я» против отчаяния…………………………………………….……16
3. Заключение…………………………………………………………………………18
4. Список литературы…………………………...……………………………………20

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 51.08 Кб (Скачать)

Преодолеть все негативные стороны идентичности помогает любовь. Любовь не должна пониматься только как  сексуальное влечение – это отношения  взаимной заботы, уважения, дружбы и  ответственности за другого человека. Эриксон указывает, что появление  зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7 Продуктивность (творчество) против застоя (инертности).

 

Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить, и работать это будущее поколение. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или  принять, или отвергнуть мысль о  своей ответственности за возобновление  и улучшение всего, что могло  бы способствовать сохранению и совершенствованию  нашей культуры. Это утверждение  Эриксона основано на его убежденности в том, что эволюционное развитие «сделало человека в равной степени  обучающим и обучающимся животным». Таким образом, продуктивность выступает  как забота старшего поколения о  тех, кто придет им на смену - о том, как помочь им упрочиться в жизни  и выбрать верное направление. Творческие и производительные элементы продуктивности персонифицированы во всем, что передается от поколения к поколению (например, технические изделия, идеи и произведения искусства). Итак, основной темой психосоциального развития личности во второй фазе зрелости является забота о будущем благополучии человечества.

Развитие личности на этом этапе продолжается благодаря влиянию  со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение свое нужности другим. Во все, что человек делает, он вкладывает частичку своего «Я», и  это приводит к личностному обогащению. Модное упорство в преувеличении  зависимости детей от взрослых часто  закрывает от нас зависимость  старшего поколения от младшего. «Зрелый  человек нуждается в том, чтобы  быть нужным, а зрелость нуждается  в стимуляции и ободрении со стороны  тех, кого она произвела на свет и  о ком должна заботиться» . Причем речь не обязательно идет о своих детях.

При неблагоприятном разрешении кризиса на этом этапе, складывается неблагоприятная ситуация развития, появляется чрезмерная сосредоточенность  на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению. Такие люди часто рассматривают  себя, как свое собственное и единственное дитя. При благоприятствующих такой  тенденции условиях, наступает физическая и психологическая инвалидизация личности. Она подготовлена всеми предыдущими стадиями, если соотношение сил в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Чтобы преодолеть личностное оскудевание необходимо: творить, желать творить вещи, в которых будет присутствовать частичка неповторимой индивидуальности, это поможет преодолеть самопоглощенность и оскудевание.

Таким образом, благоприятное  разрешение этой стадии – это забота.

 

 

 

 

2.8  Цельность «Я» против отчаяния (разочарования в жизни).

 

На восьмую и последнюю  стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для  человека наступает время размышлений  и забав с внуками, если они  есть. На этом этапе жизненного пути эго-идентичность переходит в новую  стадию.

 

«Только в том, кто некоторым  образом заботится о делах  и людях, и адаптировался к  победам и поражениям, неизбежным на пути человека - продолжателя рода или  производителя материальных и духовных ценностей, только в нем может  постепенно вызревать плод всех этих семи стадий. Я не знаю лучшего слова  для обозначения такого плода, чем  целостность эго (ego integrity)». При такой завершающей консолидации смерть теряет свою мучительность, а чувство цельности проистекает из способности окинуть взглядом всю свою прошлую жизнь (включая брак, любовь, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».

Тот же, кому прожитая жизнь  представляется цепью упущенных  возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала  уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь, он испытывает ощущение безнадежности и страх смерти. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека неизбежно сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Касаясь случаев тяжелой психопатологии, Эриксон предполагает, что чувства горечи и сожаления могут, в конце концов, привести пожилого человека к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии, сильной озлобленности и паранойяльности. Общераспространенным у таких стариков является страх оказаться в доме для престарелых, в полном одиночестве и беспомощности, ненужности. Можно описать это состояние словами Высоцкого В.С.: «Вам вечным холодом и льдом сковало кровь от страха жить и от предчувствия кончины».

В книге «Жизненная вовлеченность  в старости» (1986), написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении ощущения своей цельности. Книга  основана на изучении историй многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории  их жизни, анализировал, как они справлялись  с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать  в таких видах деятельности, как  воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Короче говоря, Эриксон настаивает на том, что пожилые люди, если они заинтересованы в сохранении цельности своего «Я», должны делать гораздо больше, чем просто размышлять о своем прошлом.

Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни  и судьбы – в мудрости. Здесь  круг замыкается: мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи  и называются у Эриксона одним  термином - integrity (целостность, полнота, чистота).

