Сознание как высшая ступень развития психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:18, контрольная работа

Описание работы

Поразительный феномен жизни, самое удивительное сокровище мира – это мыслящий разум. Он принадлежит своему носителю – человеку, составляя неотъемлемое свойство его мозга. Вместе с тем с помощью разума человек «выходит» за пределы самого себя, за пределы своего внутреннего мира, проникает в прошлое и грядущее – в то, чего уже или еще нет, вторгаясь в дали космоса и глубины микромира, куда еще не может проникнуть физически.

Содержание

1. Введение………………………………………………3 - 4
2. Понятие сознания в психологии…………………….4 - 5
3. Историческое развитие сознания у человека……....5 - 7
4. Развитие сознания…………………………………..7 - 10
5. Функция сознания…………………………………11 - 13
6. Теория сознания…………………………………...13 - 15
7. Нарушения сознания………………………………15 - 16
8. Заключение…………………………………………17 - 18
9. Список литературы……………………………………..19

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Дошкольный возраст (3 – 7 лет) характеризуется  появлением сюжетных игр, способствующих овладению социальными взаимоотношениями  мира людей. Происходит формирование творческого воображения и способность произвольно управлять своим поведением.

Младший школьный возраст (7 – 12 лет) – это новый этап развития психики ребенка. Система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но со сверстниками. Появились обязанности перед обществом, от которых зависит его будущее, его место в социуме. Особенно интенсивно происходит развитие мышления, речи. В процессе обучения начинается развитие личности. Исключительно важную роль играет коллектив. Происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую».

Подростковый возраст  и начало юности (13-14 до 17-18 лет) – дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. Ребенок все больше включается в жизнь общества, начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

В последующий период жизни у человека происходит целенаправленное развитие определенных психических функций, которые являются более значимыми для основного вида деятельности конкретного человека. Это возможно в связи с тем, что эти функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.

В процессе этого развития благодаря разнообразным формам деятельности, в том числе манипулированию предметами на ранних этапах развития и детским играм, происходит формирование сознания будущего члена человеческого общества.

Функция сознания.

    Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

  Простейшей формой сознания, без всякого сомнения, следует признавать то состояние, когда еще не выработано ни одного более или менее ясного представления, когда лишь существует неясное безотносительное чувствование собственного существования.

знание бессознательное идеальное 

Более сложным является сознание в том случае, когда в  нем присутствуют уже те или другие представления . В этом случае наиболее элементарной формой сознания следует признавать ту, при которой в сознании присутствует главным образом одна группа представлений о "Я", как субъекте, в отличие от "не Я", или объекта, из которой вырабатывается так называемое самосознание, иначе говоря, то состояние сознания, когда в нем присутствует или что все равно - каждую минуту может быть вызван ряд представлений о положении собственного тела, о движении его членов и пр.

Следующей по сложности  формой сознания является сознание пространства, т.е. то состояние сознательной сферы, когда человек может уже создавать пространственные представления об окружающем его мире. На основании этих пространственных представлений он и получает возможность ориентироваться относительно окружающей обстановки.

Несколько более сложной  является та форма сознания, когда человек улавливает уже последовательность внешних явлений, благодаря чему вырабатывается сознание времени.

Дальнейшую по сложности  степень сознания представляет сознание своей личности, иначе говоря, то состояние сознания, когда в его сферу могут быть введены те ряды представлений, которые составляют, так сказать, интимное ядро личности, представления нравственные, религиозные, правовые и пр. С этой формой сознания связаны также и нервные проявления воли субъекта.

Наконец, высшей степенью сознания должно быть признано без сомнения, то состояние внутреннего мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью произвольно вводить в сферу сознания те или другие из бывших, прежде всего, в сознании представлений, с другой - может давать отчет о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы. Эта способность самопознания является всегда характернейшим признаком полного сознания; утрата же этой способности служит первым признаком начинающегося помрачения сознания.

В индивидуальном же сознании можно выделить несколько основных функций.

Во-первых, сознание идеально представляет в индивиде позиции людей, включенных вместе с ним в определенные общественные отношения.

Во-вторых, сознание позволяет  индивиду самому быть представителем этих отношений.

В-третьих, индивид благодаря  сознанию активно строит собственную  деятельность (это становится возможным  в связи с тем, что развиваются такие основные функции психики, как поиск и опробование, а также наличие идеального образа самой деятельности).

