Специфика организации учебного процесса в различных учебных заведениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:52, отчет по практике

Описание работы

Детский сад является социальным институтом, поэтому для начинающего психолога это хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических задач. Свою практику я проходила в детском саду «Leylek». Целью моей учебной практики являлось ознакомление со спецификой работы воспитателя и психолога в детском саду и особенностями их деятельности. Практика началась и закончилась .
Основные задачи моей педагогической практики были:
- Ознакомление со структурой работы педагогического коллектива;
- Ознакомление с работой психолога в детском саду:
- Изучение видов занятий с детьми, их специфику и типологию, на основе которых строится весь воспитательный процесс в детском саду;
- Изучение взаимоотношения детей в коллективе, с педагогами и родителями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Организация учебного процесса в детском саду…………………………………….4
2. Работа психолога в детском саду……………………………………………………..6
3 Взаимоотношение детей в коллективе и с родителями………………………………8
Заключение………………………………………………………………………………10
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

практика.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Бакинский Центр Инновационных  Технологий

Вид работы

Отчет по педагогической практике

Название дисциплины

 

Тема

Специфика организации  учебного процесса в различных учебных  заведениях.

Фамилия студента

Гусейнова

Имя студента

Нармин

Отчество студента

Фаик гызы

№ контракта

25700080701005

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

 

Направление на практику

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Организация учебного процесса в детском саду…………………………………….4

2. Работа психолога в детском саду……………………………………………………..6

3 Взаимоотношение детей в коллективе и с родителями………………………………8

Заключение………………………………………………………………………………10

Список использованных источников…………………………………………………..11

Приложения……………………………………………………………………………...12

Введение

      Детский сад является социальным институтом, поэтому для начинающего психолога это хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических задач. Свою практику я проходила в детском саду «Leylek». Целью моей учебной практики являлось ознакомление со спецификой работы воспитателя и психолога в детском саду и особенностями их деятельности. Практика началась         и закончилась            .

Основные задачи моей педагогической практики были:

- Ознакомление со структурой работы педагогического коллектива;

- Ознакомление с работой психолога в детском саду:

- Изучение видов занятий с детьми, их специфику и типологию, на основе которых строится весь воспитательный процесс в детском саду;

- Изучение взаимоотношения детей в коллективе, с педагогами  и родителями.

Детский сад — первое образовательное  учреждение на пути развития ребенка. Вместе с семьей, детский сад участвует  в воспитании малыша. Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения. Именно это положение дает основание считать проблемы целенаправленного обучения дошкольников в соответствии с их специфическими возрастными особенностями наиболее актуальными для современного этапа развития как общей, так и дошкольной дидактики.

Основная часть

1 Организация учебного процесса в детском саду

В детском саду «Leylek» функционируют 5 основных групп в соответствии с каждой возрастной группой. Группы комплектованы следующим образом:

1-2-летние – группа  младенцев; 

2-3-летние – младшая  группа;

3-4-летние – средняя  группа;

4-5-летние – старшая  группа;

5-6-летние – дошкольная группа.

Все воспитатели, руководящие  группами, являются высококвалифицированными и опытными специалистами.

Наряду с проведением  обучающих занятий на основании  дошкольной «учебно-воспитательной»  программы Министерства Образования, малышам, воспитывающимся в данном детском саду, проводятся занятия с использованием элементов технологии «Шаг за шагом» и методики «Мантиссори1».

Дошкольное детство  – период интенсивного психического развития, появления психических  новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др. На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями. Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни.

Становление теории дошкольного  образования происходило параллельно  с развитием детской психологии, что способствовало определению следующих характерных особенностей организации обучения дошкольников:

1) «изустный» (В.Ф.Одоевский), «докнижный» (К.Д.Ушинский) характер передачи знаний педагогом детям;

2) личный пример взрослых в различных видах деятельности (рисование, пение, ритмические движения, творческие рассказы и т.д.) как способ активизации умственного воспитания детей;

3) наличие на занятии дидактических пособий, дидактических игр, «сюрпризных моментов», игровых заданий, динамичной и красочной наглядности как средства концентрации внимания, повышения восприимчивости и заинтересованности детей;

4) ознакомление дошкольников на занятиях с окружающей действительностью и овладение элементарными причинно-следственными связями, которые носят программный характер.

