Стадии развития личности в учении Эрика Эриксона

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Задачи выдвигаются обществом, поэтому решение зависит не только от уровня психомоторного развития индивида, но и от общей духовной атмосферы общества, в котором существует личность. Каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать, в итоге, включиться в общество, либо быть им отвергнутым.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………….……...3
2. Стадии развития личности ……………………………………………….……..…4
2.1. Базисное доверие против базисного недоверия ……………………….………….5
2.2. Самостоятельность против стыда и сомнения ……………………………..….….6
2.3. Инициатива против чувства вины……………………………….…………..….…7
2.4. Трудолюбие против неполноценности…………………………………….……...9
2.5. Идентичность против смешения ролей…………………………………….….…11
2.6. Близость против изоляции……………………………………………….….….…13
2.7. Продуктивность против застоя………………………………………………..…..15
2.8. Цельность «Я» против отчаяния…………………………………………….……16
3. Заключение…………………………………………………………………………18
4. Список литературы…………………………...……………………………………20

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 51.08 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»)

Кафедра экономической теории и мировой  экономики

Контрольная работа по психологии

Тема:  Стадии развития личности в учении Э.Эриксона

 

 

 

 

 

                                                         Выполнил студент: Новошицкая А.А.

                                             гр.№ 1111 факультет     курс 1

                          № зачетной книжки

                                                          Научный руководитель: Волкова А. Н.

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание

 

1. Введение …………………………………………………………………….……...3

2. Стадии развития личности ……………………………………………….……..…4

2.1. Базисное доверие против базисного недоверия ……………………….………….5

2.2. Самостоятельность против стыда и сомнения ……………………………..….….6

2.3. Инициатива против чувства вины……………………………….…………..….…7

2.4. Трудолюбие против неполноценности…………………………………….……...9

2.5. Идентичность против смешения ролей…………………………………….….…11

2.6. Близость против изоляции……………………………………………….….….…13

2.7. Продуктивность против застоя………………………………………………..…..15

2.8. Цельность «Я» против отчаяния…………………………………………….……16

3. Заключение…………………………………………………………………………18

4. Список литературы…………………………...……………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

В 1902 году не далеко от Франкфурта родился известный психолог и  психоаналитик Эрик Эриксон. В 1950 году он опубликовал свою первую книгу  «Детство и общество». С этого  момента он получил мировое признание  и стал ведущим представителем эго-психологии. Он известен, прежде всего, теорией  о стадиях психосоциального развития, которая возникла из практики психоанализа.

Его теория освещает развитие личности от рождения до старости, акцентирует  внимание на отношениях «Я» и общества, по его мнению, основы человеческого  «Я» коренятся в социальной организации  общества. Когда мы что-то хотим – это «Оно», когда мы должны – это «Сверх-Я», а «Я» - это середина между крайностями, которую мы осознаем менее всего, но более всего в этой «точке» мы являемся собою. Находясь между крайностями, балансируя между ними, «Я» использует защитные механизмы, именно они помогают человеку найти компромисс между импульсами желания и совестью.

Развитие личности не ограничивается детством, оно продолжается всю жизнь. Каждый этап сопровождается кризисом идентичности (или целостности личности). Кризис - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства - это своеобразный «толчок», «поворотный  пункт», это выбор между прогрессом и регрессом. Таким образом, любой  кризис содержит, как позитивный, так  и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то эго  впитывает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие  и автономию). Все это дает гарантию здорового развития личности в дальнейшем. Но если конфликт остался неразрешенным, это приводит к нарушению идентичности, появляется негативный компонент, человек  чувствует себя в соответствующих  ситуациях неуверенно, при решении  новых задач накапливается ощущение неуспеха, беспомощности, формируются  комплексы. Основная задача – стать  полноценной самостоятельной личностью, чем успешнее пройден каждый этап, тем легче идет последующее развитие. На каждом этапе есть свои «подводные камни», но приобретенные навыки на предыдущих этапах помогают благополучно миновать острые углы новых проблем. Практика психоаналитиков показывает, что корни многих проблем, комплексов уже повзрослевших людей, уходят в детство, и чтобы справиться с ними приходится прикладывать огромные усилия, иногда на это уходят годы, хотя в детстве для решения этих задач хватило бы нескольких месяцев.

