Специфика психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Своевременное обнаружение и разрешение психологических проблем имеет большое значение как для общего эмоционального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психосоматических нарушений у населения в целом. С этой целью в нашей стране создаются различные психологические службы, в том числе психологические консультативные центры. Соответственно, достаточно остро стоит вопрос о необходимости комплексной подготовки специалистов данного профиля.

Содержание

Введение…………………………………………………....................3
Глава I Специфика психологического консультирования………..4
.Психологическое консультирование: определение, отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи………………………………………………......................4
.Подготовка консультанта……………………………...........9
.Личностные качества консультанта………………..............9
Глава II Эффективность консультативного процесса……………12
.Факторы, влияющие на успешность консультативного процесса…………………………………………………………...12
.Факторы, снижающие результативность консультативного процесса…………………………………………………………...15
Глава III психологическая консультация как организационная структура………………………………………………………….20
3.1. Требования к помещению и интерьеру консультационного центра……………………………………………………………..20
3.2. Обязанности консультанта и взаимодействие специалистов внутри психологической консультации……………………………………………………..21
3.3. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий (педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов)…………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………….. ……...27
Литература………………………………

Работа содержит 1 файл

Консультирование.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Консультант должен обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. В результате синтеза этих двух областей он должен определиться с выбором психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Профессиональному развитию, безусловно, будет способствовать участие в балинтовских группах и членство в профессиональном сообществе, например, в Профессиональном Психотерапевтической Лиге (ППЛ).[4,11]

 

1.3. Личностные  качества консультанта.

Некоторые исследователи в области консультирования пытались выделить личные качества, необходимые специалисту для успешности процесса консультирования. В результате получился следующий список: эмпатия, эмоциональная теплота, позитивное отношение (Карл Роджерс), искренность (Роджерс К., Труа), чувство юмора, чувство трагичности бытия (Мигель де Унамуно), конкретность, самосознание и рефлексия.

Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека» (37). Однако следует понимать, что мы никогда не можем полностью вчувствоваться в мир другого человека. Но то. Что мы можем и должны – оставить в стороне свои мнения, взгляды, опыт и войти в мир другого человека без внесения в него своего собственного мира.

Эмоциональная теплота. Данное качество предполагает истинный интерес к другим людям. Близко к искренности, но не тождественно. Эмоциональную теплоту возможно рассматривать скорее с позиции направленности и качественности отношения к людям.

Позитивное  отношение. Равнозначно термину, который ввёл Карл Роджерс, - «безусловное позитивное отношение». С его точки зрения данное качество является одним из необходимых условий терапевтических изменений. Главный акцент здесь делается на безусловном (ничем не обусловленном) принятии клиента психологом-консультантом.

Искренность. Это то качество, которое невозможно подделать. Даже не обладая специальными психологическими навыками, люди почти всегда отличаю искренность от фальши, поскольку искренность – это, прежде всего, чистота намерения.

Чувство юмора. В «Искусстве любви» Овидий, перечисляя качества, которыми должен обладать мужчина, в числе прочих называет и чувство юмора, добавляя при этом, что оно не обязательно, но его присутствие делает человека почти совершенством. И это вполне справедливо. Вспомните, как не раз оно, ослабляя напряжение момента, спасало вас в опасных, трудных, безнадёжных ситуациях. Человечество погибнет, когда перестанет смеяться.

Чувство трагичности  бытия. Испанский философ Мигель де Унамуно в 1954 году написал о «трагическом чувстве жизни», которое, с его точки зрения, необходимо человеку для более полного ощущения бытия.

Конкретность. Под конкретностью в психотерапевтическом смысле понимается умение не только слушать, но и слышать слова другого человека, не интерпретируя сказанное, но проясняя его.

Самосознание  и рефлексия. Самосознание – «переживание единства и специфичности Я как существа, наделённого мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта)». Рефлексия – «процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения».[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

2.1. Факторы,  влияющие на успешность консультативного  процесса.

Как любое дело, психологическая  консультация имеет своё логическое завершение в виде определённого результата. Эффективность (результативность) психологического консультирования – его конечный итог – определяется наличием положительных изменений у клиента на психическом и поведенческом уровнях.

Результат консультирования может быть успешным, неуспешным и средним и, как правило, проявляется через определённый временной промежуток. Однако уже в конце консультации специалист может наблюдать положительные изменения в эмоциональном состоянии клиента.

