Сознание и самосознание, Я-концепция: содержание, структура, закономерности формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

Содержание

Вопрос 1. Сознание и самосознание, Я-концепция: содержание, структура, закономерности формирования………………………………………………….3
Вопрос 2. Содержание и задачи этнопедагогики……………………………..13
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

контрольная Никиты.docx

— 53.82 Кб (Скачать)

  2) ребенка как объект и субъект  воспитания (родное дитя, сирота, приемыш,  ровесники, друзья, чужие дети, детская  среда);

  3) функции воспитания (подготовка  к труду, формирование морально-волевых  черт характера, развитие ума,  забота о здоровье, привитие любви  к прекрасному);

  4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт,  искусство, религия, пример-идеал  (личности-символы, события-символы,  идеи-символы);

  5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и  упражнение, пожелание и благословение,  заклинание, клятва, просьба, совет,  намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок,  раскаяние, покаяние, проповедь,  завещание, запрет, угроза, проклятие,  брань, наказание, побои);

  6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки,  эпос, сказки, легенды, предания, мифы  и т.д.);

  7) организацию воспитания (трудовые  объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные  праздники).16

  Внутри  каждой из названных тем - большое  число вопросов и проблем, требующих  пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности  народной педагогики и культуры.

  Педагогическая  наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились  и не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у  народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука  не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить  их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе - и родителям  как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы немало зависит от умелого  использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.

  Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает  в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между  национальным и интернациональным  чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно  богаче нация.

  О характере народного воспитания интересное наблюдение сделано Антоном  Семеновичем Макаренко. По его мнению, оно осуществляется «как будто между  делом, как будто в боковых  параллельных процессах», к которым  относятся и трудовая деятельность народа, и обряды, и развлечения  во всех многообразных формах и различных  проявлениях. Это положение Макаренко  подтверждается народной педагогикой, в которой все окружающее, начиная  от солнца и сердца человеческого  и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей. Педагогические явления просматриваются  во всех сферах народной жизни, например, на свадьбе, на молодежных праздниках и даже на поминках, но более всего, конечно, в трудовой деятельности. Педагогика труда - величайшая из педагогик.

  Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа. Воспитание, не отвечающее этим требованиям, антинародно и может быть охарактеризовано как антивоспитание, ибо оно развращает человеческую личность.

  Средства  этнопедагогики:

  1.ПОСЛОВИЦЫ. В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

  Пословица - не старина, не прошлое, а живой  голос народа. В ней заключена  народная оценка жизни, наблюдения народного  ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как  этнопедагогических средств. Их запоминание  облегчается игрой слов, разными  созвучиями, рифмами, ритмикой, порой  весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они  содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах  воспитательного влияния, соответствующих  представлениям народа, дают оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе  цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями - педагогическими и т.д.

  В пословицах много материала практического  характера: житейские советы, пожелания  в труде, приветы и др. Наиболее распространенная форма пословиц - наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д.

  У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что  получило отражение и в пословицах. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как  чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности  за результат дела.

  2. ЗАГАДКИ. Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

  3. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен.

  Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и  воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в  том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному  и добру. Песней сопровождались все  события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь  людей проходила в песне, которая  наилучшим образом выражала этическую  и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл - это жизнь  человека от рождения до смерти.

  Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство  песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать. Подобные народные поэтические произведения интересны тем, что демонстрируют всеобщую любовь к детям. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т.е. так или иначе стимулируют самовоспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Колыбельная песня складывалась веками, в ней - самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет. 17

  До  сих пор бытуют педагогические представления, которые сегодня воспринимаются как устаревшие, как суеверия и  предрассудки, хотя нет достаточных  оснований для их однозначной  отрицательной оценки. В этнопедагогике находит подтверждение мысль  французского ученого А.Леруа-Гурана: «Народ является самим собою лишь благодаря своим пережиткам». Более  того, праздники, приметы, гадания и  другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным  средствам интенсификации духовной жизни личности. И могут быть в  той или иной степени востребованы современной педагогикой. Актуально  также изучение педагогической сущности новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников - эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику. 

 

   Список литературы

  1.Аршавский И.А.Основы возрастной периодизации. - М.: Наука,2008.- 308 с.

  2.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 2007.- 218 с.

  3.Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.- М.:ВЛАДОС, 1999.- 405 с.     

  4.Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 2004. – 312 с.

  5. Колядин А.П. Подходы к изучению "Я-концепции" в психологической науке. // Серия "Гуманитарные науки" № 1 (13), 2009.

  6. Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. И.П. Пидкасистого. - М.: 1996.- 398 с.

  7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. Вузов: В 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 576 с.: ил.

  8. Радугин А.Н.Психология и педагогика. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр,2002. - 256 с.

  9. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф.Педагогика: Учебное  пособие.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС ,1998.- 358 с.

  10. Харламов И.Ф. Педагогика. -М.: Гардарики, 1999. - 520 с.

  11. Г.В. Нездемковская ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ (sun.tsu.ru/mminfo/000063105/325/image/325-157.pdf)

  12.Материалы с русскоязычного сайта Википедия.ру (http://ru.wikipedia.org/wiki/Этнопедагогика)

Информация о работе Сознание и самосознание, Я-концепция: содержание, структура, закономерности формирования