Специфика психокоррекции при задержке психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

Психическое развитие ребенка – сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и другие.

Содержание

Введение. 3
Психологические параметры задержки
психического развития. 5
Психокоррекционные технологии при задержке
психического развития. 8
Заключение. 16
Список использованной литературы. 17

Работа содержит 1 файл

Специфика психокоррекции при задержке психического развития.docx

— 44.37 Кб (Скачать)

Еще один пример подобного  задания – бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, предложения, содержащие от 5 до 16 букв. Слайды каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. На занятии можно использовать как одно задание из этой серии, так 2 и 3. Содержание занятий может меняться в зависимости от возрастных и клинико-психологических особенностей.

В практической психологии предлагается достаточно большое количество психотехник для развития объема внимания.

Недостаточная концентрация внимания проявляется в его неустойчивости, когда ребенок не может длительно сосредоточиться на задании и отвлекается на побочные раздражители. Недоразвитие концентрации внимания может наблюдаться при всех формах ЗПР, но чаще встречается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

Как правило, занятия на концентрацию внимания проводятся индивидуально  или в небольшой группе детей. Необходимо проводить занятия в игровой форме.

Рассмотрим пример такого занятия. Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Перед началом выполнения заданий психолог дает соответствующую установку. Например: «Вот тебе шифровка, ты разведчик и должен как можно быстрее вычеркнуть отдельные буквы. От результата твоей работы зависит очень многое. После быстрого выполнения задания ты должен передать этот бланк своему товарищу, и он должен быстро найти допущенные ошибки».

Такая установка оптимизирует процесс работы ребенка, дает ему  возможность развивать состояние  внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении детьми с ЗПР письменных работ.

В процессе психологической коррекции необходимо использовать упражнения на концентрацию внимания не только в зрительной, но и в слуховой, осязательной и двигательной модальностях. Для коррекции концентрации внимания в слуховой модальности целесообразно использовать арифметические диктанты. Занятия проводятся с небольшой группой детей.

Переключение внимания – это способность ребенка к более или менее легкому переходу от одного вида деятельности к другому. У детей с задержкой психического развития наблюдаются трудности переключения внимания. Для коррекции переключения внимания используются различные упражнения, например, в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Как отмечалось выше, отклонения в развитии памяти являются характерным признаком для всех форм задержки психического развития. Специфика и степень тяжести мнемических нарушений в значительной степени зависит от формы ЗПР.

У детей с психофизическим  инфантилизмом наблюдается: уменьшение объема и скорости запоминания; неумение рационально организовать и контролировать свою работу; преобладание зрительной памяти над слуховой.

У детей с ЗПР соматогенного  происхождения отмечается: недоразвитие кратковременной памяти, что проявляется в снижении скорости запоминания, в медленном нарастании продуктивности запоминания; снижение объема памяти.

У детей с ЗПР церебрально-органического  генеза наблюдаются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции; неумение рационально организовывать запоминаемый материал и контролировать его;  уменьшение скорости запоминания; излишняя тормозимость следов за счет побочных факторов; недоразвитие памяти по модально-специфическому типу (недоразвитие зрительной или слуховой памяти); недоразвитие зрительно-пространственной памяти.

У детей с психогенной  формой ЗПР выраженных нарушений  памяти не наблюдается. Память у них  отличается высокой избирательностью, и продуктивность запоминания в значительной степени зависит от мотивации.

Однако, для всех форм ЗПР есть одна общая особенность – это неумение детей с ЗПР рационально организовывать и контролировать процесс запоминания, а также применять различные мнемотехнические приемы. Главной задачей психокоррекционной работы с детьми с ЗПР является формирование у них специальных приемов запоминания, т. е. развитие логической памяти.

Психокоррекционные занятия  по развитию памяти у детей с ЗПР можно проводить как в групповой, так и в индивидуальных формах. В настоящее время в практике разработано достаточно большое количество мнемотехнических приемов, направленных на стимуляцию и оптимизацию процессов памяти. Для развития слуховой памяти целесообразно использовать упражнения с применением вместо наглядного образца словесное описание или инструкции предлагаемой деятельности. Например, попросить ребенка выполнить конструктивное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т. д.

В качестве мыслительных приемов  запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и т.д.

