Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:51, контрольная работа
В узком же смысле слова общение — это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы либо потребности. Потребностью называют нужду, необходимость в чем-либо. Осознанные потребности представляют собой интересы человека. Например, потребность в переквалификации вызывает интерес к курсам, где обучают новым специальностям.
Введение
Как «читать» партнера по деловому разговору
О чем говорят жесты и позы
Правила чтения жестов и поз
Как можно повлиять на партнера
Если партнер говорит не то, что думает
Когда принимают решение
Дискуссия
Правила ведения спора
Тактика ведения спора
Виды аргументов
Некорректные приемы или уловки в споре
Как избавиться от агрессивности в споре
Выводы
Список литературы
Содержание
Введение
Выводы
Список литературы
Введение
Специфика делового общения
Обычно общением называют ≪...процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека≫. Из этого определения мы будем исходить в нашем курсе. Общение в широком смысле слова не обязательно означает совместную деятельность. Взаимосвязь, контакт между людьми может реализоваться в понимании, сочувствии, сопереживании, как, например, в дружеских отношениях. Общением можно считать и красноречивое молчание влюбленных, и сцену безмолвного примирения супругов.
В узком же смысле слова общение — это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы либо потребности. Потребностью называют нужду, необходимость в чем-либо. Осознанные потребности представляют собой интересы человека. Например, потребность в переквалификации вызывает интерес к курсам, где обучают новым специальностям.
Поступив на курсы, человек начинает общаться с преподавателями,
слушателями и др. Деловые контакты образуются между людьми, которых связывают интересы какого-либо определенного дела. Деловое общение всегда имеет целевую направленность. В отличие от дружеского, ≪деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности≫. Конечно, при этом деловые отношения не исключают дружеских, и наоборот. Хотя бывает и так, что как только друзья становятся деловыми партнерами, их отношения портятся. И обратное —из деловых отношений вырастает дружба. В повседневной жизни мы окружаем себя теми людьми, которые нам приятны. В деловой — вынуждены общаться с теми, кто нам нужен. Прекрасно, когда это совпадает! Но так бывает далеко не всегда. И если в своей личной жизни мы можем перестать встречаться с приятелем, чем-то рассердившим нас, то в деловом мире контакты не прерываются по принципу ≪не хочу — не буду≫. Хорошим работникам
нередко прощают недостатки характера (замечено, кстати, что это охотнее делают руководители-мужчины).
Важнейшая особенность делового общения состоит
в том, что нужно уметь строить отношения
с разными людьми, добиваясь максимальной
эффективности деловых контактов.
Еще одна особенность делового общения: вступая в деловой контакт, мы должны отчетливо представлять, что партнера по общению интересует прежде всего то, насколько мы ему можем быть полезны. При этом при прочих равных условиях всякий предпочтет того, с кем приятно общаться, кому хочется пойти навстречу. Самое заманчивое для партнера предложение можно ≪провалить ≫ своим хмурым видом или невоспитанностью. Ну, а если самого делового предложения нет? Возьмем характерную ситуацию: молодая симпатичная женщина приходит по объявлению о проведении конкурса на должность, связанную с работой с людьми. Ее спрашивают: ≪Почему вы пришли к нам?≫ Она доверительно, с приятной интонацией и милым выражением лица рассказывает: ≪Я на своей работе так мало получаю! Живу одна с ребенком, муж давно алименты не платит. Я уже даже газеты не выписываю. Покупаю только иногда. Вот как раз купила, а там ваше объявление≫. ≪А работой с людьми вам приходилось заниматься?≫ —≪Да нет, но, я думаю, попробую, может и получится. Все равно у нас на работе должно быть сокращение, боюсь, и меня сократят≫.
Результат такой презентации нетрудно предсказать. Понимание специфики делового общения приводит к мысли о том, что ему нужно учиться.
Образование приобретается чтением
книг, но другое, более важное образование
— знание мира — приобретается
только чтением людей и
изучением их различных изданий.
Ф. Честерфилд
(английский писатель XVIII в.)
Процесс общения наряду с речью обеспечивают и другие формы невербальной коммуникации: жесты, мимика, интонация, взгляд, расположение партнеров в пространстве. Иногда интонация приходит в противоречие со значением слова, и именно по ней мы определяем смысл сказанного. Так же внимательно следует относиться и к другим невербальным формам передачи информации в общении.
Наблюдение за партнером
Целенаправленным наблюдение за человеком становится тогда, когда знаешь:
1) на что следует обратить внимание;
2) что это может означать;
3) что из этого следует.
Вывод можно делать на основе комплексного наблюдения за внешним видом партнера и его поведением. Полезно вырабатывать в себе осознанную и направленную наблюдательность, и тогда вам многое расскажут о человеке его осанка, поза, походка, жесты, голос и выражение лица.
Осанка человека определяется привычным положением корпуса. Она может быть прямой, сутуловатой, гордой и т.д. и зависит от рода занятий человека, его отношения к спорту и внутреннего состояния: уверенности в себе, самодовольства или, наоборот, растерянности, подавленности и т.п. О многом может сказать и поза. Человек, чувствующий свою зависимость, неуверенность в себе, стремится занять как можно меньше места в пространстве, сидит на стуле согнувшись. Совсем не такая поза у того, кто чувствует себя хозяином положения. Бальзак назвал походку ≪физиономией тела≫. Походка
может быть уверенной, начальственной, упругой, спортивной, прыгающей, шаркающей, неуверенной, виноватой и т.д. Она также зависит от профессии человека, его культурного уровня, занятий спортом. В ней отражаются и физическое самочувствие, настроение. По походке судят и о характере человека: спокойном или порывистом, самолюбивом или застенчивом и т.д.
