Сознание как высший уровень психики,

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 01:16, контрольная работа

Описание работы

И. П. Павлов, комментируя случай, когда обезьяна, чтобы достать висящий высоко плод, построила из валявшихся на полу ящиков вышку, хотя никогда не видела, как что-нибудь подобное сооружают, писал, что это условным рефлексом уже назвать нельзя, что это есть начало образования знания. Описанные действия обезьяны свидетельствуют о зачатках элементарного мышления у высших животных, которое явилось предпосылкой возникновения человеческого сознания.

Однако “мышление” человекообразных обезьян обладает рядом специфически животных признаков, четко обозначающих эволюционный барьер между самыми “умными” животными и человеком. Всякое, даже наиболее сложное интеллектуальное поведение животных сохраняет свою связь с биологическими мотивами, определяется непосредственно воспринимаемыми стимулами или следами прошлого опыта и не может осуществляться, абстрагируясь от них.

Содержание

1. Сознание как высший уровень психики, его структура

2. Опишите формы переживания чувств
3. Социально-психологическая характеристика групп по уровню их развития

4.Опишите методику определения психологической характеристики темперамента. Используя данную методику, дайте психологическую характеристику своему темпераменту

5. Ситуационная задача

6. Практическая задание

6.1.Выполнить методику по выявлению темперамента Айзенка

6.2. Выполнить методику «Формула темперамента» А. Белова
6.3 Выполните тест «Психогеометрическая типология»

6.4.Выполнить методику «Уровень притязаний»

6.5.Выполнить методику « Направленность личности»

6.6. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 147.50 Кб (Скачать)
l type="DISC">
  • общественное мнение (коллективные взгляды, установки, суждения);
  • социальные чувства и коллективные настроения;
  • коллективные привычки, обычаи, традиции;
  • различные явления, возникающие в процессе взаимообщения людей (взаимные оценки, требования, авторитет).
  •      Психология  группы очень сильно влияет на поведение  людей в группе.

         От  того как члены коллектива проявляют  себя в труде, общении и познании, складывается характер межличностных отношений в коллективе, формируются групповые интересы, нормы поведения, создается общественное мнение о коллективе (дружный, инициативный, склочный и т.п.).

         Основными социально-психологическими характеристиками коллектива можно считать его информированность, дисциплинированность, активность, организованность и сплоченность.

         1. Информированность является одним из основных условий сознательного поведения человека в соответствии с его целями и состоянием коллектива. От уровня информированности коллектива зависят результаты работы членов коллектива и всего коллектива.

         Хорошо  организованная информация, адресованная всем и доходящая до каждого, делает человека сопричастным к жизни коллектива, к его целям. В таких случаях  меньше остается равнодушных, пассивных работников. Гласность и сближение экономических интересов всех членов коллектива повышает стремление работающих к участию в управлении коллективом. Никакой руководитель не может рассчитывать на поддержку коллектива, если он не использует или слабо использует все каналы информации - устные и печатные.

         2. Дисциплина – это установленный  порядок поведения людей, отвечающий  существующим в коллективе нормам  морали и права. Она позволяет  регулировать поведение в коллективе  и обеспечивать согласованность действий внутри него.

         Дисциплинированность  личности в коллективе – это прежде всего показатель социального развития и ответственности человека, его  отношения к работе. Высокое сознание и понимание своей роли в коллективе определяют добросовестное отношение к выполняемой работе.

         Соблюдение  дисциплины (производственной, общественной, бытовой) предполагает обязательное установление и выполнение людьми определенных норм (правовых, технологических, моральных) и правил поведения. Степень установленности  этих норм и правил прямо влияет на качество выполнения тех или иных производственных и социальных функций. Способы поддержания дисциплины бывают самые разнообразные: прямое государственное и должностное вмешательство, общественное мнение, личная сознательность людей. Формами общественной дисциплины является мораль, а также обычаи, нравы, традиции.

         3. Под активностью понимается деятельность, которая совершается личностью  не столько в силу необходимости  выполнения служебно-должностных  обязанностей, сколько как свободное самовыражение. В этом случае активность личности есть стремление к удовлетворению потребности в труде и познании.

         Человек стремится полнее реализовать и  раскрыть свои способности и наклонности, и этим осуществляется его всестороннее, целостное развитие как личности. Степень проявления активности и развития инициативы человека в значительной мере зависит от того, действует ли он наедине с собой или в условиях прямого контакта с другими членами коллектива. И чувства, и моральное состояние, и сознательная активность человека на людях заметно отличаются от его поведения в одиночестве. Отношение людей к труду, их производственная и общественная активность находятся в прямой зависимости от характера взаимоотношений руководителя и коллектива и внутри коллектива.

         4. Организованность обеспечивается  четким определением и упорядочением  функций, прав и ответственности  членов коллектива. Она проявляется  в характере реакций данного  коллектива на изменения внешней  среды, на внутреннюю и внешнюю  информацию. От организованности трудового процесса зависит отношение работников к труду и состояние трудовой дисциплины.

         Руководителю  легче работать в высокоорганизованном коллективе, но для создания такого коллектива от руководителя требуются  большие усилия и высокая квалификация. Дело в том, что на организованность коллектива влияет очень много объективных и субъективных факторов: и ролевая особенность личности, и общее состояние дисциплины в коллективе, и другие. Но даже идеально организованный коллектив (в его формализованном виде) в процессе его работы испытывает сбои в силу ролевых особенностей его членов как субъектов труда, общения и познания.

         Для укрепления функциональных (технологических) связей в коллективе нужно учитывать  интересы членов коллектива и использовать экономические и социальные методы воздействия.

