Специфика психокоррекции при задержке психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

Психическое развитие ребенка – сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и другие.

Содержание

Введение. 3
Психологические параметры задержки
психического развития. 5
Психокоррекционные технологии при задержке
психического развития. 8
Заключение. 16
Список использованной литературы. 17

Работа содержит 1 файл

Специфика психокоррекции при задержке психического развития.docx

— 44.37 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

Специфика психокоррекции при задержке психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

  1. Введение.                                                                                               3
  2. Психологические параметры задержки

психического развития.                                                                        5

  1. Психокоррекционные технологии при задержке

психического развития.                                                                        8

  1. Заключение.                                                                                          16
  2. Список использованной литературы.                                                 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Психическое развитие ребенка  – сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и другие.

Одним из важных звеньев  в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая коррекция. Для успешного осуществления психологической помощи психологу-практику необходима совокупность знаний о способах и средствах проведения психологической коррекции, т. е. овладение многообразными психокоррекционными технологиями, которые, в свою очередь, направлены на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития.

Основной целью психологической  коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических  процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Выделяют шесть основных видов нарушений психического развития у детей: необратимое психическое  недоразвитие (олигофрения), задержанное  психическое развитие (обратимое  — полностью или частично), поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода  нормального психического развития), дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии), искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм), дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

Задержка психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О задержке психического развития можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).

Таким образом, разработка научно обоснованных методов и содержания психолого-педагогической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития может рассматриваться как одно из приоритетных направлений психолого-педагогической коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические параметры задержки

психического  развития.

В детском возрасте замедленный  темп психического развития встречается  значительно чаще, чем психическое  недоразвитие. Обычно задержки психического развития (ЗПР) диагностируются у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу. Задержка психического развития проявляется: в пониженном общем запасе знаний; в ограниченности представлений; в малой интеллектуальной целенаправленности.

При психологическом изучении детей с задержкой психического развития необходимо учитывать клиническую форму ЗПР, так как нарушения познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи, праксиса) при различных клинических вариантах проявляются по-разному. Кроме того, важное место при психологическом анализе структуры психического дефекта, особенно у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, принадлежит нейропсихологическому анализу.

Любая форма ЗПР рассматривается и характеризуется с учетом клинико-психологических проявлений и нейропсихологических особенностей.

 Выделяют четыре формы ЗПР:

  1. Психофизический инфантилизм – относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления, недоразвитие мотивации учебной деятельности, личностная незрелость. Нарушение динамики умственной работоспособности, снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.
  2. Соматогенная форма ЗПР – сформированность психических процессов, астения, раздражительная слабость. Снижение динамики умственной работоспособности, повышенная нстощаемость внимания, уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях.
  3. Психогенная форма ЗПР – при сохранности психических процессов выраженное  снижение мотивации учебной деятельности, снижение продуктивности учебной деятельности   в   связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм). Возможна «иррегулярность» в психическом развитии, неравномерное развитие психических процессов.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза – недоразвитие психических процессов и функций, что приводит к нарушению интеллектуальной продуктивности, частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций. Нарушение умственной работоспособности, недоразвитие     устойчивости, переключения, объема внимания, снижение объема внимания во всех модальностях, недоразвитие ориентировочной основы деятельности, недоразвитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств: внимания, памяти, гнозиса, праксиса.

Учитывая   клинико-психолого-педагогические   параметры, можно выделить четыре основные группы детей с ЗПР:

1.  Дети с относительной сформированностью психических процессов, но со сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР.

2.  Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенной формы и с осложненной формой психофизического инфантилизма.

3.  Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но со сформированной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).

4.  Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается первичная дефицитарность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса, а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психокоррекционные технологии при задержке психического развития.

Важным принципом психологической  коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития. Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррек-ционный процесс должен быть направлен на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

Произвольное внимание как  специфическая высшая психическая функция проявляется у ребенка в способности контролировать, регулировать ход выполнения деятельности и ее результаты. Как уже отмечалось, при всех формах ЗПР наблюдается недоразвитие внимания.

Специальные исследования психологов и педагогов показали, что различные свойства внимания оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения детей по разным предметам. Например, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, а успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, обучение чтению с устойчивостью внимания. Этот факт имеет важное значение в организации психокоррекционного процесса и подбора психотехнических приемов. Например, для формирования распределения внимания детям можно предъявлять тексты, а для развития объема — цифры и математические задачи.

Таким образом, в процессе психокоррекции необходимо учитывать не только форму ЗПР, а также индивидуально-типологические особенности каждого ребенка, но и сам процесс коррекции должен проводиться в контексте деятельности, доступной ребенку (учебная, игровая).

Итак, в работе с детьми с задержкой психического развития необходимо применять методы, направленные на коррекцию внимания, памяти, мыслительных операций, а также нейропсихологическую коррекцию.

Психотехнические приемы, направленные на оптимизацию и стимуляцию внимания у детей с ЗПР, многообразны и использовать их можно не только в процессе занятий с психологом, но также в процессе учебной деятельности. Одним из часто используемых приемов является словарный диктант с комментированием, который могут проводить педагоги на уроке с детьми младшего школьного возраста. Процедура заключается в следующем: ведущий читает каждое слово только один раз; дети могут взять ручки только после прослушивания комментариев; ведущий внимательно следит за тем, чтобы дети не заглядывали в тетради друг к другу. Если ребенок не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке; перед началом работы целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание. Например, для комментированного письма выбрано слово «пересадили»: ведущий читает это слово, а затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. После этого ведущий предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.

Комментированное письмо — достаточно сложная деятельность, этот метод имеет важное диагностическое значение. Успешность выполнения работы и характер допущенных ошибок позволяют психологу судить об организации внимания учащихся при групповом взаимодействии.

Одним из эффективных подходов к развитию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий. Согласно этому подходу, внимание понимается как идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия и оказываются несформированными у детей с задержкой психического развития. Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» и строятся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и т.д.

Важное значение имеет психологическая коррекция свойств внимания, среди которых выделяются: объем внимания, распределение внимания, устойчивость внимания, концентрация внимания, переключение внимания.

Объем внимания – это количество элементов, одновременно воспринятых за один акт восприятия. При зрительной экспозиции объектов в течение 0,1 сек. человек в среднем может воспринимать 5-9 отдельных элементов (букв и т. п.). Недоразвитие объема внимания часто наблюдается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Занятия с детьми можно проводить как индивидуально, так и в группе. Кроме того, ребенку рекомендуются самостоятельные занятия. Упражнения по формированию объема внимания  могут проводиться на цифровом материале, когда психолог показывает ребенку таблицы с числами, и ему нужно как можно быстрее найти в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы, ребенок должен показать их указкой и назвать вслух.

Информация о работе Специфика психокоррекции при задержке психического развития