Остановимся на характеристике третьей функции сознания. Человек как общественное существо имеет много материальных и духовных нужд. Поиск и опробование средств их удовлетворения приводят индивида к построению образов объектов этих нужд, т.е. к возникновению потребностей в соответствующих предметах материальной и духовной культуры, которые побуждают субъекта к деятельности. Потребность вначале направлена на широкий и еще неопределенный круг предметов. Поиск и опробование конкретных предметов, соответствующих потребности, приводит к возникновению мотивов деятельности. В условиях общественной жизни индивид не может непосредственно получить требуемый мотивом предмет - его необходимо произвести. Этот предмет становится целью действия. При поиске и опробовании цели индивид определяет задачу, при решении которой он может произвести требуемый предмет. Для решения задачи индивид должен найти и опробовать соответствующее действие, которое затем нужно реально произвести, контролируя его выполнение волей, выраженной во внимании.

Наличие у индивида идеального образа его собственной деятельности позволяет ему рассматривать наедине с самим собой ее основания, изменять замыслы своих действий, проконтролировать свои намерения, желания и чувства, сформулировать высказывания, соответствующие конкретной ситуации. Поэтому идеальный образ деятельности можно назвать ее внутренним планом в отличие от внешнего плана, в котором деятельность реально осуществляется.

Формирование у человека функций сознания происходит таким  образом: вначале эти функции  включены в построение коллективной деятельности, а затем в измененном виде они начинают обеспечивать выполнение индивидуальной деятельности.

 

                             Теория сознания.

    Такой шаг был сделан в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Он состоял в том, что самосознание было понято как  «культурное» и «практическое» по своему генетическому происхождению и функционированию.

     Это утверждение  лучше всего пояснить на примере  такой психической функции, как  память. В классической психологии ( у Г.Эббингауза) память исследовалась  как отдельная функция,  как  натуральный объект, вещь, внутри  себя содержащая законы, по которым  она живет. У З.Фрейда память ( в его объяснениях процесса забывания) стала рассматриваться в контексте личной судьбы, как личное действие, разворачивающееся во внутрипсихическом пространстве и решающее какие-то смысловые проблемы жизни. У П.Жанэ, в его теории памяти как рассказа, как «реакции на отсутствие», память также понималась как действие, но разворачивающееся в социальном контексте и мотивированное этим контекстом  (необходимостью воспроизвести в рассказе некое социально-значимое событие). П. Жанэ и З .Фрейд как бы извлекли память из замкнутого мирка внутрипсихических функций классической психологии и вывели ее в виде человеческого действия в реальные жизненные контексты – социальный и биографический.

      Однако, радикальные преобразования понятия памяти совершились в культурно-исторической теории Л.С.Выготского,  который   добавил   к  предшествующим   еще один контекст рассмотрения – контекст культуры – и сумел произвести в понятии «высшей психической функции», относящемся и к памяти, синтез всех этих контекстов. Можно вспомнить еще раз вдохновленные Л.С.Выготским опыты А.Н.Леонтьева по изучению опосредствованной памяти [5], [6]. Во-первых, им предшествовал культурологический экскурс в историю, который был анализом функционирования культурных средств памяти. Использование средств запоминания стало центральным пунктом проводимых экспериментов. Во-вторых, социальный контекст  (взаимодействие экспериментатора и испытуемого) был интимным внутренним механизмом, порождающим исследуемый предмет – опосредствованное запоминание, а не просто внешним условием  «включсния» опыта и контроля результатов. В-третьих, память здесь изучалась в генетическом аспекте, но не в смысле естественного созревания, а в смысле искусственного построения. И последнее: память, понимаемая так же , как в теориях З.Фрейда и П.Жанэ, как действие, в отличие от этих теорий одновременно возвращала себе достоинство и облик психической функции, т.е. вновь «возвращалась» сознанию. Таким образом, в школе Л.С.Выготского память была понята как искусственное образование, порождаемое в социальном контексте совместной деятельностью двух людей с помощью культурных средств (знаков) и интериоризуемое, натурализуемое в биографическом контексте в новую «высшую» психическую функцию. Л.С.Выготский добавил к контекстам рассмотрения памяти – функциональному, биографическому и социальному – идею культурной опосредствованности, генезиса и интериоризации и сумел осуществить синтез всех этих представлений в понятии  «высшая психическая функция».

