Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:18, лекция

Описание работы

1. Психология как научная и учебная дисциплина.
2. Специфика содержания психологии как гуманитарной дисциплины и цели, принципы обучения психологии
3. Формы познавательной деятельности и система активных методов обучения психологии

Работа содержит 1 файл

МПП.ЛЕКЦИЯ 1-2.doc

— 109.00 Кб (Скачать)


14

 

ЛЕКЦИЯ 1-2. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины.

 

Ляудис. В.Я. МПП.

Бадмаев Б.Ц. МПП.

Карандашев В.Н. МПП.

 

1.      Психология как научная и учебная дисциплина.

2.      Специфика содержания психологии как гуманитарной дисциплины и цели, принципы обучения психологии

3.      Формы познавательной деятельности и система активных методов обучения психологии

 

1. Наука определяется, во-первых, как деятельность по производству знаний и, вторых, как форма систематизации знаний.

Предмет науки – это то, чем непосредственно занимается наука, например, предметом науки биологии является изучение закономерностей жизнедеятельности различных форм организмов.

Учебный предмет – это, прежде всего, усвоение уже готовых, открытых наукой законов и закономерностей  функционирования объекта изучаемой области научного знания.

Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний и, во-вторых как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знан (Гинецинский, 1983, с. 18).

Таким образом, в одном пункте эти понятия пересекаются: этот пункт — систематизация знаний. Поэтому не случайно лучшие и наиболее систематизированные образцы научной литературы становятся учебными пособиями для студентов (например, книга С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии»).

Учебный предмет, по определению В. И. Гинецинского, представляет co6ой «дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины» (Гинецинский, 1983, с. 19).

Традиционное понятие учебного предмета восходит к средневековым униве ситетам. Оно связано с условиями развития университетской науки того времен которая была ориентирована на преподавание и сращена с этим процессом. Hayчные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом. Содержание учебного предмета сводилось к содержанию учебника, т. е. к монографической форме изложения знания. Учебный предмет воспроизводил все существенные характеристики дисциплинарного знания, он выполнял систематизирующую и структурирующую функции. Для этого периода было характерно неразличение качественно различных уровней и типов образования. Различия между начальной, средней : высшей школой рассматривались лишь как количественные в масштабах приобретаемых знаний. Модель учебного предмета, зародившаяся в средневековых университетах, продолжает функционировать и в системе образовании Нового времени (Гинецинский, 1983, с. 20-21). Психология как наука также пережила аналогичный период развития, однако несколько позже — в период ее становления в XIX в. и в первой половине XX в. Первыми книгами по психологии были учебники и учебные пособия. Психология как наука и психология как учебный предмет не различались.

В настоящеее время начался процесс разведения понятий научной и учебной дисци­плины. Учебный предмет все в большей степени рассматривался как система раз­нообразных видов учебно-познавательной деятельности с учетом качественных особенностей субъектов, ее осуществляющих, и условий, в которых она реализу­ется. Тот или иной вариант изложения содержания научной дисциплины утвер­ждался в общественном сознании в качестве учебного предмета (Гинецинский, 1983, с. 22). В психологической науке аналогичные процессы разграничения пред­ставлений о психологии как учебной и научной дисциплинах происходят во второй половине XX в. Психологи начали уделять больше внимания методиче­скому обеспечению и методической разработке преподавания психологии. Про­цесс написания учебника уже перестал сводиться только к сбору и описанию соот­ветствующего материала. В первую очередь это касалось курса «Введение в психо­логию». Он все в большей степени ориентировался на разные категории студентов, сопровождался методическими рекомендациями по изучению, заданиями, спо­собствующими лучшему усвоению материала. Разумеется, это в меньшей степени касалось новых отраслей психологии. Таким образом, можно сделать вывод о том, что всякая отрасль науки, психология в частности, должна достичь определенного уровня развития для того, чтобы стало возможным различение научного и мето­дического аспекта этой дисциплины.

При определении структуры и содержания учебных дисциплин возникают следующие вопросы:

♦  Должен ли учебный предмет быть точной копией соответствующей отрасли науки?