Оценка результативности психологического консультирования определяется не только наличием объективных показателей (тесты), отслеживающих положительные изменения на психоэмоциональном уровне клиента, но и субъективный уровень оценки, который зависит от того, кто оценивает эффективность консультации:

  1. Специалист;
  2. Клиент;
  3. Вовлечённые лица (родственники, лечащий врач, педагог, социальный работник).

Можно встретить достаточно большое разнообразие комбинаций данных позиций при оценивании успешности консультации, наиболее желательной  из которых будет взаимная удовлетворённость результатом всех сторон.[4]

К признакам результативности консультирования, объединяющим объективные  и субъективные уровни оценивания, с позиции Р.С. Немова (26) можно  отнести следующие:

  1. Субъективное совместное чувство удовлетворения после психологической консультации как у психолога-консультанта, так и у клиента;
  2. Данная субъективная удовлетворённость подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования);
  3. Наличием положительных изменений, которые и были целью психологического консультирования;
  4. Влияние на один аспект изменило другой (например, положительные изменения на личностном плане в положительную сторону изменили межличностные отношения).

Таким образом, на успешность процесса консультирования влияют объективные и субъективные факторы.

    1. Субъективные факторы:
  • Кто оценивает (консультант, клиент, вовлечённые лица);
  • Позиция оценивающего (понимание сути проблемы, скрытых механизмов, желание и возможность решить данную проблему или признать её решение);
    • Присутствие у клиента искреннего желания решить предъявленную проблему;
    • Ощущение клиентом безопасности в процессе консультирования.

Безопасность клиента  в процессе консультирования гарантируется  правилом анонимности.

«Правило анонимности» заключается в том, что любая информация, сообщаемая клиентом консультанту, не подлежит разглашению. Исключение составляют конкретные ситуации, о которых клиент предупреждается заранее.

К таким ситуациям относятся: клиент собирается или находится в состоянии, в котором может совершить действия, угрожающие своей жизни и здоровью; клиент представляет угрозу для жизни и здоровья других людей; информация о противоправных действиях клиента в прошлом. Кроме того, специалист имеет право использовать, без дополнительного согласия на то клиента, результаты консультирования в научной и исследовательской деятельности.

2. Объективные факторы.

  • Профессионализм консультанта (образование, опыт, психологическое здоровье);
  • Следование консультанта правилам консультирования.

Основные правила  ведения консультативного процесса:

  1. Уделять до восьмидесяти процентов времени на сбор информации. Это важно: только обладая полной информацией о проблеме, консультант может дать правильные рекомендации для её разрешения. Данное правило обусловлено тем, что рекомендации должны быть не просто алгоритмом, способствующим разрешению проблемы, но алгоритмом индивидуальным, учитывающим не только личностные особенности клиента, но и специфику ситуации, в которой находится данная личность.
  2. Перед тем, как исследовать способы решения проблемы, предлагать рекомендации, необходимо изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни.
  3. Специалист должен помнить: никогда в процессе консультирования перед ним не стоит задача «расколоть» или «переиграть» клиента. Специалисты, в компетенцию которых входит психологическое консультирование, относятся к представителям помогающих профессий и, соответственно, их основная цель – помощь.
  4. Консультант должен встретиться с клиентом в его, а не в своём мире. Постигнув мир клиента, специалист может дать разумные рекомендации по её разрешению. Если этого не произойдёт, то консультант будет решать не проблемы клиента, а свои.
  5. Предложение клиенту истолкования его исповеди консультантом должно происходить в предположительной, а не безапелляционно-утвердительной форме. Безапелляционный тон является элементарным проявлением невежливости и невоспитанности. Кроме того, подобный тон может нарушить раппорт, вызвать негативные чувства в клиенте по отношению к специалисту, «включить» систему психологической защиты.
  6. Возражения клиента на понимание консультантом сути его проблемы, способы её разрешение не всегда являются сигналом неверного толкования. Они могут быть проявлением защитной реакции в том случае, если консультант прав или попыткой проверки сомнений клиента по поводу истинности мнения консультанта (сомнения как завуалированная просьба, обращённая к консультанту, доказать его правоту).
  7. Разделение личных и профессиональных отношений. Одно время в зарубежной практической психологии дискутировался вопрос о возможности вступления консультанта и клиента в личные отношения и влиянии данных отношений на процесс терапии. Общий вывод дискуссии представляет собой редкий образец единодушия: данного события необходимо избегать, а если это произошло, процесс терапии прервать, перенаправив клиента к другому специалисту. [1]

 

2.2. Факторы,  снижающие результативность консультативного  процесса.

