Специальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

С точки зрения 3.И. Калмыковой, основным критерием обучаемости является "экономичность" мышления: краткость пути в самостоятельном выявлении и формулировании ребенком некоторых закономерностей в новом учебном материале в ходе его усвоения. В более узком смысле слова обучаемость - это величина и темп прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или иных обучающих воздействий.
При этом в качестве критериев обучаемости выступают:

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Характеристики обучаемости ребенка……………………………..4
Методы исследования обучаемости………………………………..8
Заключение……………………………………………………………….18
Список литературы ………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Специальная психология.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

     Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь  на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах.

     При этом в качестве критериев обучаемости  выступают:

     1) количество дозированной помощи, в которой нуждается обучаемый (со стороны экспериментатора или педагога);

     2) возможность переноса усвоенных  знаний или способов действия  на выполнение аналогичного задания.

     В качестве показателей обучаемости  учитываются следующие характеристики интеллектуальной деятельности ребенка:

     1. Потребность в подсказке.

     2. Затрата времени на нахождение  принципа аналогии фигур.

     3. Виды ошибок с анализом их  источников.

     4. Количество необходимых ребенку  упражнений.

     Особенное значение для повышения уровня обучаемости  имеет формирование на определенных, сенситивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной) [6]. 
 

 

      Список литературы 

     
  1. Развитие  мышление и умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н.Н.Поддъякова/ Москва, 2005г.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 2002., кн.1.
  3. Веденов А.В. Воспитание воли в процессе учебной деятельности. М., 2007.
  4. Кондратенко Т.Д., Котыло В.К., Ладывич С.А. Обучение старших дошкольников. – Киев, 2006.
  5. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения. Антонова Г.П. Икунина З.И. //Вопросы психологии, 2009, №2.
  6. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // В кн.: З.И.Калмыкова (Ред.) Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 2005.
  7. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд. Моск. ун-та, 2006.
  8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 2006.
  9. Методы возрастной и педагогической психологии/ http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/2.html

Информация о работе Специальная психология