Развязные жесты не свидетельствуют о большой культуре. Но в отдельных случаях они могут быть вызваны смущением. Скупые жесты наблюдаются у спокойных, уравновешенных людей с флегматичным темпераментом. К такой жестикуляции обязывает и солидная должность. Бурная жестикуляция характерна для холериков. При эмоциональном возбуждении, смущении или беспокойстве у любого человека жес- ты иные, чем в спокойном состоянии.
Голос как один из компонентов облика значительно дополняет образ собеседника. По голосу можно определить возраст, в большинстве случаев и физический тонус человека, его настроение. В звучании голоса отражаются радость, сомнение, недовольство, обида, решительность, неуверенность и т.д. По речи можно судить о социальных корнях человека, его воспитании, культуре, профессии. ≪Выдает≫ произношение слов, ударение, длина фраз, конструкции предложений, выбор лексики.
Выражение лица, так же как и взгляд, отражает состояние человека и его настроение. По выражению лица можно судить и об отношении собеседника к
вам: оно может быть приветливым и отчужденным, признательным или недовольным и т.д. О важности наблюдения за выражением лица писал в свое время А.С.Макаренко: ≪Можно и нужно развивать зрение, просто физическое зрение... Нужно уметь читать на человеческом лице... Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений≫.
К.Г.Паустовский советовал: для того чтобы развить в себе это умение, нужно пытаться мысленно написать красками портреты незнакомых и знакомых людей. ≪И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах людей и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому≫.
Наконец, манера одеваться отражает отношение человека к себе и окружающим. Есть выражение: ≪Костюм— это Я-концепция, которую мы носим на себе≫.
Жесты, позы, мимика, являясь невербальными средствами общения, могут дополнять смысл слов, делать их более выразительными, заменять слова, противоречить им, заполнять паузы. Среди жестов и поз выделяют жесты-эмблемы, имеющие определенное значение, специфичные для каждой страны3. Они используются для выражения физического и душевного состояния например, в славянской культуре поднятый большой палец — ≪все отлично≫, указательный палец правой руки слева направо под подбородком — ≪сыт по горло≫); регуляции межличностных отношений (жесты приветствия, прощания, извинения), оценки чего-либо (когда указательный палец правой руки вкручивается в висок, люди разных национальностей понимают
это, как фамильярный жест ≪ты что, того...≫). Если же значения жестов не совпадают, могут наблюдаться курьезные случаи. Русский бизнесмен, гостивший в Японии, желая показать хозяину, что он наелся, сделал вышеописанный жест (≪сыт по горло≫). TOT побледнел и опустился на стул. В японской культуре этот жест означает ≪Вы уволены≫, и японец решил, что русский сообщает ему плохую новость. Среди других жестов,сопровождающих общение, выделяют:
• иллюстративные жесты, которые изображают содержание и ход наших мыслей, например: ≪такой огромный≫, ≪с другой стороны≫ и т.п., обилие таких жестов не свидетельствует о высокой языковой культуре человека;
• жесты-регуляторы поведения: ≪встаньте≫, ≪идите сюда≫, ≪прошу вас пройти≫ и т.д.;
• дирижирующие жесты— сопровождают речь плохих ораторов, которые вынуждены помогать себе руками (≪пилят≫, ≪рубят дрова≫, ≪ввинчиваютлампочку≫).
Аудиторию это забавляет или усыпляет;
•ораторские жесты— направлены на возбуждение определенных чувств аудитории, например: ≪поймите меня≫, ≪я к вам взываю≫ и т.п. Такие жесты
были распространены в патетических речах;.
• аффективные жесты. — выражают эмоциональное состояние человека, его отношение к происходящему (жесты радости, открытости, искренности или смятения, беспокойства, недоверия). Жесты, вы ражающие внутреннее состояние человека, как пра вило, не контролируются.
По мнению ряда исследователей (А.Пиз, Д.Ниренберг, Г.Калеро и др.), большинству людей свойственно выражать свое внутреннее состояние сходным
образом, так что можно признать существование особого языка поз и жестов. Понимание этого языка и называют ≪чтением≫ партнера. За исключением
жестов-эмблем, жесты не однозначны, поэтому выражение ≪язык жестов≫ весьма условное. Тем не менее жесты и поза действительно несут информацию, и ее можно научиться понимать. Для овладения языком жестов нужно время. Поможет наблюдение за поведением других людей в общественных местах, просмотр телепередач без звука, контроль за собственными жестами и позами.
Есть люди, наделенные особым талантом управления своим телом (актеры, политики, аферисты).
Стараться подделать язык тела не нужно, но полезно использовать положительные, открытые жесты для создания благоприятной атмосферы общения с деловым партнером. Кроме того, во время проведения делового разговора важно представлять, каково отношение к вам партнера и каковы его намерения, чтобы вовремя повлиять на его решение.
По
отношению к вам может
или обратное отношение. Партнер может находиться в затруднительном положении или лгать. Он может прийти к положительному или отрицательному
решению по интересующему вас вопросу. Обо всем этом расскажет положение его головы, корпуса, рук и ног, мимика, что иллюстрирует рис. 6.__
Приступая к изучению языка телодвижений, следует помнить, что между конкретной позой или жестом человека и его внутренним состоянием не во всех случаях есть прямое соответствие. Чтобы не дотить ошибки,рекомендуется помнить правила чтения жестов и поз, которые сводятся к следующему.