Опыт подобной работы показывает высокую эффективность коррекционных занятий по формированию мнемических операций для детей с задержкой психического развития. В процессе занятий необходимо учитывать не только уровневые и специфические характеристики памяти ребенка, а также уровень сформированности его мыслительных операций. Занятия следует проводить поэтапно. Обязательным условием эффективности занятий является формирование позитивной установки у ребенка, развитие мотивационной основы его деятельности. Это успешно достигается в процессе игровой ситуации, группового взаимодействия детей.

В зависимости от особенностей развития мышления условно можно  выделить четыре основные группы детей  с ЗПР:

1) Дети с нормальным уровнем развития мыслительных операций, но сниженной познавательной активностью. Это наиболее часто встречается у детей с ЗПР психогенного происхождения.

2)  Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий. (Простой психический инфантилизм, соматогенная форма ЗПР, легкая форма при ЗПР церебрально-органического генеза.)

3) Сочетание низкого уровня продуктивности и отсутствие познавательной активности. (Осложненный психический инфантилизм, выраженная ЗПР церебрально-органического генеза.)

Большинство авторов подчеркивают неоднородность развития мыслительных операций у детей с ЗПР. Все это указывает на необходимость дифференцированного подхода к анализу мышления у детей с учетом формы и степени тяжести ЗПР.

Традиционно выделяют три  уровня развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление характеризуется неразрывной связью мыслительных процессов с практическими действиями. У детей с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, отмечается недоразвитие наглядно-действенного мышления. Психокоррекционная работа по формированию наглядно-действенного мышления должна проводиться поэтапно: формировать у ребенка предметно-практическую деятельность с помощью специальных дидактических пособий, орудийную деятельность (действия со вспомогательными предметами) в процессе специальных дидактических игр и конструирования.

Развитию наглядно-образного  мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.

Для развития логического  мышления можно использовать следующие упражнения:  исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех; придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена.

Как отмечалось выше, нейропсихологический подход к задержке психического развития базируется на концепции А. Р. Лурия о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе.

Для детей с дефицитарностью глубинных структур мозга коррекционная работа должна быть направлена на формирование темповых характеристик психических процессов. Это формирование устойчивости внимания, оптимизация мнемических процессов, развитие двигательных функций.

Для детей с дисфункцией  задних отделов мозга, относящейся  ко второму блоку, коррекционные  занятия должны быть направлены на развитие речевых функций, зрительно-пространственных функций, формирование памяти по модально-специфическому типу (слухоречевой, зрительной, двигательной).

Уже доказана  высокая эффективность групповых форм при нейропсихологической коррекции детей с ЗПР. При формировании группы необходимо учитывать структуру дефекта ребенка, степень его тяжести, а также возрастные особенности. Желательно формировать группу с одинаковой клинической формой ЗПР. Индивидуальную форму работы целесообразно использовать с детьми с выраженной парциальной несформированностью высших корковых функций.

Продолжительность занятий  по нейропсихологической коррекции при индивидуальной форме работы 30-40 минут, при групповой — 40-60 минут.

Особое значение в процессе занятий играет развитие самостоятельности и активности. Это достигается с помощью выполнения домашних заданий, где ребенку предлагается самому придумать задачи и предложить их на занятии.

Заключение.

Итак, важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития. Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. Если же наблюдается недоразвитие зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания, то в данном случае коррекционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов.

В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. В  условиях дизонтогенеза эти механизмы не работают в полную силу. Нормально развивающийся ребенок очень многое усваивает в процессе повседневного общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с задержкой психического развития необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступенькам развития», раскрывая потенциальные возможности маленького человека.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. /Учебное пособие для студентов факультетов психологии/ СПб.: Речь, 2003
  2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция. Метод замещающего онтогенеза. М.: «Академия», 2007 – 474 с.
  3. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
  4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
  5. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. Ростов/Д.: Феникс, 2000. – 576 с.
  6. Мясищев В.Н. Основы общей и медицинской психологии. Изд-во «Медицина», Л., 1968 г.
  7. Овчарова Р. В. Практическая психология образования /Учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов/. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

 

 

 

 


Информация о работе Специфика психокоррекции при задержке психического развития