♦  В чем специфика психологии как учебного предмета в отличие от психологии как науки?

♦  В какой мере и каким образом в учебных программах по психологии должен отражаться накопленный фонд психологических знаний?

♦  Каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учеб­ную программу?

Таким образом, научная дисциплина — это система знаний, ориентированная на исследователей, а учебная дисциплина — это система знаний, ориентированная на обучающихся.

В связи с этим важно отметить, что структура научных и учебных дисциплин может совпадать, а может и не совпадать.

Учебная дисциплина может быть прямым дидактическим отражением соот­ветствующей отрасли научного знания. Например, социальная психология как учебный курс прямо отражает знания социальной психологии как науки. Педаго­гическая психология может служить еще одним примером такого рода. Однако эти учебные курсы предполагают разные варианты их проведения в зависимости от аудитории (например, студенты, обучающиеся по специальности «Психоло­гия» или «Педагогика»).

Учебная дисциплина может быть отражением научных знаний об определен­ном предмете, накопленных в разных науках. Например, учебный курс «Семье-ведение» отражает не отдельную науку (поскольку науки о семье не существует), а является дидактически целесообразной системой знаний о семье на основе дан­ных разных наук: социологии, психологии, педагогики, медицины. Другим приме­ром может быть курс конфликтологии, который объединяет знания о конфликтах из таких наук, как социология, психология и т. д.

Такое понимание учебной дисциплины открывает более широкие возможно­сти для обучения студентов психологическим знаниям. Становится очевидным, что психология может преподаваться не только психологами и не только в качест­ве отдельного учебного курса психологии.

Учебная дисциплина включает в себя два компонента:

1)  систему знаний;

2)  систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение.

Структура учебной психологической дисциплины определяется  по В.Н. Карандашеву сле­дующими факторами:

1.   Степень систематизации соответствующей области психологического зна­ния. Чем более систематизированы знания, тем в большей степени научная дисциплина может претендовать на то, чтобы стать учебной дисциплиной и быть включенной в учебные планы. Существуют определенные методические аспекты проблемы систематизации базовых психологических дисциплин и ка­тегорий, которые дискутируются учеными и преподавателями. Неразработан­ность этих аспектов свидетельствует о недостаточной зрелости науки и методи­ки ее преподавания. В этой связи особенно важно появление соответствующих учебников и учебных пособий.

2.   Методологическая позиция, интересы, точка зрения преподавателя. Хотя в рамках учебной дисциплины преподаватель должен изложить и раскрыть все существующие теории, концепции, взгляды, понятия, он вправе придержи­ваться определенной методологической позиции, иметь собственные интересы и точку зрения на преподаваемый предмет.

3.   Уровень, тип и цели образовательной программы, в рамках которой препо­дается психология. Система знаний, включенных в учебную дисциплину, и си­стема учебно-познавательной деятельности, направленная на их усвоение, должны быть разными в зависимости от того: 1) преподается ли эта дисципли­на в начальной, основной, средней или высшей школе; 2) преподается ли она в общеобразовательном или профессиональном учебном заведении; 3) препода­ется ли она студентам — будущим психологам, педагогам, врачам или же сту­дентам других специальностей.

4.   Интерес учащихся и студентов к определенным темам, проблемам, фактам и понятиям, обусловленный их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями. Несмотря на необходимость системного и систематического построения учебной дисциплины, преподаватель может уде­лить больше внимания каким-либо темам, фактам, понятиям в зависимости от интересов учащихся.

5.  Знания и способности учащихся и студентов. Преподаватель должен строить учебную дисциплину в зависимости от имеющихся у учащихся и студентов знаний в данной области и по данной проблематике, с учетом того факта, явля­ется ли данный учебный курс первым психологическим курсом для учащегося, или он изучал психологию ранее. Учебная дисциплина строится по-разному (в частности, имеет различный уровень сложности) в зависимости от способ­ностей учащихся к усвоению определенных тем, проблем, фактов и понятий. Эти способности могут быть обусловлены их возрастом, уровнем развития, ин­дивидуально-психологическими особенностями.

