Специфика психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Своевременное обнаружение и разрешение психологических проблем имеет большое значение как для общего эмоционального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психосоматических нарушений у населения в целом. С этой целью в нашей стране создаются различные психологические службы, в том числе психологические консультативные центры. Соответственно, достаточно остро стоит вопрос о необходимости комплексной подготовки специалистов данного профиля.

Содержание

Введение…………………………………………………....................3
Глава I Специфика психологического консультирования………..4
.Психологическое консультирование: определение, отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи………………………………………………......................4
.Подготовка консультанта……………………………...........9
.Личностные качества консультанта………………..............9
Глава II Эффективность консультативного процесса……………12
.Факторы, влияющие на успешность консультативного процесса…………………………………………………………...12
.Факторы, снижающие результативность консультативного процесса…………………………………………………………...15
Глава III психологическая консультация как организационная структура………………………………………………………….20
3.1. Требования к помещению и интерьеру консультационного центра……………………………………………………………..20
3.2. Обязанности консультанта и взаимодействие специалистов внутри психологической консультации……………………………………………………..21
3.3. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий (педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов)…………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………….. ……...27
Литература………………………………

Работа содержит 1 файл

Консультирование.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Негосударственное образовательное учреждение

Академия сферы  социальных отношений

НОУ АССО

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему: «Специфика психологического консультирования»

 

 

 

 

 

Факультет: «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка Костромина А.В.

Группы 01-05П

Проверил: ст. преп. Тарнопольский  А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2008г.

 

 

Оглавление

 

 

 Введение…………………………………………………....................3

Глава I Специфика психологического консультирования………..4

    1. .Психологическое консультирование: определение, отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи………………………………………………......................4
    2. .Подготовка консультанта……………………………...........9
    3. .Личностные качества консультанта………………..............9

Глава II Эффективность консультативного процесса……………12

    1. .Факторы, влияющие на успешность консультативного процесса…………………………………………………………...12
    2. .Факторы, снижающие результативность консультативного процесса…………………………………………………………...15

Глава III психологическая консультация как организационная структура………………………………………………………….20

3.1. Требования к помещению  и интерьеру консультационного  центра……………………………………………………………..20

3.2. Обязанности консультанта  и взаимодействие специалистов  внутри психологической консультации……………………………………………………..21

3.3. Взаимодействие психолога  со специалистами смежных профессий  (педагоги, врачи, социальные работники,  представители правоохранительных  органов)…………………………………………………………...23

          Заключение……………………………………………….. ……...27

          Литература…………………………………………..................... 28

Введение

Своевременное обнаружение  и разрешение психологических проблем  имеет большое значение как для  общего эмоционального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психосоматических нарушений у населения в целом. С этой целью в нашей стране создаются различные психологические службы, в том числе психологические консультативные центры. Соответственно, достаточно остро стоит вопрос о необходимости комплексной подготовки специалистов данного профиля.

Выбрав эту тему, я  посчитала её актуальной на данном этапе развития психологии в стране. В нашей стране эта наука относительно молодая и только начинает активно  внедряться во все сферы человеческой жизни, поэтому свою работу я решила посвятить вводным представлениям о ней.

В первой главе «Специфика психологического консультирования»  рассмотрены особенности психологического консультирования: определение, отличие  психологического консультирования от других видов психологической помощи, способы подготовки специалистов данного направления, личностные качества, необходимые консультанту.

Вторая – «Эффективность консультативного процесса» - посвящена  исследованию составляющих элементов, способствующих эффективности психологической  консультации. Отдельно выделены факторы, влияющие на успешность консультативного процесса, и факторы, снижающие его результативность

В третьей главе «Психологическая консультация как организационная  структура» дан материал, посвящённый общим вопросам организации работы психологической консультации, организации индивидуальной работы консультанта, распределению обязанностей между работниками психологической консультации, а также взаимодействию психолога-консультанта со специалистами смежных профессий.

 

Глава I

1.1. Психологическое консультирование: определение, отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи.

В психологической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского  психологическое консультирование определяется как «профессиональная помощь пациенту в поиске решений проблемных ситуаций», где в качестве пациентов «могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора». В словаре Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – как один из видов оказания психологической помощи «в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений» . Нельсон-Джоунс рассматривает психологическое консультирование как психологический процесс, поскольку, с его точки зрения, все консультационные подходы фокусируют внимание на «изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно» [11]. Во втором издании словаря психолога-практика под редакцией Головина С.Ю. психологическому консультированию дано определение как «форме оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми».

Исходя из выше приведённых определений психологического консультирования, можно выделить основные его «приметы»:

    • Психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи;
    • Данная помощь носит практический процессуальный характер;
    • Оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию;
    • Для её реализации необходимо наличие клиента;
    • Присутствие в жизни клиента некого психологического дискомфорта, определяемого им или его ближайшим окружением как проблема;
    • Желание клиента решить данную проблему;
    • Целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов её разрешения;
    • При оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы;
    • Консультация проводится в конфиденциальной обстановке.