      На этом  примере отчетливо видно, что Л.С.Выготский создал теорию сознания, где оно было понято как феномен, которому внутренне присуще культура и практика. Ее можно было бы назвать не просто культурно-исторической, но и культурно-практической, т.к. один из основных смыслов слова «историческая» в принятом названии отражает идею генезиса сознания, но не естественного, а искусственного, производимого совместной деятельностью, опосредованной культурными средствами, т.е. практикой.

      Такое  понимание сознания в отличие  от классической психологии  сознания адекватно общей идее психотехники, поскольку изначально включает в свернутом виде всю молекулярную структуру этой идеи – «сознание – практика – культура».

 

                        Нарушение сознания.

Нарушения сознания относятся к наименее разработанным вопросам. Несмотря на то что во всех учебниках психиатрии описаны разнообразные формы нарушения сознания, определение этого понятия наталкивается на трудности. Происходит это потому, что понятие сознания в психиатрии не опирается на философскую и психологическую трактовку.

При некоторых психических  заболеваниях наблюдаются нарушения  сознания. Следует, однако, учитывать, что понятие сознания в психиатрии не совпадает с психологическим  содержанием. К таким нарушениям относят:

- «помраченное сознание»  (К. Ясперс): происходит дезориентация  во времени, пространстве, ситуации: отсутствует четкое восприятие  окружающего; в разной степени  бессвязность мышления; затруднены  воспоминания прошедших событий  и субъективно болезненных явлений;

- «оглушенное состояние  сознания» (при инфекциях, отравлениях,  мозговых травмах): резкое повышение  порога для внешних раздражителей; в результате сложная информация не осмысливается: человек реагирует – замедленно, безучастно; ориентация в окружающем мире неполная или отсутствует;

- делиризиозное помрачнение  сознания: нарушена ориентация в  окружающем мире; «наплывают» яркие  представления, обрывки воспоминаний; возникает ложная ориентировка  во времени и пространстве; случаются  галлюцинации, иллюзии, бредовые идеи;

- сновидное состояние  сознания: причудливая смесь отражения  реального мира и всплывающих  в сознании ярких чувственных  представлений фантастического  характера;

- сумеречное состояние  сознания: внезапно наступает отключение  сознания на непродолжительный срок;

- псевдодеменция: человек  на время забывает названия  предметов, дезориентирован, с  трудом воспринимает внешние  раздражители; поведение напоминает  детское;

- деперсонализация: отчуждение; собственные мысли и действия  воспринимаются как бы со стороны, нарушается и восприятие тела.

                         

Заключение.

Сознание - высшая форма  отражения действительного мира, свойственная только человеку. Сознание связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.

«Ядром» сознания, способом его существования является знание.

Формирование сознания связано с возникновением труда. “...Труд, — говорит Энгельс, — создал самого человека”

Осознанный опыт играет большую роль в определении нашего отношения к действию.

Сознание имеет многокомпонентную  структуру, но тем не менее оно - единое целое.

Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Сознание человека не представляет собой чего-то неизменного. В ходе исторического развития отдельные  психические процессы могут перестраиваться. Поэтому сознание нужно рассматривать  в его изменении и развитии, в его существенных зависимостях от образа жизни людей, которое определяется наличными общественными отношениями и местом, которое занимает данный человек в этих отношениях.

 Возникновение сознания  вне общества невозможно. Основным  условием возникновения и развития  сознания является соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.

В последние годы психологи  уделяют повышенное внимание проблеме сознания. Основной прогресс в данной области был достигнут благодаря  исследованиям психологических  процессов, протекающих в условиях отсутствия сознания. Одним из примеров является «слепое пятно», появляющееся в зрительном поле при повреждении затылочной доли коры, когда люди тем не менее могут неосознанно распознавать зрительные объекты. Подобные неосознаваемые процессы постоянно присутствуют в нашей жизни, когда мы, например, извлекаем из памяти информацию, не замечая этого. Еще одним распространенным примером неосознаваемых процессов являются автоматизмы. Эти явления доказали, что сознание действует как монитор, который позволяет нам подняться над привычными, шаблонными движениями, скорректировать наши действия в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Сознание как высшая ступень развития психики