Вопрос, на который отвечают: «Имела ли моя жизнь смысл?». Очень  хочется надеяться, что мы – дети, сделаем все, чтобы наши старики  гордились нами, чтобы наши старики  жили достойно, целостно, полно и  обогащали нашу жизнь своей мудростью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В «Словаре знаменитых американцев», вышедшем к 200-летию США, Эрик Эриксон  был назван «наиболее ярким в  творческом отношении из всех, кто  работал в психоаналитической традиции после Фрейда». Как подчеркивает Д. Н. Ляликов, наиболее ценно у Э. Эриксона главное ядро его учения: разработка понятий личной и групповой  идентичности, психического моратория, учения о юношеском кризисе идентичности. Сам Э. Эриксон считал, что он расширил фрейдистскую концепцию, вышел за ее рамки.

Э. Эриксон ввел новую  систему, в которой развивается  ребенок. Если для З. Фрейда - это  треугольник: ребенок-мать-отец, то Эриксон  рассматривает развитие в более  широкой системе социальных отношений. Последовательность всех стадий - результат  биологического созревания, а содержание развития определяется тем, что ожидает  от человека общество, к которому он принадлежит.

Суммируя 15 лет практической и теоретической работы, Эрик Эриксон  выдвинул три новых положения, ставшие  тремя важными вкладами в изучение человеческого «Я»:

1. Наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

2. Становление личности  не заканчивается в подростковом  возрасте, но растягивается на  весь жизненный цикл.

3. Каждой стадии присущи  свои собственные параметры развития, способные принимать положительные  и отрицательные значения.

Многим новоиспеченным мамам  очень помогли работы Эрика Эриксона, создавшего теорию о том, какие основные качества личности в каком возрасте и в какой последовательности формируются, какие возрастные кризисы  и этапы проходит человек и  чему он должен научиться на каждом этапе, чтобы стать полноценной  самостоятельной личностью. Соответственно, стало намного понятнее, на что  именно обращать внимание в каждом возрасте, каких изменений ждать  в ближайшем будущем, какие качества требуют особенной поддержки  в данный момент, а что можно  спокойно отложить на потом, не предъявляя к ребенку завышенных требований.

Кроме того, корни многих «взрослых» проблем и комплексов действительно уходят к совершенно определенным периодам детства, и трудно описать, какими огромными усилиями приходится взрослым наверстывать упущенное, у многих уходят на это годы, хотя в детстве в благоприятных  обстоятельствах хватило бы нескольких месяцев.

Эриксон уделил очень большое  внимание подростковому возрасту, считая этот период центральным в формировании психологического и социального  благополучия индивидуума. И действительно, пройти именно этот этап и с достоинством выйти из всех подстерегающих кризисов, может не каждый. Задача родителей  на данной стадии быть ближе к своим детям в духовной сфере, принимать их и любить, какими бы они не были, делиться своей мудростью, но не навязывать свою точку зрения.

Наблюдая за людьми, которые  боятся смерти, за теми, кто говорит  о безысходности собственной  жизни, и кто не желает быть забытым, можно сделать вывод. Жизнь нужно  прожить в согласии с собственной  совестью, имея принципы и следуя им, стараться дарить родным и близким  людям душевное тепло и радость  встреч. Заботиться и воспитывать  подрастающее поколение, прививать  им уважение к старшим. Учить ответственности  за свои слова и поступки. Любить и стараться сохранить свою Родину, быть законопослушным гражданином  своей страны.

Теорий возрастного развития существует немало, но после знакомства с этой другие теории отошли на второй план, она до сих пор служит верным ориентиром и позволяет людям  с большим пониманием планировать  свои действия в отношении ребенка, родителей, бабушек и окружающих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Че-Ро, 2006.

2. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: Избранные психологические труды. Под ред. М.Р. Гинзбурга. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 2006.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004.

4. Обухова Л.Ф., Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996, 374с.

5. Полный энциклопедический справочник, под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко, 2007. 281с.

6. Реан А.А Психология среднего возраста, старения, смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

7. Психология личности: словарь-справочник. Под ред. Горностай П., Титаренко Т. - К.: Рута, 2001.

8. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.

10. Толстой Л.Н. «Детство; Отрочество; Юность», 1986. 320с.

11. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: сост. Л.М. Семенюк. под ред. Д.И. Фельдштейна. - Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.

12. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петров¬ского.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. 447 с.

13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.

14. Эриксон. Э.Г. Детство и общество : пер. с англ / Э.Г.Эриксон. - СПб. : Летний сад, 2000. - 416 с.

15. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - М.: Прогресс, б.г. (1996).

 


Информация о работе Стадии развития личности в учении Эрика Эриксона