В целом сущность целенаправленного воспитания и обучения детей дошкольного возраста заключается в концентрированном отражении социально-культурных потребностей общества и их удовлетворении посредством координации специальным образом организованного и стихийно-жизненного учебно-воспитательного процесса. В педагогике традиционно категория «обучение» рассматривается как самостоятельная и специфичная, отличная от категории «воспитание», однако данное положение не относится к дошкольной дидактике, отличительной особенностью которой является именно интеграция данных понятий и собственно педагогических явлений.

Основными структурными компонентами занятия являются:

А) организация детей, или вводная часть занятия, когда необходимо сконцентрировать внимание детей, возбудить их интерес к предстоящей деятельности;

Б) основная часть занятия, предусматривающая собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность;

В) заключительная часть, связанная с подведением итогов детской деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ.

Чтобы быть эффективными, множественные  цели организации должны быть взаимно  поддерживающими, то есть действия и  решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Для этого педагогическим коллективом проводятся методические разработки пример см приложение А.

2 Работа психолога в детском саду

Психолог в детском  саду — это прежде всего знающий  и глубоко понимающий ребенка  человек, разбирающийся не только в  общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.

Основные функции психолога  в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического  и психического здоровья детей, с  созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Успешность работы психолога в  большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с заведующей и остальным персоналом детского сада. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, его задача — выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для того чтобы приобрести такой авторитет, необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.

Задачи психолога в  детском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т.п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного детского сада и его коллектива, учитывать национальные традиции и местные условия, квалификацию персонала и индивидуальный стиль работы воспитателей, своеобразие детей и их родителей.

Вторая группа задач  значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения каждой группы детского сада определить особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. Результатом такой работы должны стать рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе и по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях — разработки приемов коррекционной работы с детьми.

Особое внимание следует  уделить изучению эмоционально-личностной сферы ребенка, оценить уровень  тревожности, демонстративности, агрессивности, наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций, выявить характер отношений в семье, особенности общения со сверстниками и взрослыми, оценить уровень притязаний ребенка.

Краткое описание различных диагностических методик, а также рекомендуемое распределение их по возрастам (см. приложение Б).

3 Взаимоотношение детей в коллективе и с родителями

Взаимоотношения детей в коллективе.

Психологу следует подсказать воспитателям, какие заманчивые игры и развлечения предложить детям при приеме, как вызвать у детей радостное изумление, чтобы у них возникло желание войти в детское общество. Самое главное заключается в создании атмосферы радости, заботы и внимания, чтобы ребенок почувствовал чуткость и доброжелательность воспитателя и сверстников.

Проблема взаимоотношений  детей в группе детского сада очень  сложна и крайне актуальна. Поэтому важной задачей психолога является диагностика взаимоотношений детей друг с другом.

Довольно часто дети ошибаются, приписывая другим негативное отношение к себе. В этих случаях взрослый может разуверить их, сказав, что такие-то дети относятся к нему хорошо. Узнав об этом, дети обычно смущаются, радуются и тут же пытаются удостовериться в словах взрослого. Соответствующие беседы, правильное поведение психолога и воспитателей могут послужить первым шагом к изменению заниженной самооценки.

Основной путь коррекции  взаимоотношений между детьми —  организация и руководство разными  видами их совместной деятельности и  прежде всего сюжетно-ролевой игрой. Особые симпатии сверстников вызывает тот, кто умеет хорошо и интересно играть, кто в игре инициативен, справедлив, честен и добр.

У некоторых детей  полноценная игровая деятельность самостоятельно не складывается —  в этом случае психологу следует  подсказать педагогу, как можно помочь таким детям. Повышение игровых умений, как правило, благоприятно сказывается на положении ребенка в группе сверстников.

Взаимоотношения детей с родителями.

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и  психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.

Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Часто приходится слышать такое мнение родителей: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела». Расплатой за такую позицию является непоправимо утраченная духовная связь с собственными детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!». Да, безусловно, дошкольное учреждение является одним из сильных факторов развития детей. Одним из многих, но никак не единственным фактором. Родителям об этом забывать никак не стоит. Хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. Анализ поведения малышей дома должен дополняться анализом его поведения в группе, поведения в коллективе. Воспитателю непросто корректировать манеру поведения ребенка, не зная особенностей его домашней жизни. Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного малыша и ради общей пользы должен делиться своим виденьем процесса образования и воспитания с воспитателем.

Информация о работе Специфика организации учебного процесса в различных учебных заведениях