Задачи выдвигаются обществом, поэтому решение зависит не только от уровня психомоторного развития индивида, но и от общей духовной атмосферы  общества, в котором существует личность. Каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать  или не оправдать, в итоге, включиться в общество, либо быть им отвергнутым.

 

 

 

  1. Стадии развития личности.

 

Теория Эрика Эриксона предлагает наиболее целостный подход к развитию, росту человека, включает в себя не только поведенческий, социальный, но и духовный и соматический компоненты.

Согласно основному моральному закону («Категорическому императиву»), человек должен руководствоваться  принципами, способными быть основой  всеобщего законодательства, и никогда  не относится к другому человеку лишь как средству достижения своих  целей. Тем самым можно сказать, что Личность - это высшая ценность .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1  Базисное доверие против базисного недоверия.

Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического  психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает  Эриксон, развивается параметр социального  взаимодействия, положительным полюсом  которого служит доверие, а отрицательным - недоверие.

Младенец полностью зависим  от других людей, которые удовлетворяют  его потребности: в контакте, еде, движении, чистоте, ласке. Базисное доверие  зарождается и развивается, когда  младенца окружают заботливые люди, дарящие  внимание и любовь. Окружающий мир  воспринимается им, как безопасное, стабильное место, с надежным окружением. Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия  к миру и людям напрямую зависит  от полноты материнской любви  и заботы. «Я полагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова «доверие», которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо»; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других» .

Социальное и психологическое  доверие проявляется: в спокойном  кормлении, сне и стабильной работе кишечника, а также в умении ждать, когда исполнится его желание. Младенец позволяет матери исчезнуть из поля зрения, при этом он остается спокоен, не тревожится, так как ее появление  вновь уже предсказуемо. С течением времени, когда он научается хватать  игрушку, садиться или ползать, у  него появляется доверие к собственному телу. Весь этот опыт формирует у  ребенка представление о том, что мир последователен и предсказуем.

Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к  людям в частности, и недоверие  это он несет с собой в другие стадии его развития. Это может  происходить, когда ребенок чувствует, что больше не является для матери главным в ее жизни и действительно: выход на работу, болезнь, вторая беременность, учеба – все это отвлекает  внимание от полноценной заботы о  ребенке. Если кризис будет благополучно разрешен, то у младенца доверие  перейдет в способность надеяться.

Эрик Эриксон обнаружил  в разных культурах разные «схемы доверия» и традиции ухода за ребенком. В одних культурах мать очень  эмоциональна, кормит по требованию, не пеленает, в других принято тугое  пеленание и кормление по часам. В традициях обнаруживается глубокая связь с тем, каким общество хочет  видеть своего члена.

 

 

    1.  Самостоятельность против стыда и сомнения.

 

На этой стадии ребенок  старается всеми силами отстаивать независимость, автономию, самостоятельность, самовыражение. Маленький человек  доверяет своему миру, ходьба дает толчок к отделению от матери, родных. В  этот период очень часто слышим от детей слово «нет», а от матери «нельзя». Любящие люди должны защищать ребенка от опасности, тем самым  усиливать его автономию, должны балансировать дозволенность и  ограниченность, чтобы у малыша развивалось  здоровое воображение, способность  сдерживать себя. Также окружающие должны проявлять терпение к медлительности, нерасторопности, неопытности ребенка, необходимо провоцировать самостоятельность  в тех моментах, с которыми ребенок  в состоянии справиться сам и  ни в коем случае не выполнять всю  работу за него.

«Промахи», неудачи, неумелость детей должна быть сглажена мудростью  взрослых, иначе нетерпение, ругань за «промахи» закрепляют чувство  стыда и неуверенности в своих  действиях, способностях. Наказания  и пристыживания ребенка за плохие проступки приводят к ощущению того, что «глаза мира смотрят на него». Тот, кто переживает стыд, хотел бы заставить весь мир не смотреть на него, не замечать его «наготы», он хотел бы ослепить весь мир или же напротив, он сам желает стать невидимым. Чрезмерное пристыживание приводит не к истинной правильности поведения, а к скрытой решимости попытаться выкрутиться из положения, незаметно ускользнуть, если, конечно, эта чрезмерность не кончается вызывающим бесстыдством .

Именно к этому возрасту уходят корни проблем тех, кто  чувствует неуверенность в себе, в своем выборе, испытывает чувство  подавленности и зависимости. По словам Эриксона, «сомнение есть брат стыда», к постоянному чувству  стыда постепенно прибавляется много  событий с негативными, отрицательными эмоциями, и сомнение переходит в  неуверенность в своих силах, человек одергивает себя, не позволяет  себе сделать шаг вперед, получить удовольствие от значительности сделанного. Все положительные воспоминания пропитаны привкусом стыда и  неуверенности, боязни сделать что-то не так.

Таким образом, борьба чувства  независимости против стыда и  сомнения приводит к установлению соотношения  между способностью сотрудничать с  другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и  ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком чрезмерно, подавлять его  стремление к автономии. «Из чувства  самоконтроля при сохранении положительной  самооценки происходит устойчивое чувство  доброжелательности и гордости; из чувства утраты самоконтроля и чужеродного  внешнего контроля рождается устойчивая склонность к сомнению и стыду», - подчеркивал Э. Эриксон.

 

 

    1.  Инициатива против чувства вины.

 

Вторжение в другие тела посредством физической атаки: вторжение  в уши и умы других людей  с помощью агрессивного, напористого  говорения; вторжение в пространство посредством энергичной локомоции; вторжение в неизвестное благодаря  неуемному любопытству. Эриксон  таким видит дошкольника, «возраст игры» длится до поступления ребенка  в школу.

К этому моменту дошкольник приобрел много навыков: умение бегать, прыгать, резать, швырять, рисовать, придумывать  игры и занятия, подражать другим, фантазировать, изобретать, правильно  выражать свои мысли. Ребенок активно познает окружающий мир, желает включиться в совместную деятельность с взрослыми, выйти из роли маленького.

Родители, предоставляющие  инициативу своему ребенку в моторной деятельности, в интеллектуальной предприимчивости, в фантазиях, в игре, при этом осуществляющие не тотальный контроль над происходящим, дают своему ребенку шанс стать полноценной  личностью. Ребенок начинает чувствовать, что его воспринимают как человека и считаются с ним, похвала  является наградой за его успехи и  достижения.

Взрослые остаются для  ребенка всемогущими и непостижимыми, они могут стыдить и наказывать. Родители, не позволяющие детям действовать  самостоятельно, показывающие, что  его моторная деятельность вредна и  нежелательна, а постоянные вопросы  «что это?», «зачем?», «почему?» считаются  назойливыми, а игры бестолковыми, при  таком воспитании ребенок чувствует  себя виноватым и уносит это чувство  вины в дальнейшие стадии жизни. Появлению  чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей  в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. В любом случае, когда ребенок  связан чувством вины, он ощущает одиночество  и собственную никчемность. Наблюдая за такими детьми, можно заметить их ведомость, чрезмерную зависимость  от взрослых, боязнь постоять за себя. Таким детишкам не хватает целеустремленности, решимости, чтобы ставить перед  собой реальные цели и добиваться их. Эриксон полагает, что патологическое чувство вины может впоследствии стать причиной общей пассивности, импотенции или фригидности.

Кризис развития состоит  в том, как удовлетворять собственные  желания настолько широко, насколько  возможно без переживания чувства  вины. Это такой период, когда  появляется совесть. У ребенка уже  сложилось собственное понимание  того, что хорошо и что плохо. Некоторые  дети в такие периоды могут  быть жестокими и бескомпромиссными, такие случаи требуют контроля и  руководства взрослыми. Очень часто  дети на этом этапе с ревнивой яростью  относятся к вторжениям в их мир  братьев и сестер. Агрессивное  поведение неизбежно влечет за собой  ограничение инициативы и появление  чувства вины и тревожности. Ребенок  учится сдерживать ярость и контролировать импульсы, так по Эриксону закладываются  новые внутренние инстанции поведения  – совесть и моральная ответственность  за свои мысли и действия.

Информация о работе Стадии развития личности в учении Эрика Эриксона