Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:18, лекция
1. Психология как научная и учебная дисциплина.
2. Специфика содержания психологии как гуманитарной дисциплины и цели, принципы обучения психологии
3. Формы познавательной деятельности и система активных методов обучения психологии
1. Общей целью изучения психологии является формирование студентов умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности (обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения или психотерапевтического лечения нервно-психических расстройств и т. п.).
Данная общая цель, как мы указывали выше, должна подразделяться на ряд конкретных целей.
Одним из принципов выделения конкретных целей изучения психологии является принцип профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов. С этой точки зрения всех студентов можно разделить на две большие группы: 1) большинство — это студенты непсихологических специальностей и 2) меньшая группа — это студенты - психологии. И для той, и для другой группы общая цель изучения психологии одна и та же, а что касается конкретных целей, то они разные.
Начнем рассмотрение цели изучения психологии большинством студентов, не собирающихся стать специалистами-психологами.
Если общая цель одна, т. е. формирование умения психологически мыслить, применяя теоретические знания к решению практических задач, то возникает вопрос: в каких действиях, входящих в профессиональную деятельность специалиста - непсихолога, потребуются эти знания и умение их применять? По мнению известного психолога Е. А. Климова, психологические знания нужны любому специалисту - непсихологу для «психологической грамотности», поскольку ему «приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить)». Не менее важно, считает он, также «хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе»1. Поскольку последнее можно отнести не только к непсихологам, но в одинаковой мере и. к специалистам-психологам, то целью изучения психологии студентами - непсихологами остается признать «психологическую грамотность для взаимопонимания, обучения, руководства», чем может быть занят любой специалист.
Теперь рассмотрим конкретные цели изучения психологии студентами психологической специальности. Общая цель — научиться психологически мыслить, естественно, относится к ним в еще большей степени, чем к специалистам - непсихологам. Без умения психологически мыслить психолог не состоится как специалист, тогда как для специалиста-маркшейдера или биолога-орнитолога такой недостаток не будет столь ущербным, если они отличные специалисты в своей области, хотя психологические знания и умение мыслить психологически, несомненно, прибавили бы им достоинств.
Однако наряду с общей целью изучения психологии у будущих психологов-специалистов разного направления (теоретического, прикладного, практического) тоже есть свои конкретные цели.
Так, психолог-теоретик, обучающийся, к примеру, на психологическом факультете МГУ, должен не только вооружиться академическим знанием психологии, но практически быть готовым вести научные исследования по фундаментальным проблемам психологии, тем самым расширяя горизонты самой науки. При этом он может позволить себе не быть специалистом в прикладной отрасли психологии и не уметь ничего выполнять с высоким мастерством в сфере практической психологии. Пусть такое допущение является крайностью (реально психолог-теоретик, конечно, многое умеет делать и практически), но оно явственнее демонстрирует специфическую цель обучения психолога-теоретика. Его задача — развивать науку дальше, владеть методологией и методикой научных исследований, уверенно ориентироваться в современном состоянии отечественной и зарубежной теоретической психологии, знать проблемы, исследования которых требуют интересы дальнейшего развития науки.
Какова конкретная цель обучения такого специалиста? Она, по существу, совпадает с общей целью изучения психологии как науки — научиться практически применять научные знания, уметь психологически мыслить, но для решения не столько практических, сколько теоретических задач. Ему надо научиться применять психологическую теорию не для преобразования, а для объяснения психических явлений, ранее не объясненных.
По-другому выглядит конкретная цель подготовки психолога, специализирующегося на прикладной психологии — педагогической, возрастной, правовой (юридической), инженерной, медицинской (клинической) и т. д., которая находит применение для объяснения явлений психики в узких, конкретных областях исследования, а в своей практической части (в психотехнике) — применение для преобразования психики. Такая двойственная роль прикладной психологии заставляет нас по-особому ставить перед собой и цель преподавания, и цель изучения ее студентом.
Представляется оптимальной такая постановка цели: формирование у обучаемых психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в избранной отрасли психологии, а также освоения ими психотехнических приемов и способов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке.
2. Цель изучения психологии (Бадмаев Б.Ц., Хроменко О.В.) — научиться понимать человека, гармонично, т.е. бесконфликтно, взаимодействовать с ним. В этом случае усвоение теоретических положений психологии становится средством достижения истинной цели — овладения умением разбираться в психологии окружающих людей. Именно поэтому при обучении психологическим дисциплинам не рекомендуется заучивание и механическое запоминание материала. То есть читая психологическую литературу либо слушая лекцию, необходимо постоянно соотносить получаемую информацию с жизненными ситуациями, поведением реальных людей, с собственными мыслями, чувствами, действиями, анализировать и оценивать их. Именно так, т.е. применительно к жизни, можно наиболее эффективно усвоить научные психологические знания. Специфика психологии здесь заключается в том, что материал, необходимый для практического применения научных знаний, — люди — находится непосредственно вокруг нас, так сказать «под руками». То есть необходимо теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Особенность психологического сознания заключается в единстве знания и действия. Так, теоретическое познание вне способов действования, которое в свою очередь может быть направлено либо на себя, либо на других, не является научным психологическим знанием. Единство способов психологического познания и способов действования реализуется в целях достижения единства познания других людей и самопознания. Обучение психологии направлено на овладение способами преобразования поведения и образа мыслей других людей и своих собственных.