         5. Сплоченность – это психическое  образование, которое объединяет  всех членов коллектива в их  совместной деятельности и создает  целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов  коллектива друг к другу и  к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива.

         Необходимость движения к общей цели предполагает наличие определенной общности взаимодействия между членами коллектива. И если общность цели и взаимодействие захватывают  всех членов коллектива, если они вовлекаются в процесс движения, то за бортом остаются многие неурядицы, личные неприязни, антипатии и т.п.

         У сплоченного коллектива меньше проблем  в общении, меньше напряженности  и недоверия. Ненормальные межличностные и межгрупповые отношения внутри коллектива, несправедливое распределение работ между членами коллектива, недостатки в способах начисления зарплаты, в использовании материальных и моральных стимулов, в ритмичности производства и т.д. снижают сплоченность коллектива, приводят к конфликтам внутри коллектива.

         На  состояние сплоченности коллектива большое влияние оказывает психическая  совместимость его членов. Под совместимостью понимается степень сочетания в коллективе личных качеств его членов. Потенциальным отрицательным последствием высокой сплоченности является групповое единомыслие, когда из-за чувства солидарности снижается активность деятельности отдельных членов коллектива. Обеспечение психологической совместимости достигается в первую очередь правильным подбором кадров. Руководитель может укрепить сплоченность, делая упор на глобальные цели коллектива, показывая вклад коллектива в общую цель фирмы. Совокупность социально-психологических характеристик дает представление о состоянии коллектива, которое называется моральным климатом коллектива. Для оценки морального климата коллектива можно использовать такие косвенные показатели, как сведения о текучести кадров, качестве изготовляемой продукции, результативности труда и т.п.

         Благоприятный моральный климат коллектива – непременное  условие его работоспособности и развития. Дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности, четкость организации и согласованность усилий работников – вот те резервы, которые позволяют повысить эффективность трудовой деятельности коллектива. 

    4. Опишите  методику определения психологической характеристики темперамента. Используя данную методику, дайте психологическую характеристику своему темпераменту 

         Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п

         Среди многочисленных методик определяющих  тип темперамента следует отменить: Энергетические теории темперамента. Новый подход В.Вундта, Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова, Тест-опросник Г. Айзенка для диагностики свойств и типа темперамента, Опросник «Исследование психологической структуры темперамента» Б.И. Смирнова, Опросник Х. Смишека «Диагностика типов акцентуации черт характера и темперамента по К. Леонгарду.

         Для определения своего типа темперамента я выбрал методику В.М.Русанова

           Инструкция. Структура Темперамента  используется для диагностики  свойств «предметно-деятельностного»  и «коммуникативного» аспектов  темперамента. Состоит из 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов.

         Опросник  содержит следующие шкалы и ключи :

         1. ШКАЛА - ЭРГИЧНОСТЬ

         Ответ «да»– вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.

           «нет» – вопросы 27, 83, 103.

         2. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ  ЭРГИЧНОСТЬ

         «да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.

         «нет» - 3, 34, 74, 90, 105.

         3. ШКАЛА - ПЛАСТИЧНОСТЬ

         «да» - 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.

         «нет» – 54, 59.

         4. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ  ПЛАСТИЧНОСТЬ

         «да» - 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.

         «нет» -31, 81, 87, 93.

         5. ШКАЛА - ТЕМП

         «да» - 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.

         «нет» – 29, 43, 70, 94,

         6. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНЫЙ  ТЕМП

         «да» -24, 37, 39, 51, 42, 92.

         «нет» - 5, 10, 16, 56, 96, 102.

         7. ШКАЛА - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

         «да» - 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

         8. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

         «да» - 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

         9. ШКАЛА-«К»

         «да» - 32, 52, 89.

         «нет» - 12, 23, 44, 65, 73, 82.

             1. Я часто испытываю потребность в движении.

        2. Я не ищу новых решений известных проблем.

        3. Я постоянно хочу приобретать  новые знания.

        4. В свободное время я с удовольствием  занимаюсь физическим трудом.

        5. Я быстро считаю «в уме».

        6. Я сильно переживаю, когда сдаю  экзамен менее успешно, чем  ожидал(а).

        7. Я предпочитаю уединение большой компании.

      8. Мне легко  одновременно выполнять несколько  дел, например смотреть телевизор и читать.

        9. Мне легко выполнять умственную  работу, требующую длительного внимания.

        10. Я переживаю, когда выполняю  задание не так, как следовало  бы.

        11. Я — легок на подъем.

      12. Я огорчаюсь,  когда обнаруживаю свои ошибки  при выполнении интеллектуальной  работы.

        13. Я легко переключаюсь с одного  дела на другое, занимаясь ручной  работой.

        14. Я быстро решаю арифметические  задачи.

        15. Я без труда включаюсь в  разговор.

        16. Я — подвижный человек.

        17. Я устаю от длительной умственной  работы.

        18. Я легко переключаюсь с решения  одной проблемы на другую.

        19. Я предпочитаю быструю ходьбу.

        20. Моя речь медленна и нетороплива.

        21. Я часто высказываю свое мнение, не подумав.

        22. Я огорчаюсь, если мне не  удается что-то смастерить самому(ой).

        23. Я люблю интеллектуальные игры, в которых требуется быстрое  принятие решения.

        24. Я испытываю неудобство из-за  того, что у меня плохой почерк.

      25. Я часто  испытываю опасение оттого, что могу не справиться с.работой, требующей умственного напряжения.

        26. Я — ранимый человек.

        27. Я неохотно выполняю срочную  умственную работу.

      28. Я часто  не могу заснуть оттого, что  мне не удается найти решение  какой-либо проблемы.

    Информация о работе Сознание как высший уровень психики,