В основе психологического консультирования, прежде всего, лежит  добровольное общение двух свободных  личностей – консультант и клиент и, следовательно, наиболее существенным фактором, влияющим на низкую результативность консультирования, будет являться

1. Личностный фактор.

2. Фактор времени. Клиент, в силу объективных причин  может не располагать достаточным  временем для решения проблемы (несовпадение свободного времени клиента с режимом работы центра, ненормированный рабочий день клиента, состояние его здоровья).

3.Пространственный фактор (удалённое место проживания клиента  от консультации, смена места  жительства).

4.Экономический фактор. В том случае, если консультация, в которую обратился клиент, частная, а его финансовое положение оставляет желать лучшего, то отсутствие свободных денежных средств может стать реальным препятствием для разрешения существующих психологических проблем.

Второй и четвёртый  факторы относятся к разряду  объективных.

Первый – личностный – определяется процессом взаимодействия двух субъектов общения, и потому зависит от ряда переменных. К данным переменным относятся позиции каждого  из субъектов общения в процессе взаимодействия и причины, данные позиции определяющие.

Позиции клиента, снижающие  результативность консультационного  процесса

Причины, обуславливающие  данные позиции в процессе консультирования

1.Предъявление выдуманной  проблемы

2.Отсутствие искреннего намерения решить существующую проблему

  • Стремление привлечь внимание
  • Желание получить психологическое «поглаживание»
  • Вторичная выгода
  • Одиночество
  • Страх перемен

 

Консультант – второй субъект взаимодействия.

Выделяют три позиции, которые может занимать консультант в процессе сессии:

1) позиция «сверху» - авторитарная;

2) позиция «снизу»  - либеральная;

3) позиция «на равных»  - демократическая, или партнёрская.

Специфика консультирования предполагает преобладание второй позиции. Однако специалист должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от всей совокупности специфики ситуации (особенности клиента, стадии процесса консультирования).

Существуют три основных способа решения проблемы:

  1. Дать клиенту то, что он хочет (найти способ достижения цели);
  2. Изменить цель (в процессе консультирования клиент приходит к осознанию того, что истинное его желание заключалось в ином («а я хочу другого»);
  3. Изменить отношение к цели («а мне это на самом деле и не надо»).

В некоторых ситуациях  третий способ – изменение отношения к цели – может стать переходным моментом ко второму способу решения проблемы – изменение цели.

Ошибки консультанта в процессе консультирования

Возможные причины данных ошибок

1.Неправильный вывод  о причинах и механизмах развития проблемы клиента

2.Непонимание специфики  структуры личности клиент и/или  его ресурсов

3.Алгоритм разрешения  проблемы не учитывает личностные  особенности клиента и/или специфику  его жизненного уклада

4.Некорректное поведение  консультанта в процессе консультирования

  • Низкий уровень профессиональной компетенции
  • Ошибочные психодиагностические данные (клиент что-либо скрывает или психодиагностические средства выбраны неверно)
  • контрперенос

 

Некорректное поведение  консультанта может проявляться  следующим образом.

1. Морализирование. Консультант  «сходит» с партнёрской позиции  и предстаёт перед клиентом  в роли «всеведающего гуру», дарующего просветление «заблудшей овце». При этом консультант забывает о том, что «главное для него – объективно выслушать рассказ клиента, помочь ему «исповедаться» и «провентилировать» все стороны своей проблемы. Второе – помочь разобраться в формирующих факторах его личности, которые породили обсуждаемую проблему, и третье – выявить те связи, которые позволят клиенту по-новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими затруднениями» [10].

2.Контрперенос также  может быть отнесён к разновидности  некорректного поведения, поскольку  «не видя» клиента консультант  тем самым «обезличивает» его.  Важно, чтобы консультант регулярно проходил групповую и/или индивидуальную психотерапии с целью предотвращения подобных ситуаций в своей практике. Если  же это произошло, и специалист осознал это, то вполне профессионально отказаться от консультирования, предложив клиенту обратиться к другому специалисту. Истинную причину клиент, безусловно, знать не должен, но специалист всегда может найти для него благовидный предлог: напряжённый график, срочная командировка, проблема клиента вне компетенции консультанта.

3.Самолюбование. Проявляется в игнорировании исповеди клиента и его мнение по поводу причин возникновения проблемы и способов её разрешения. «Желание быть «святее всех» не что иное, как выражение комплекса неполноценности» [10].

4.Демонстрация негативных  реакций. Кроме того, что подобное поведение является нарушением профессиональной этики – это ещё и проявление отсутствия элементарной воспитанности.

Информация о работе Специфика психологического консультирования