Сознание и самосознание, Я-концепция: содержание, структура, закономерности формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

Содержание

Вопрос 1. Сознание и самосознание, Я-концепция: содержание, структура, закономерности формирования………………………………………………….3
Вопрос 2. Содержание и задачи этнопедагогики……………………………..13
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

контрольная Никиты.docx

— 53.82 Кб (Скачать)

  Оценочная составляющая. Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

  -)Соотнесение представлений о себе с "Идеальным я";

  -)Соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;

  -)Оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.

  Качества, которые мы приписываем собственной  личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и  некоторые другие данные, обладают достаточной неоспоримостью, но вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент.

  Иными словами, Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных  характеристик и связанных с  ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как  рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное  общей структурой их Я-концепции.7

  Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а  другие - началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется  недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той  или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсеместно  считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей  неполноценности. Ибо человеку свойственна  тенденция экстраполировать даже внешнюю  дефектность собственного Я на свою личность в целом.

  Даже  эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной  личности обычно содержат в себе скрытую  оценку. Скажем, такой малозначимый элемент Я-концепции, как местожительство может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с "престижностью" данного района в глазах определенной социальной группы.

  Задумавшись над любой из характеристик самоописания человек в каждой из них сможет обнаружить хотя бы легкий оценочный  оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания.

  Термины "образ Я" или "картина Я", которые нередко употребляются  в литературе как синонимы Я-концепции, недостаточно передают динамический, оценочный, эмоциональный характер представлений индивида о себе. Так, Куперсмит (1967) называет самооценкой  отношение индивида к себе, которое  складывается постепенно и приобретает  привычный характер; оно проявляется  как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. В общем смысле слова, самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг (1965); для него это - позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я. Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. 8

  Поведенческая составляющая. Кем бы мы себя не считали или не хотели считать, мы не можем игнорировать то, как мы на самом деле себя ведём, что нам на самом деле удаётся. Эта "объективная" часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции. 9

  Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся  совокупность их оценочных характеристик  и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные  показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь  разное значение, обусловленное общей  структурой их Я-концепции. Психология Я-концепции как одна из социально-психологических схем личности в теоретико-концептуальном плане в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии, символического интракцинизма и в незначительной степени психоанализа. Я-концепция - это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений.

  Данные  конкретных исследований убеждают нас  в том, что мотивационные и  установочные структуры являются для  человеческого Я поистине вездесущими. Поэтому мы можем с уверенностью фиксировать в Я-концепции не только ее когнитивную составляющую, но и эмоционально-оценочную и потенциальную поведенческую. Самые разнообразные источники дают нам основания для этого вывода. Итак, в данной работе рассматривали Я-концепцию как динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность.

  Как следует из такого определения, позитивную Я-концепцию можно приравнять к  позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие  себя, ощущение своей неполноценности.

  Эти термины используются как взаимозаменяемые во многих работах, посвященных Я-концепции. Логично употреблять их как синонимы, ибо все они обозначают представление  индивида о себе, содержащее элемент  оттенки - в интервале от безусловно позитивного до безусловно негативного  значений.

  В заключение добавим, что, несмотря на употребление термина "Я-концепция" в единственном числе, надо понимать множественность  охватываемых ею установок. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 2. Содержание  и задачи этнопедагогики.

  Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка  в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной  Человека. Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств и подходов этнопедагогики, несущих идею самореализующейся  творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной  творческой деятельности.10

  В России объективно все более возрастает интерес к этническим проблемам. От их решения во многом зависят  конструктивность национальной политики государства и, следовательно, ориентиры  обучения и воспитания подрастающих поколений. Этнопедагогические аспекты  — зона пересечения различных, нередко  полярных интересов. Государство заинтересовано, чтобы система образования была в известном смысле инструментом консолидации этнически разнородного населения. И эту важную задачу отчасти  призвана решать этнопедагогика, предметом  которой является такой сложный  социально-культурный феномен, как  народная педагогика.

  Первые  элементы этнопедагогического знания зародились в период образования  начальной этнической общности —  племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополняясь новыми элементами. Некоторые исследователи  не проводят четкой границы между  этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую, описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин "этнопедагогика".11

  Этнопедагогика  изучает процесс социального  взаимодействия и общественного  воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая  социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных  учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и  воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс  историко-культурного формирования личности.

  Этнопедагогику  можно, в общем, представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.12

  Народная  педагогика - не наука, но предмет науки  этнопедагогики. В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе  человечества, служит основой, на которой  возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем педагогическая наука не вытеснила из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и  народная педагогика вступили в сложные  взаимодействия друг с другом и взаимно  благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое  может быть названо педагогической культурой. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Тем  не менее она важнее всего для  педагогов, особенно - для воспитателей детских садов и учителей начальных  классов. 13

  Этнопедагогика  исследует педагогический опыт, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке  и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений  народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным  задачам воспитания. Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия  и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к  постоянной, естественной переработке  этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное  умирание неотделимо от вечного возрождения.

  Этнопедагогика  выясняет педагогические возможности  старых обычаев в современных  условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов  воспитательный опыт многих народов. Сравнительный  анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

  Предмет этнопедагогики включает следующие  проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов  мира и их значение и передаче нравственного  опыта подрастающим поколениям, загадки  как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные  игрушки и творчество детей; детская  и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов  мира как выдающиеся достижения материнской  поэзии, материнской школы и материнской  педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.14

  Общность  педагогических культур объясняется  многими факторами:

  а) общностью исторических условий  развития разных народов;

  б) общностью целей и интересов  народов всех стран, их общечеловеческими  духовно-нравственными ценностями;

  в) общностью основ народной психологии;

  г) общностью географических условий;

  д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов. 15

  Изучение  проблемы общности педагогических культур  убеждает в том, что во многих случаях  именно общность наилучшим образом  подчеркивает самобытность культур  разных народов. Поэтому конструктивен  только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая  великая, не может быть самодостаточной. Этнопедагогический обзор народов  России дает уникальную информацию о  великой стране, объединяющей более  ста наций и народностей. Веками находясь в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга  этнопедагогическими приобретениями.

  Итак, этнопедагогика изучает:

  1) основные педагогические понятия  народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

Информация о работе Сознание и самосознание, Я-концепция: содержание, структура, закономерности формирования