Суммируя все выше приведённые составляющие, можно  определить психологическое консультирование как область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической  помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов её разрешения.[8]

Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справится с большинством возникающих в его жизни психологический проблем. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы её разрешения и именно в этом моменте ему нужна помощь специалиста.

Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль. Если при психокоррекции и психотерапии ответственность за результат несёт психолог, то при консультировании основная психокоррекционная работа проводится самим клиентом. И, следовательно, за конечный результат ответственность также лежит на клиенте. Психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы.[12]

Соответственно, специфика  психологического консультирования будет  заключаться в следующем:

    • Во-первых, кратковременность личных контактов клиента со специалистом (одна – три);
    • Во-вторых, эпизодичность данных контактов;
    • В-третьих, практическая завершённость каждой встречи клиента с психологом-консультантом;
    • В-четвёртых, активность клиента в процессе консультирования;
    • В-пятых, в самостоятельных действиях клиента, направленных на разрешение своей проблемы после консультации.

В некоторых случаях  психологическое консультирование может продолжаться более чем три встречи, однако это следует рассматривать как исключение. Необходимость в пролонгированном консультировании может возникнуть при определённых ситуациях. Прежде всего, клиент может обладать определёнными психологическими особенностями, которые не позволяют ему справиться самостоятельно на начальном этапе с разрешением проблемы. К таким особенностям мы можем отнести высокий уровень агрессивности, отсутствие рефлексии, неуверенность. Кроме того, у клиента может оказаться в результате исследования не одна, а несколько проблем. В этом случае решение каждой проблемы может потребовать определённое количество встреч.[4]

В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты  за психологической помощью в консультации, возможно выделить следующие виды психологического консультирования:

    • Индивидуальное консультирование (проблемы личного роста, внутренние конфликты, страхи, психологические травмы, проблемы межличностных отношений);
    • Супружеское консультирование (проблемы взаимоотношений, сексуальные проблемы; состояния до или после развода);
    • Семейное консультирование (проблемы взаимоотношений с настоящими или бывшими (в случае развода) родственниками психолого-педагогические проблемы, проблемы взаимоотношений с детьми);
    • Профконсультирование (выбор профессии, совершенствование способностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, повышение работоспособности);
    • Оргконсультирование (кадровая политика, имидж фирмы, повышение производительности труда, взаимоотношения с партнёрами).

Исходя из количества присутствующих клиентов выделяют следующие  виды консультирования:

    • Индивидуальное;
    • Групповое.

В отдельную группу можно  выделить дистанционные виды консультирования:

    • Консультирование по телефону;
    • Переписка.

Важно помнить, что любое  деление является условным и осуществляется, как правило, для удобства изучения предмета. Поэтому вы не встретите  консультацию, принадлежащую к какому-либо одному из предложенных видов, они находятся  во взаимосвязи. Например: консультирование по личностным вопросам будет одновременно индивидуальным; по вопросам психолого-педагогического характера может быть и индивидуальным, и групповым.

«Чистых» проблем, как  правило, не бывает. Любая проблема представляет собой сложное переплетение.[8]

Исходя из видов проблем, мы можем сделать вывод о ситуациях, в которых люди обращаются за помощью  к психологу-консультанту.

Ситуации

Отношение клиента к  проблеме

Кризисная ситуация

  • Не знают как поступить в данной ситуации
  • Знают как решить проблему, но ищут поддержки

«Хронический» тяжёлый  период

  • Не знают как поступить в данной ситуации
  • Знают как решить проблему, но ищут поддержки
  • Исчерпаны ресурсы для самостоятельного решения проблемы

Состояние эмоционального срыва («последняя капля»)

  • Не знают как поступить в данной ситуации

Психологическое одиночество

  • Стремление к общению
  • Любопытство
  • «бросить вызов»

 

Соответственно, в процессе психологического консультирования специалист должен решить ряд задач:

    1. Изучение личности клиента;
    2. Изучение сути проблемы;
    3. Определение ресурсов клиента для решения проблемы;
    4. Определение цели (как клиент поймёт, что проблемы решена);
    5. Определение алгоритма достижения цели;
    6. Осознание клиентом причин возникновения данной проблемы;
    7. Обучение клиента способам предупреждения подобных проблем в будущем;
    8. Предоставление информации клиенту о его личностных особенностях, сути проблемы.

 

 

 

 

1.2. Подготовка  консультанта.

Консультант должен иметь  законченное высшее психологическое  образование и, желательно, специализацию  по психологическому консультированию.

Если исходить из определения  психологического консультирования в  психотерапевтической энциклопедии под  редакцией Карвасарского Б.Д., то данный вид психологической помощи могут оказывать не только психологи, но и другие представители помогающих профессий. В этом случае предполагается наличие высшего образования и специализации в области психологического консультирования.

К теоретическим компонентам  профессиональной подготовки психолога-консультанта необходимо отнести: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; этапы развития личности и специфику кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов; особенности психологической поддержки на каждом из данных этапов.

Информация о работе Специфика психологического консультирования