6.   Функции, которые выполняют разные виды и формы активности учащихся в процессе усвоения определенных психологических знаний и умений. Усвое­ние учебной дисциплины может быть более или менее успешным в зависимости от того, изучается ли она в форме лекций, семинарских, практических занятий, или же в рамках самостоятельной работы, в виде индивидуальной, групповой или фронтальной активности. Каждый из перечисленных видов активности выполняет в учебной деятельности свои функции.

7.  Существующий фонд дидактических материалов. Степень дидактической разработанности учебной дисциплины может быть разной. В частности, может существовать детальная программа занятий по преподаваемому курсу, кон­кретные задания, наглядные материалы, контрольные вопросы, методические рекомендации по изучению определенных тем. Наличие дидактических мате­риалов в значительной мере определяет уровень сложности в работе препода­вателя и возможности студентов по усвоению учебной дисциплины.

 

2. Психологию относят к раз­ряду дисциплин гуманитарного цикла, имеющую спе­цифический объект своего познания. Гуманитарное по­знание представляет собой особый тип научного по­знания, предполагающий отличное от естественнонаучного отношение познающего субъекта к объекту ис­следования. Гуманитарное познание — это познание не вещи, а личности. Личность как объект познания психологической науки требует глубины проникнове­ния, познания. Отношения познающего субъекта и субъекта познаваемого приобретают вид диалога.  Интересна для психологии в этом плане т. зр. М.М. Бахтина. Он полагает, что познание вещи и познание личности – два предела. Вещь исчерпаема до конца односторонним актом познания субъекта. Личность как познаваемое требует не "точности" познания, но глубины "проникновения". Познание – проникновение – всегда двусторонний акт. Суть отношений познающего субъекта и субъекта познаваемого – в диалоге.  Диа­лог в свою очередь предполагает раскрытие не только ситуативных значений, но и смыслов, что придает спе­цифику критериям точности и понимания в гумани­тарном познании в отличие от естественно-научных критериев.

Однако не всегда специфику психологического по­знания связывают с областью гуманитарного знания. Иные позиции выражены в дискуссиях о предмете психологии, в трактовке психологии как науки естествен­ной, биологической, либо биосоциальной. Видимо, пси­хологии следует трактовать как науку социально-историческую, что не исключает в ее арсенале естественно­научных методов исследования. Однако ведущую роль в ней играют методы социальных наук, методы гума­нитарного познания. Психологическое познание пред­полагает как научно-теоретическое, логическое мыш­ление, так и мышление образное, художественное, символическое, созерцательное, наглядно-действенное.

Цели обучения и содержание учебного предмета всегда взаимосвязаны. Содержание предмета усвоения так или иначе детерминирует цели обучения.

Цели обучения психологии определяются особенностями ее содержания как гуманитарной дисциплины. Далеко не всегда специфику психологического познания связывают с областью гуманитарного знания. Существуют и иные позиции. Они вполне определенно выражены в дискуссиях о предмете психологии, в трактовке психологии как науки в первую очередь естественной, биологической, либо биосоциальной.

Исходя из особенностей гуманитарного познания, можно следующим образом определить цели обучения психологии для специалистов-психологов.

Цель обучения психологии (В.Я. Ляудис) – теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Особенность психологического знания – в единстве знания и действия. Поэтому теоретическое познание вне способов действования, которые могут быть направлены двусторонне – на себя и на других людей, – не есть научное психологическое знание. Единство способов психологического познания и способов действования реализуется в целях достижения единства познания других людей и самопознания.

Обучение психологии направлено не только на овладение способами преобразования поведения и образа мыслей других людей, но и на умение преобразовывать себя.

Сложность достижения цели психологии – в этой особой сращенности способов познания и преобразования, познавательного отношения и личностно-преобразующего отношения.

Эта общая цель реализуется в системе подцелей. Кроме того, она вписана в систему более глобальных целей обучения специалиста, связанных с целями профессионального воспитания, – формирование мировоззрения, направленности личности на действенное участие в социальном бытии.

Бадмаев  Б.Ц. выделяет несколько целей изучения психологии:

Информация о работе Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины