Специальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

С точки зрения 3.И. Калмыковой, основным критерием обучаемости является "экономичность" мышления: краткость пути в самостоятельном выявлении и формулировании ребенком некоторых закономерностей в новом учебном материале в ходе его усвоения. В более узком смысле слова обучаемость - это величина и темп прироста эффективности интеллектуальной деятельности под влиянием тех или иных обучающих воздействий.
При этом в качестве критериев обучаемости выступают:

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Характеристики обучаемости ребенка……………………………..4
Методы исследования обучаемости………………………………..8
Заключение……………………………………………………………….18
Список литературы ………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Специальная психология.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

     Третью  группу составляют методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

     Четвертая группа — интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы. Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Структурный метод определяет «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

     Любое психологическое исследование имеет  несколько общих этапов. Первый — подготовительный. Собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу — предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе. Второй — набор данных исследования. На этом этапе путем применения разных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи. Для сбора данных используются, как правило, несколько методов в их сочетании. Третий этап — обработка данных. Проводится количественный и качественный анализ данных исследования, который дает возможность выявить существующие связи и закономерности. В обработке материала выделяют следующие моменты: первичный анализ (анализ каждого отдельно зафиксированного факта); первичный синтез (установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой); сравнительный (вторичный) анализ (выделение тех фактов, которые устойчиво повторяются); вторичный синтез (объединение этих факторов, сопоставление их с гипотезой и нахождение существенных закономерностей). Четвертый этап — интерпретация, истолкование полученных данных на основе психологической теории.

     Исходный  момент комплексной работы по определению  индивидуально-психологических характеристик личности — набор первичной информации о личности, поведении и деятельности диагностируемого субъекта. Основными методами, принятыми в современной психологии для решения этой задачи, являются наблюдение и тестирование. Напомним известные в современной психологической науке рекомендации по практическому применению этих методов.

     Под наблюдением понимается целеустремленное и планомерное восприятие объекта наблюдения с последующей систематизацией фактов и осуществлением выводов. Педагогическая наблюдательность включает два взаимосвязанных компонента: перцептивный и эмпатийный. Целенаправленное восприятие учителя, составляющее основу перцептивного компонента наблюдательности, требует определенной тренировки и предполагает тонкую дифференцировку выразительных движений лица, пантомимики школьников, т.е. «анализирующее наблюдение», которое всячески поощрял в своей педагогической деятельности А.С. Макаренко.

     Эмпатия, как известно, характеризуется способностью к отображению внутреннего мира другого человека, его мыслей и чувств. Понимание и «эмоциональная сопричастность» — не только результат мышления или переживаемых чувств, но одновременно и результат наблюдений. Именно поэтому при характеристике и развитии педагогической наблюдательности в качестве одного из компонентов надо рассматривать способность к эмпатии. Учитель должен уметь становиться на точку зрения учащегося, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в деятельности ученика, понимать, как он воспринимает конкретную ситуацию. Наблюдение служит тем источником, через который учитель может получить знания, необходимые для подобного отражения. В качестве самоконтроля правильности познания мира другого человека могут служить рефлексивные суждения. Следует подчеркнуть, что метод наблюдения — главный и наиболее доступный для учителя. Кроме того, он обеспечивает не только сбор и фиксирование наблюдаемых фактов, но и анализ причин, их порождающих.

     Отдавая должное возможностям наблюдения, особенно в деятельности учителя, следует  иметь в виду, что на протяжении уже многих десятилетий в международном опыте наиболее цивилизованных стран широко и эффективно использовалось тестирование.

     Тестирование — это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование — в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор — в связи с темпом роста и усложнением производства; в) психологическое консультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик. Сам процесс тестирования может быть разделен на следующие этапы:

     1) выбор теста с учетом цели и степени его достоверности;

     2) его проведение определяется  инструкцией к тесту;

     3) интерпретация результатов. На  всех трех этапах нужен профессионализм,  участие или консультация психолога.

     Тест (англ. test — проба, испытание, проверка) - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных или качественных индивидуально-психологических различий.

     Существуют  разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться:

     1) по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты практические;

     2) по формам процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные;

     3) п о направленности — на тесты интеллекта и тесты личности;

     4) в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности;

     5) тесты различаются также по  принципам конструирования, например, в последние десятилетия активно разрабатываются компьютерные тесты.

