Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:18, контрольная работа
Поразительный феномен жизни, самое удивительное сокровище мира – это мыслящий разум. Он принадлежит своему носителю – человеку, составляя неотъемлемое свойство его мозга. Вместе с тем с помощью разума человек «выходит» за пределы самого себя, за пределы своего внутреннего мира, проникает в прошлое и грядущее – в то, чего уже или еще нет, вторгаясь в дали космоса и глубины микромира, куда еще не может проникнуть физически.
1. Введение………………………………………………3 - 4
2. Понятие сознания в психологии…………………….4 - 5
3. Историческое развитие сознания у человека……....5 - 7
4. Развитие сознания…………………………………..7 - 10
5. Функция сознания…………………………………11 - 13
6. Теория сознания…………………………………...13 - 15
7. Нарушения сознания………………………………15 - 16
8. Заключение…………………………………………17 - 18
9. Список литературы……………………………………..19
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Ульяновская государственная сельскохозяйственная
академия
Кафедра: Права, психологии и педагогики
Контрольная работа
по психологии
на тему:
« Сознание как высшая ступень развития психики.»
Ульяновск, 2011 г.
План:
- Введение………………………………………………3 - 4
- Понятие сознания в психологии…………………….4 - 5
- Историческое развитие сознания у человека……....5 - 7
- Развитие сознания…………………………………..7 - 10
- Функция сознания…………………………………11 - 13
- Теория сознания…………………………………...13 - 15
- Нарушения сознания………………………………15 - 16
- Заключение…………………………………………17 - 18
9. Список литературы……………………………………..19
Введение.
Поразительный феномен жизни, самое удивительное сокровище мира – это мыслящий разум. Он принадлежит своему носителю – человеку, составляя неотъемлемое свойство его мозга. Вместе с тем с помощью разума человек «выходит» за пределы самого себя, за пределы своего внутреннего мира, проникает в прошлое и грядущее – в то, чего уже или еще нет, вторгаясь в дали космоса и глубины микромира, куда еще не может проникнуть физически. Разум мысленно рассекает все на составные части, обнаруживая перед человеком внутреннее содержание вещей. Управляя руками людей, разум творит мир культуры, мир очеловеченных вещей и процессов, в которых воплощена и опредмечена сила мысли.
С переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Животное в своем поведении не может выйти за пределы чувственного опыта и реагировать на абстрактное, в то время как человек легко усваивает абстрактный материал и реагирует не соответственно своему наглядному прошлому опыту, а соответственно этому отвлеченному. Он не только накапливает свой наглядный опыт, но и усваивает общечеловеческий опыт, сформулированный в системе отвлеченных понятий. Это способствует глубокому проникновению в сущность вещей и их отношений. Но ни одно явление сознания невозможно объяснить вне учета реального контекста жизни человека, который всегда включен в определенную систему социально-исторических отношений.
Фундаментальной особенностью человеческого сознания является переход за пределы наглядного, непосредственного опыта. Образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту.
Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но сам мозг человека и вообще его природные особенности- продукт исторического развития. В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положении об единстве строения и функций. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя; его психика формируется в процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического развития психики сознание человека заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам. Основной принцип развития- единство строения и функции- получает применительно к историческому развитию психики свое классическое выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека; он создал и его сознание.
Понятие сознания в психологии.
Сознание- это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Сознание- рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть сознание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, его психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических и идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных.
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, то есть готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Историческое развитие сознания у человека.
Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных, - сознание человека. Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа.
Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений – с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшийся характер деятельности человека и соответственно все углублявшийся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. так называемые проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи. Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие мозга создало новые возможности для развития его сознания. Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия на окружавшую его природу все новые ее стороны.
Развитие внешнего облика, самой природы человека шло в связи с развитием общественного труда, с развитием техники изготовления и применения орудий, с развитием общества. В процессе общественно-производственной деятельности людей, благодаря которой они изменяют окружающую их природу, изменяется и их собственная природа. Изменяется их природа – и физическая, и психическая. Словом из Homo neandertalensis формируется Homo sapiens – человек с теми морфологическими чертами, которые в основном характеризуют современных людей, и это уже подлинная история со сменой эпох, которые недаром обозначают как каменный, медный, бронзовый, железный век. За ними следуют уже исторические времена, определяемые датами, хронологией.
Развитие сознания.
Возникновение и развитие сознания человека является одной из самых сложных проблем, встававших перед исследователями, стремившимися осмыслить законы природы.
Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.
Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.
Признание активного, творческого
характера сознания является необходимым
требованием понимания
От рождения до зрелости человек проходит сложный путь психического развития. Существует большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтьевым.
Стадия новорожденности, которая длится до 2-х месяцев ребенка. Образ жизни ребенка мало отличается от внутриутробного периода: сон занимает 4/5 всего времени, внешняя активность сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище, ручные и переместительные движения отсутствуют. Однако уже на этой стадии начинается формирование поведения в виде простейших актов, а также формирование сферы ощущений. Развиваются ощущения со стороны губ, рта, щек; происходит развитие ориентировочных реакций (затихание при шепоте мамы). В 3-4 недели появляется реакция в виде оживления, которая проявляется в улыбке ребенка на разговор человека. У ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.
В раннем младенческом возрасте (2 – 6 месяцев) ребенок начинает оперировать предметами, начиная с попыток все схватить, ощупать с одновременной зрительной фиксацией – происходит формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.
Поздний младенческий возраст (6 – 14 месяцев) характеризуется первым осмысливанием предметов. В ходе установленного «предметного» контакта начинает формироваться речь ребенка. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Позже появляются жесты, обращенные к взрослому, чаще действия ребенка сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное. Появляется подражание взрослому. У ребенка появляется возможность овладения общественно выработанными способами действий. Большой палец руки при операциях противопоставляется остальным, что характерно только для человека. К концу периода ребенок начинает самостоятельно передвигаться.
Преддошкольный период характеризуется возникновением и первоначальным развитием человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формой сознательного отражения действительности. Малыш овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. В процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению. Продолжается подражание взрослым и начинается формирование основных функций мышления.
Информация о работе Сознание как высшая ступень развития психики