Специфика психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Своевременное обнаружение и разрешение психологических проблем имеет большое значение как для общего эмоционального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психосоматических нарушений у населения в целом. С этой целью в нашей стране создаются различные психологические службы, в том числе психологические консультативные центры. Соответственно, достаточно остро стоит вопрос о необходимости комплексной подготовки специалистов данного профиля.

Содержание

Введение…………………………………………………....................3
Глава I Специфика психологического консультирования………..4
.Психологическое консультирование: определение, отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи………………………………………………......................4
.Подготовка консультанта……………………………...........9
.Личностные качества консультанта………………..............9
Глава II Эффективность консультативного процесса……………12
.Факторы, влияющие на успешность консультативного процесса…………………………………………………………...12
.Факторы, снижающие результативность консультативного процесса…………………………………………………………...15
Глава III психологическая консультация как организационная структура………………………………………………………….20
3.1. Требования к помещению и интерьеру консультационного центра……………………………………………………………..20
3.2. Обязанности консультанта и взаимодействие специалистов внутри психологической консультации……………………………………………………..21
3.3. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий (педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов)…………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………….. ……...27
Литература………………………………

Работа содержит 1 файл

Консультирование.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

 

Глава III

3.1.Требования  к помещению и интерьеру консультационного  центра.

Среди критериев, которым  должно отвечать здание консультационного  центра, можно выделить два основных ориентира: месторасположение и  интерьер.

Выбирая месторасположение консультации, необходимо руководствоваться следующими тремя «НЕ»:

  1. нельзя размещать консультацию рядом или внутри с торговыми организациями;
  2. нельзя, чтобы рядом находилась проезжая часть или какие-либо шумопроизводящие объекты;
  3. нельзя, чтобы рядом находились организации, которые могут вызвать у клиентов неприятные ассоциации (например, милиция, медвытрезвитель, морг).

Иначе: психологическая  консультация должна располагаться:

  1. в тихом месте;
  2. в месте с удобной транспортной схемой;
  3. её расположение и внешний вид должны вызывать приятные ассоциации у клиентов.

Идеально, если психологическая  консультация будет располагаться в собственном, отдельно стоящем здании, окружённом садом.

Интерьер. Классическим вариантом считается тот, при котором в распоряжении консультанта находятся две смежные комнаты – одна для консультативной беседы, вторая – для психодиагностики, ведения документации, подготовки для проведения сессий.

В комнате, предназначенной  для консультаций, должны находиться кресла, журнальный стол, шкаф с популяризированной психологической литературой, которую, в случае необходимости, можно предложить клиенту для домашнего чтения.

Обе комнаты должны быть в светлых тонах. Их могут украшать картины, темы которых должны внушать  оптимистический настрой и веру в светлое будущее.

Во второй комнате, комнате-кабинете консультанта должны находиться: письменный стол, шкаф со специальной психологической литературой, компьютер с психодиагностической программой и подборкой релаксационных мелодий, сейф для хранения документации.[4]

 

3.2. Обязанности  консультанта и взаимодействие  специалистов внутри психологической консультации.

Поскольку обязанности  консультанта включают в себя: подготовку и проведение психологического консультирования, повышение профессиональной квалификации, взаимодействие с коллегами и  представителями смежных специальностей по профессиональным вопросам, то рабочее время консультанта (РВК) можно представить так:

РВК:

  1. Персональное
    1. Подготовка к консультации
    2. Консультация клиента
    3. Повышение профессиональной компетенции
      1. Взаимодействие с коллегами.
      2. Взаимодействие с представителями смежных профессий.

Каким образом во временном отношении распределяется РВК зависит от многих факторов: времени года (осенью и зимой клиентов всегда больше, чем весной и летом); профессиональной компетентности консультанта, его опыта работы; количества сотрудников в консультации. Однако в качестве ориентира можно руководствоваться следующей расчасовкой: «если за единицу отсчёта взять месяц при семичасовом рабочем дне и норме, составляющей 26 рабочих дней в месяц, то примерно объём рабочего времени между различными видами работ, входящими в круг обязанностей психолога-консультанта, можно распределить следующим образом:

  • Подготовка к проведению психологического консультирования – 18 ч или 10%;
  • Работа с клиентами – 90 ч или 50%;
  • Обработка и анализ результатов консультирования – 26 ч или 15%;
  • Оформление документации – 14 ч или 5%;
  • Повышение профессиональной квалификации – 34 ч или 20%. (22)

Здесь важно выделить следующий момент: независимо от количества клиентов, времени года, стажа работы консультант должен иметь в своём  распоряжении в рабочей неделе «библиотечный день» - день. Который он мог бы всецело посвятить повышению профессиональной компетенции: посещению библиотеки, семинаров, тренингов, лекций, профессиональных собраний. К сожалению, не всегда руководство понимает значимость данного момента.[2]

Взаимодействие с коллегами  внутри одной консультации возникает, когда профессиональные сферы пересекаются или проблема клиента оказывается достаточно сложной и требует коллегиального обсуждения.