     Проективные методы (лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Проективные методы — совокупность методик целостного изучения личности (что является для некоторых авторов основанием рассмотрения их как одной из форм личностных тестов). Они основываются на психологической интерпретации результатов проекции, под которой в данном случае понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Личность «проецирует» себя тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы.

     Различают следующие группы проективных методик:

     1) конститутивные - структурирование, оформление  стимулов, придание им смысла (например, пятна Роршаха);

     2) конструктивные — создание из  оформленных деталей осмысленного целого (например, тест Мира);

     3) интерпретативные — истолкование  какого-либо события, ситуации (тест тематической апперцепции);

     4) катартические — осуществление  игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама);

     5) экспрессивные — рисование на  свободную или заданную тему (например, методика;

     6) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (пример: выбор цвета в методике Люшера);

     7) аддитивные — завершение предложения,  рассказа, истории (например, разные  варианты завершения предложения).

     Особого внимания заслуживает специфика реализации в возрастной и педагогической психологии методологических принципов психологического исследования — принципов детерминизма, единства психики и деятельности, объективности и развития (их содержание раскрыто в курсе обшей психологии). При раскрытии содержания принципа детерминизма следует обратить внимание на специфику причин психического развития:

     а) показать особую роль обучения и воспитания в процессе формирования личности;

     б) рассмотреть степень сформированности головного мозга ребенка и  его нервной системы в целом, а также уровень психического развития на каждом возрастном этапе;

     в) учесть влияние предыдущих этапов психического развития на последующие.

     При реализации принципа единства психики  и деятельности учесть:

     а) связь психического развития ребенка и ведущей деятельности на определенной стадии его развития;

     б) фактическую трансформацию этого  принципа в принцип изучения детей  в процессе их обучения и воспитания;

     в) необходимость изучения поведения  и деятельности ребенка в рамках трех ее типов - ведущей, зарождающейся новой, более прогрессивной и сохраняющейся «прошедшей» формы деятельности.

     Содержание  принципа объективности в возрастной и педагогической психологии также включает ряд моментов:

     а) при сравнении детей по уровню психического развития и особенностей формирования личности ребенка (школьника) учитывать социально-экономические, исторические, этнопсихологические различия;

     б) при исследовании эффективности  новых методов обучения и воспитания, резервов психического развития обеспечивать максимально возможную эквивалентность экспериментальной и контрольной групп;

     в) методики исследования должны строиться  в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания в конкретном возрастном периоде.

     При реализации принципа развития необходимо:

     а) иметь полное, разностороннее и глубокое знание психических особенностей возраста, предшествующего изучаемому;

     б) иметь четкое представление о  главных тенденциях развития на последующих  возрастных ступенях;

     в) создавать условия для определения  актуального уровня развития и «зоны ближайшего развития» ребенка, т.е. его потенциальных возможностей.

     Специфические требования предъявляются и к  конкретным методам исследования развития, деятельности и индивидуально-психологических  особенностей личности ребенка (школьника). Рассмотрим на примере использования эксперимента как одного из ведущих методов. При организации экспериментального исследования следует выполнить следующие требования:

     а) заманчивость деятельности, выполняемой  ребенком;

     б) кратковременность экспериментальной процедуры;

     в) постоянство стимульного материала  по содержанию на протяжении нескольких возрастных периодов;

     г) легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в  эксперименте деятельности;

     д) возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или хотя бы видимостью удачи.

     И чем младше ребенок, тем эти требования жестче.

     Завершая  тему работы о задачах и методах возрастной и педагогической психологии можно привести высказывание видного отечественного психолога Б.М.Теплова о том, что «объяснение в психологии включает в себя:

     1) соотношение субъективного образа  с той объективной реальностью, которая является объектом отражения;

     2) установление нервных механизмов  процесса отражения;

     3) выяснение зависимости явлений сознания от тех общественных условий, которыми они определяются, и от той объективной деятельности, в которой выражается бытие человека».[9] 

 

      Заключение  

     Сформулируем  основные выводы по проделанному исследованию.

     Процесс распознавания особенностей состояния объекта называется диагностикой. В медицине таким объектом является человек. Главная задача диагностики состоит в выявлении отклонений от средненормальных показателей.

     Дифференциальная  диагностика  позволяет устанавливать окончательный, т.е. клинический, диагноз.

Информация о работе Специальная психология