Назовем задачи, решение которых может позволить обучающемуся достичь цели в процессе учебной деятельности:
1) формирование у себя соответствующей мотивации к глубокому изучению науки. Здесь необходимо понять, где, когда и для чего пригодится в жизни знание психологии людей лично обучающемуся, чему может помочь первая же лекция, раскрывающая предмет и задачи психологии как науки. Эту лекцию рекомендуется (как, впрочем, и все другие) прослушать не формально (для записи к зачетам и экзаменам), а заинтересованно, как
материал, имеющий для студента жизненно важный (личностный) смысл. Дальнейшее изучение предмета, проникновение в глубину содержания науки будут способствовать углублению понимания смысла изучения науки для «себя лично» и превратится в интерес к познанию научных выводов психологии — формированию реально действующего мотива учебной деятельности — познавательного интереса;
2) получаемые знания необходимо постоянно проецировать на реальные жизненные ситуации: психические процессы и состояния, действия и поступки людей, на себя, давая толкование с точки зрения полученных знаний. Здесь обучающемуся помогут примеры, анализируемые на лекциях, на практических заданиях, предлагаемые преподавателем на занятиях-практикумах и т.д. Он сможет проецировать научные положения на жизненные явления, т.е. проводить самостоятельное психологическое исследование людей, их взаимоотношений, повседневного поведения, т.е. учиться понимать человека, чтобы правильно строить с ним свои отношения;
3) все выводы, получаемые при психологическом анализе жизненных фактов аккуратно конспектировать для себя своими словами,
В результате решения задач обучаемый научится психологически анализировать и оценивать поведение людей, использовать полученные научные знания в своей повседневной практике.
Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции. Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические принципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику.
Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуальны только для определенных образовательных программ (среднего общего, среднего специального, высшего образования), другие же справедливы для всех.
1. Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Этот принцип имеет особое значение для изучения психологии в силу того, что существует большое количество околонаучных психологических книг, написанных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний. Соблюдение принципа научности при обучении психологии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказательна. Этого можно достичь за счет описания соответствующих методов психологических исследований.
2. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и систематизированы. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемственность и межпредметная связь.
3. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с: принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. В то же время непосредственный эмоциональный интерес к психологическим фактам и феноменам — наиболее сильный стимул к изучению психологии.
4. Принцип единства предметно-ориентированного и лнчносгно-ориентированного обучения психологии. Психология как учебный предмет имеет большую специфику по сравнению со всеми другими дисциплинами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, так же как другие естественные и гуманитарные науки. Поэтому она должна изучаться объективно и беспристрастно. С другой стороны, предмет этой науки личностно значим для каждого студента, учащегося. Поэтому у них возник потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопознания. В связи с этим психология привлекает большое внимание и интерес учащихся, желающих с ее помощью разобраться в себе.
5. Принцип единства теоретического и эмпирического знания. Данный принцип является конкретизацией дидактического принципа единства конкретного и абстрактного. В соответствии с этим принципом в преподавании психологии должны оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теоретических идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют.
6. Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответствии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
7. Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. В преподавании психологии могут использоваться такие виды наглядности, как: 1) словесная. 2) художественная, 3) изобразительная, 4) практическая.
8. Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. Активность в данном случае противопоставляется пассивности. Реализация этого принципа может достигаться за счет; 1) формирования потребности учащихся в психологических знаниях; 2) диалогической формы обучения; 3) проблемного подхода в обучении; 4) широкого использования практических методов обучения (в виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов).
9. Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой. Этот принцип особенно важен в школьном преподавании психологин. Он заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Важно, чтобы они видели практическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни. Изучение психологии должно стимулировать учащихся использовать полученные знания в решении практических задач познания других людей, самопознания и саморазвития.
10. Обучение психологии должно носить развивающий характер. В результате изучения психологии главную ценность представляет понимание внутреннего мира других людей и самих себя; усвоение психологических средств самопознания и саморазвития.
Итак, действенность методики преподавания зависит в первую очередь от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приемов.
3. Методика обучения в высшей школе пока еще недостаточно опирается на широко известное положение о не сводимости научного познания к одному из типов мыслительной деятельности, включенной в решение познавательных задач. Между тем, попытки практической разработки стратегии профессионального образования, используя идею взаимосвязи всех объективных форм познания, уже предпринимаются. Многие вузы и системы непрерывного профессионального образования уже узаконили программы, построенные по принципу межпредметных связей между дисциплинами гуманитарных и естественнонаучных циклов и включающие многообразные формы занятий, направленные не только на развитие логического мышления, но и интуиции. Однако методика преподавания, так же как и педагогическая психология, строит свои исследовательские обучающие программы лишь применительно к процессу формирования понятийного, словесно-логического мышления. Правда, в последнее время в связи с развитием исследований творчества усилилась ориентация методов обучения в вузе на культивирование форм образного, а не только научно-теоретического логического мышления.