Профессиональные сферы  консультантов пересекаются в том случае, если внутри консультации нет чёткой дифференциации между специалистами по видам консультирования. Однако, несмотря на то, что консультант, имеющий узкую специализацию, достигает, как правило, более высокого уровня профессионализма, чёткое дифференцирование между специалистами не всегда оправдано. Это объясняется тем, что трудности психологического плана, как правило, взаимосвязаны: проблемы детей могут быть отражением проблем во взаимоотношениях между супругами, а супружеские проблемы, в свою очередь, могут иметь истоки в детстве и отрочестве супругов. Кроме того, чёткое профессиональное деление «сфер влияния» делает специалистов незаменимыми, что неизбежно отразится на клиентах в случае отсутствия сотрудника на рабочем месте (болезнь, командировка, отпуск). Наиболее разумно: общими сделать ситуации срочной психологической помощи и вопросы, наиболее часто встречающиеся в практике консультирования (родительско-детские и супружеские отношения). Специализацию же ввести по вопросам, с которыми обращаются достаточно редко и решение которых не требует немедленного вмешательства специалиста (профконсультирование, оргконсультирование, личностный рост). Иначе: консультанты, в случае необходимости, должны быть взаимозаменяемыми и отсутствие кого-либо из них не должно сказываться на качестве оказания психологической помощи клиентам.[4]

Важным также является момент психологической совместимости. Психологически совместимы должны быть не только консультанты, но и все  сотрудники консультации (руководитель, вспомогательный персонал).

 

3.3. Взаимодействие  психолога со специалистами смежных  профессий (педагоги, врачи, социальные  работники, представители правоохранительных  органов).

По роду своей профессиональной деятельности психологическому консультанту приходится общаться с представителями иных профессий. К ним относятся: педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов. Взаимодействие с каждым имеет свою специфику.

Взаимодействие консультанта с учителями структурируется понятием «нормы» относительно психического и личностного развития (учитывая понятия «индивидуальная норма») сквозь призму разрешения следующих проблем:

  • Адекватность восприятия учебного предмета;
  • Адекватность подачи материала учителем;
  • Роль учителя в жизни ученика;
  • Роль ученика в жизни учителя.

Адекватность восприятия учебного предмета учащимся будет зависеть от его индивидуальных особенностей (визуал, аудиал, кинестетик) и склонности к восприятию конкретного предмета.[7]

Адекватность подачи материала учителем будет зависеть от знания им специфики возрастной группы, к которой относится данный учащийся, и методологических основ преподавания. Кроме того, многие учителя недооценивают то значение, которое они как личности имеют для своих учеников и влияние оказываемое ими на желание изучать преподаваемый предмет. Здесь мы можем говорить о ситуации взаимовлияния, которое возникает в процессе педагогической деятельности в ситуациях «учитель-ученик» и «учитель-группа». Не секрет, что довольно часто неуспеваемость ученика обусловлена существованием скрытого (или явного) конфликта между ним и учителем или негативным отношением одного из них к другому.

Задача консультанта при разрешении вопросов, связанных  с неуспеваемостью ученика или/и  его дезадаптивным поведением на уроках, заключается в выявлении скрытых причин, вызывающих данные реакции.[3]

Общим в сфере общения  между врачом и консультантом является: сам клиент, проявление различных свойств его психической реальности. Например: симптом – эмоциональная неустойчивость – является составляющим элементом некоторых синдромов. Кроме того, и врача, и психолога объединяет интерес к окружению клиента и созданной им внутренней картины болезни. Известно, что внутренняя картина болезни (на медицинском языке) или картина проблемы (на языке психологическом) может стать второй натурой человека и, как показывают наблюдения, способна влиять на развитие заболевания. Изучение феномена внутренней картины болезни клиента важно не только при психологических заболеваниях, но и в любой болезни поскольку само наличие болезни порождает возникновение многих вопросов, над которыми размышляет клиент. Кроме того, именно внимательное изучение данного феномена позволяет преодолеть односторонний подход к клиническому диагнозу, адекватному выбору методов лечения, установлению оптимального психологического контакта между врачом и пациентом.

