Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:27, курсовая работа
Своевременное обнаружение и разрешение психологических проблем имеет большое значение как для общего эмоционального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психосоматических нарушений у населения в целом. С этой целью в нашей стране создаются различные психологические службы, в том числе психологические консультативные центры. Соответственно, достаточно остро стоит вопрос о необходимости комплексной подготовки специалистов данного профиля.
Введение…………………………………………………....................3
Глава I Специфика психологического консультирования………..4
.Психологическое консультирование: определение, отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи………………………………………………......................4
.Подготовка консультанта……………………………...........9
.Личностные качества консультанта………………..............9
Глава II Эффективность консультативного процесса……………12
.Факторы, влияющие на успешность консультативного процесса…………………………………………………………...12
.Факторы, снижающие результативность консультативного процесса…………………………………………………………...15
Глава III психологическая консультация как организационная структура………………………………………………………….20
3.1. Требования к помещению и интерьеру консультационного центра……………………………………………………………..20
3.2. Обязанности консультанта и взаимодействие специалистов внутри психологической консультации……………………………………………………..21
3.3. Взаимодействие психолога со специалистами смежных профессий (педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов)…………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………….. ……...27
Литература………………………………
Министерство образования и науки РФ
Негосударственное образовательное учреждение
Академия сферы социальных отношений
НОУ АССО
Курсовая работа
На тему: «Специфика психологического консультирования»
Факультет: «Психология»
Выполнила: студентка Костромина А.В.
Группы 01-05П
Проверил: ст. преп. Тарнопольский А.А.
Москва
2008г.
Оглавление
Введение…………………………………………………..
Глава I Специфика психологического консультирования………..4
Глава II Эффективность консультативного процесса……………12
Глава III психологическая консультация как
организационная структура………………………………………………………
3.1. Требования к помещению
и интерьеру консультационного
центра…………………………………………………………….
3.2. Обязанности консультанта
и взаимодействие специалистов
внутри психологической
3.3. Взаимодействие психолога
со специалистами смежных
Заключение……………………………………………….. ……...27
Литература…………………………………………....
Введение
Своевременное обнаружение
и разрешение психологических проблем
имеет большое значение как для
общего эмоционального благополучия отдельно
взятой личности, так и для профилактики
возникновения возможных психос
Выбрав эту тему, я посчитала её актуальной на данном этапе развития психологии в стране. В нашей стране эта наука относительно молодая и только начинает активно внедряться во все сферы человеческой жизни, поэтому свою работу я решила посвятить вводным представлениям о ней.
В первой главе «Специфика
психологического консультирования»
рассмотрены особенности
Вторая – «Эффективность консультативного процесса» - посвящена исследованию составляющих элементов, способствующих эффективности психологической консультации. Отдельно выделены факторы, влияющие на успешность консультативного процесса, и факторы, снижающие его результативность
В третьей главе «Психологическая консультация как организационная структура» дан материал, посвящённый общим вопросам организации работы психологической консультации, организации индивидуальной работы консультанта, распределению обязанностей между работниками психологической консультации, а также взаимодействию психолога-консультанта со специалистами смежных профессий.
Глава I
1.1. Психологическое консультирование: определение, отличие психологического консультирования от других видов психологической помощи.
В психологической энциклопедии
под редакцией Б.Д. Карвасарского
психологическое
Исходя из выше приведённых определений психологического консультирования, можно выделить основные его «приметы»:
Суммируя все выше
приведённые составляющие, можно
определить психологическое
Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справится с большинством возникающих в его жизни психологический проблем. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы её разрешения и именно в этом моменте ему нужна помощь специалиста.
Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль. Если при психокоррекции и психотерапии ответственность за результат несёт психолог, то при консультировании основная психокоррекционная работа проводится самим клиентом. И, следовательно, за конечный результат ответственность также лежит на клиенте. Психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы.[12]
Соответственно, специфика психологического консультирования будет заключаться в следующем:
В некоторых случаях психологическое консультирование может продолжаться более чем три встречи, однако это следует рассматривать как исключение. Необходимость в пролонгированном консультировании может возникнуть при определённых ситуациях. Прежде всего, клиент может обладать определёнными психологическими особенностями, которые не позволяют ему справиться самостоятельно на начальном этапе с разрешением проблемы. К таким особенностям мы можем отнести высокий уровень агрессивности, отсутствие рефлексии, неуверенность. Кроме того, у клиента может оказаться в результате исследования не одна, а несколько проблем. В этом случае решение каждой проблемы может потребовать определённое количество встреч.[4]
В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за психологической помощью в консультации, возможно выделить следующие виды психологического консультирования:
Исходя из количества присутствующих клиентов выделяют следующие виды консультирования:
В отдельную группу можно выделить дистанционные виды консультирования:
Важно помнить, что любое деление является условным и осуществляется, как правило, для удобства изучения предмета. Поэтому вы не встретите консультацию, принадлежащую к какому-либо одному из предложенных видов, они находятся во взаимосвязи. Например: консультирование по личностным вопросам будет одновременно индивидуальным; по вопросам психолого-педагогического характера может быть и индивидуальным, и групповым.
«Чистых» проблем, как правило, не бывает. Любая проблема представляет собой сложное переплетение.[8]
Исходя из видов проблем,
мы можем сделать вывод о
Ситуации |
Отношение клиента к проблеме |
Кризисная ситуация |
|
«Хронический» тяжёлый период |
|
Состояние эмоционального срыва («последняя капля») |
|
Психологическое одиночество |
|
Соответственно, в процессе психологического консультирования специалист должен решить ряд задач:
1.2. Подготовка консультанта.
Консультант должен иметь законченное высшее психологическое образование и, желательно, специализацию по психологическому консультированию.
Если исходить из определения психологического консультирования в психотерапевтической энциклопедии под редакцией Карвасарского Б.Д., то данный вид психологической помощи могут оказывать не только психологи, но и другие представители помогающих профессий. В этом случае предполагается наличие высшего образования и специализации в области психологического консультирования.
К теоретическим компонентам профессиональной подготовки психолога-консультанта необходимо отнести: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; этапы развития личности и специфику кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов; особенности психологической поддержки на каждом из данных этапов.
Информация о работе Специфика психологического консультирования