Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:18, лекция

Описание работы

1. Психология как научная и учебная дисциплина.
2. Специфика содержания психологии как гуманитарной дисциплины и цели, принципы обучения психологии
3. Формы познавательной деятельности и система активных методов обучения психологии

Работа содержит 1 файл

МПП.ЛЕКЦИЯ 1-2.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

1. Общей целью изучения психологии является формирование студентов умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научно­го объяснения фактов и явлений психики, а также для преобра­зования психики человека в интересах развития его личности (обучения и воспитания, формирования коллектива, психологи­ческой коррекции отклоняющегося поведения или психотера­певтического лечения нервно-психических расстройств и т. п.).

Данная общая цель, как мы указывали выше, должна подраз­деляться на ряд конкретных целей.

Одним из принципов выделения конкретных целей изучения психологии является принцип профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов. С этой точки зрения всех студентов можно разделить на две большие группы: 1) большин­ство — это студенты непсихологических специальностей и 2) меньшая группа — это студенты - психологии. И для той, и для другой группы общая цель изучения психологии одна и та же, а что касается конкретных целей, то они разные.

Начнем рассмотрение цели изучения психологии большин­ством студентов, не собирающихся стать специалистами-пси­хологами.

Если общая цель одна, т. е. формирование умения психологи­чески мыслить, применяя теоретические знания к решению практических задач, то возникает вопрос: в каких действиях, входящих в профессиональную деятельность специалиста - непсихолога, потребуются эти знания и умение их применять? По мне­нию известного психолога Е. А. Климова, психологические зна­ния нужны любому специалисту - непсихологу для «психологиче­ской грамотности», поскольку ему «приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонима­ние, обучать, руководить)». Не менее важно, считает он, также «хорошее регулирование собственного внутреннего мира и само­совершенствование на научной основе»1. Поскольку последнее можно отнести не только к непсихологам, но в одинаковой мере и. к специалистам-психологам, то целью изучения психологии сту­дентами - непсихологами остается признать «психологическую грамотность для взаимопонимания, обучения, руководства», чем может быть занят любой специалист.

Теперь рассмотрим конкретные цели изучения психологии студентами психологической специальности. Общая цель — научиться психологически мыслить, естественно, относится к ним в еще большей степени, чем к специалистам - непсихологам. Без умения психологически мыслить психолог не состоится как специалист, тогда как для специалиста-маркшейдера или био­лога-орнитолога такой недостаток не будет столь ущербным, ес­ли они отличные специалисты в своей области, хотя психологи­ческие знания и умение мыслить психологически, несомненно, прибавили бы им достоинств.

Однако наряду с общей целью изучения психологии у буду­щих психологов-специалистов разного направления (теорети­ческого, прикладного, практического) тоже есть свои конкрет­ные цели.

Так, психолог-теоретик, обучающийся, к примеру, на психо­логическом факультете МГУ, должен не только вооружиться академическим знанием психологии, но практически быть гото­вым вести научные исследования по фундаментальным пробле­мам психологии, тем самым расширяя горизонты самой науки. При этом он может позволить себе не быть специалистом в при­кладной отрасли психологии и не уметь ничего выполнять с вы­соким мастерством в сфере практической психологии. Пусть та­кое допущение является крайностью (реально психолог-теоре­тик, конечно, многое умеет делать и практически), но оно явст­веннее демонстрирует специфическую цель обучения психолога-теоретика. Его задача — развивать науку дальше, владеть мето­дологией и методикой научных исследований, уверенно ориен­тироваться в современном состоянии отечественной и зарубеж­ной теоретической психологии, знать проблемы, исследования которых требуют интересы дальнейшего развития науки.

Какова конкретная цель обучения такого специалиста? Она, по существу, совпадает с общей целью изучения психологии как науки — научиться практически применять научные знания, уметь психологически мыслить, но для решения не столько практических, сколько теоретических задач. Ему надо научить­ся применять психологическую теорию не для преобразования, а для объяснения психических явлений, ранее не объясненных.