Другое связующее звено  – гипотеза. Данные психологического и медицинского обследований ведут  к обоснованию гипотезы и правильному  установлению диагнозов (медицинского и психологического). Кроме того, и врач, и психолог видят результаты своей деятельности в виде изменения параметров.

Одна из задач социальной работы – реальная помощь человеку в решении проблем, возникающих в результате неблагоприятного стечения объективных обстоятельств, например, временная утрата трудоспособности. Данная помощь будет более эффективной, если социальный работник сконцентрирует свои усилия на выявлении резервов развития у подчинённого, создающих необходимую для осуществления его жизни перспективу.

Например. Человеку трудно выходить из дома, но он может вполне справляться с домашней работой. Если помощь социального работника в данном случае ограничивается покупкой продуктов, то это разумно, однако, если он, руководствуясь состраданием, берёт на себя обязанность помогать клиенту по дому, то он скорее навредит ему. Поскольку. С одной стороны, это может привести или к паразитированию со стороны клиента или к снижению его самооценки, утрате интереса к жизни, с другой, через некоторое время произойдёт угасание функций, и он действительно не сможет выполнять эту работу, что будет способствовать ограничению круга его жизнедеятельности. Соответственно, консультант может сориентировать социального работника в задачах и резервах психического развития конкретного человека.[2]

С представителями  правоохранительных органов психолог соприкасается через следователей и адвокатов. Применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления.

Целью психологического исследования в данной сфере является изучение процессов, свойств, состояний, механизмов психической деятельности конкретного человека (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля) для установления истины по уголовному делу. Таким образом, и следователя, и адвоката будут интересовать:

  • Специфика личности конкретного человека;
  • Его психологические особенности;
  • Логика событий, основанная на вероятностной модели поведения данного человека.

Однако угол зрения будет  различаться. Следователя, занятого поиском ответа на вопрос: «Что?», будет интересовать объективная достоверность событий. Адвоката – субъективная обоснованность и ответ на вопрос: «Почему?». Следовательно, задача консультанта заключается в воссоздании субъективной логики поведения человека в исследуемых объективных обстоятельствах.[5]

 

Заключение

Психологическое консультирование активно расширяется в нашей  стране. В связи с этим требуется  больше квалифицированных, профессионально  подготовленных специалистов. В своей работе я рассмотрела начальные, базовые представления и нормы психологического консультирования.

В своей работе я рассмотрела  определение, отличие психологического консультирования от других видов психологической  помощи, личностные качества, необходимые  консультанту. В работу входит исследование составляющих элементов, способствующих эффективности психологической консультации. Отдельно выделены факторы, влияющие на успешность консультативного процесса, и факторы, снижающие его результативность. Также в работе дан материал, посвящённый общим вопросам организации работы психологической консультации, организации индивидуальной работы консультанта, распределению обязанностей между работниками психологической консультации, а также взаимодействию психолога-консультанта со специалистами смежных профессий (педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов).

В качестве общего вывода работы можно сказать, что профессия  психолога требует большой ответственности, компетентности, профессионализма. Она переплетается со многими профессиями, поэтому психолог никогда не должен переставать учиться, он постоянно должен пополнять свои знания новыми.

 

Литература

1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунин Г.Л. Психологическое консультирование  и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М., 2000

2.Бобнёва М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1987.

3.Бурменская Г.В., Захарова  Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический  подход в консультировании детей  и подростков. М., 2002

4.Бурнард Ф. Тренинг  навыков консультирования.

5.Васильева В.Л. Юридическая  психология. СПб., 2002.

6.Волков В.Т., Караваева  Е.В., Цветкова Н.Н. Психология             пациента./Монография.

7.Захаров А.И. Как  предупредить отклонения в поведении  ребёнка. М., 1993.

8.Кочюнос Р. Основы  психологического консультирования. М., 1999.

9.Кеттлер Дж., Браун  Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб,2001.

10.Мей Р. Искусство психологического консультирования. М., 2001.

11.Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2001.

12.Немов Р.С. Основы  психологического консультирования. М., 1999.

13.Сатир В. Психотерапия  семьи. СПб., 2000.




Информация о работе Специфика психологического консультирования