По-другому выглядит конкретная цель подготовки психоло­га, специализирующегося на прикладной психологии — педа­гогической, возрастной, правовой (юридической), инженерной, медицинской (клинической) и т. д., которая находит примене­ние для объяснения явлений психики в узких, конкретных об­ластях исследования, а в своей практической части (в психо­технике) — применение для преобразования психики. Такая двойственная роль прикладной психологии заставляет нас по-особому ставить перед собой и цель преподавания, и цель изу­чения ее студентом.                                                  

Представляется оптимальной такая постановка цели: фор­мирование у обучаемых психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в из­бранной отрасли психологии, а также освоения ими психотех­нических приемов и способов применения научных положе­ний данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке.

2. Цель изучения психологии (Бадмаев Б.Ц., Хроменко О.В.) — научиться понимать человека, гармонично, т.е. бесконфликтно, взаимодей­ствовать с ним. В этом случае усвоение теоретических положений психологии становится средством достиже­ния истинной цели — овладения умением разбираться в психологии окружающих людей. Именно поэтому при обучении психологическим дисциплинам не рекомен­дуется заучивание и механическое запоминание мате­риала. То есть читая психологическую литературу либо слушая лекцию, необходимо постоянно соотносить по­лучаемую информацию с жизненными ситуациями, поведением реальных людей, с собственными мысля­ми, чувствами, действиями, анализировать и оцени­вать их. Именно так, т.е. применительно к жизни, можно наиболее эффективно усвоить научные психо­логические знания. Специфика психологии здесь зак­лючается в том, что материал, необходимый для практического применения научных знаний, — люди — находится непосредственно вокруг нас, так сказать «под руками». То есть необходимо теоретическое и практическое овладение знаниями и методами постро­ения общения и взаимодействия с людьми в различ­ных условиях их жизнедеятельности. Особенность пси­хологического сознания заключается в единстве знания и действия. Так, теоретическое познание вне спо­собов действования, которое в свою очередь может быть направлено либо на себя, либо на других, не является научным психологическим знанием. Единство спосо­бов психологического познания и способов действова­ния реализуется в целях достижения единства позна­ния других людей и самопознания. Обучение психоло­гии направлено на овладение способами преобразова­ния поведения и образа мыслей других людей и своих собственных.

Назовем задачи, решение которых может позволить обучающемуся достичь цели в процессе учебной дея­тельности:

1) формирование у себя соответствующей мотивации к глубокому изучению науки. Здесь необходимо понять, где, когда и для чего пригодится в жизни знание психо­логии людей лично обучающемуся, чему может помочь первая же лекция, раскрывающая предмет и задачи психологии как науки. Эту лекцию рекомендуется (как, впрочем, и все другие) прослушать не формально (для записи к зачетам и экзаменам), а заинтересованно, как

материал, имеющий для студента жизненно важный (личностный) смысл. Дальнейшее изучение предмета, проникновение в глубину содержания науки будут спо­собствовать углублению понимания смысла изучения науки для «себя лично» и превратится в интерес к по­знанию научных выводов психологии — формированию реально действующего мотива учебной деятельности — познавательного интереса;

2) получаемые знания необходимо постоянно про­ецировать на реальные жизненные ситуации: психи­ческие процессы и состояния, действия и поступки людей, на себя, давая толкование с точки зрения по­лученных знаний. Здесь обучающемуся помогут при­меры, анализируемые на лекциях, на практических заданиях, предлагаемые преподавателем на занятиях-практикумах и т.д. Он сможет проецировать научные положения на жизненные явления, т.е. проводить са­мостоятельное психологическое исследование людей, их взаимоотношений, повседневного поведения, т.е. учиться понимать человека, чтобы правильно строить с ним свои отношения;

3) все выводы, получаемые при психологическом анализе жизненных фактов аккуратно конспектиро­вать для себя своими словами,

В результате решения задач обучаемый научится психологически анализировать и оценивать поведение людей, использовать полученные научные знания в своей повседневной практике.

Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, науч­но обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции. Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические прин­ципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику.

Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуаль­ны только для определенных образовательных программ (среднего общего, сред­него специального, высшего образования), другие же справедливы для всех.

1.  Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответство­вал современным достижениям научной и практической психологии, не проти­воречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Этот принцип имеет особое значение для изучения психологии в силу того, что су­ществует большое количество околонаучных психологических книг, написан­ных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний. Соблюдение принципа научности при обучении психо­логии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказа­тельна. Этого можно достичь за счет описания соответствующих методов психологических исследований.

2.   Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в опре­деленной последовательности и логике, которые дают системное представле­ние об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных пси­хологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и систематизированы. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемственность и межпредметная связь.

3. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с: принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. В то же время непосредственный эмоциональный интерес к психологическим фактам и феноменам — наиболее сильный стимул к изучению психологии.

4.  Принцип единства предметно-ориентированного и лнчносгно-ориентированного обучения психологии. Психология как учебный предмет имеет большую специфику по сравнению со всеми другими дисциплинами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание,  так же как другие естественные и гуманитарные науки. Поэтому она должна изучаться объективно и беспристрастно. С другой стороны, предмет этой науки  личностно значим для каждого студента, учащегося. Поэтому у них возник потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопознания. В связи с этим психология привлекает большое внимание и интерес учащихся, желающих с ее помощью разобраться в себе.

5.  Принцип единства теоретического и эмпирического знания. Данный принцип является конкретизацией дидактического принципа единства конкретного и абстрактного. В соответствии с этим принципом в преподавании психологии должны оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теоретических идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют.

6.  Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответст­вии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от лег­кого к трудному, от известного к неизвестному.

7.  Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. В преподавании психологии могут использоваться такие виды наглядности, как: 1) словесная. 2) художественная, 3) изобразительная, 4) практическая.

8. Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвое­ние знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. Активность в данном случае противопоставляется пассивности. Реализация этого принципа может достигаться за счет; 1) формирования потребности учащихся в психологиче­ских знаниях; 2) диалогической формы обучения; 3) проблемного подхода в обучении; 4) широкого использования практических методов обучения (в виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов).

9. Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой. Этот принцип особенно важен в школьном преподавании психологин. Он заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллю­стрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реаль­ной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Важно, чтобы они видели прак­тическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни. Изучение психологии должно стимулировать учащихся использовать полученные знания в решении практических задач познания других людей, са­мопознания и саморазвития.

10. Обучение психологии должно носить развивающий характер. В результате изучения психологии главную ценность представляет понимание внутреннего мира других людей и самих себя; усвоение психологических средств самопознания и саморазвития.

Итак, действенность методики преподавания зависит в пер­вую очередь от ясной осознанности цели преподавания и подчи­нения ей всей совокупности методических приемов.

 

3. Методика обучения в высшей школе пока еще недостаточно опирается на широко известное положение о не сводимости научного познания к одному из типов мыслительной деятельности, включенной в решение познавательных задач. Между тем, попытки практической разработки стратегии профессионального образования, используя идею взаимосвязи всех объективных форм познания, уже предпринимаются. Многие вузы и системы непрерывного профессионального образования уже узаконили программы, построенные по принципу межпредметных связей между дисциплинами гуманитарных и естественнонаучных циклов и включающие многообразные формы занятий, направленные не только на развитие логического мышления, но и интуиции. Однако методика преподавания, так же как и педагогическая психология, строит свои исследовательские обучающие программы лишь применительно к процессу формирования понятийного, словесно-логического мышления. Правда, в последнее время в связи с развитием исследований творчества усилилась ориентация методов обучения в вузе на культивирование форм образного, а не только научно-теоретического логического мышления.

Информация о работе Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины