Современные подходы к управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:33, реферат

Описание работы

Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
История……………………………………………………………………………..4
Основные подходы………………………………………………………………...5
Подходы к управлению различных школ………………………………………..6
Процессный подход в управлении……………………………………………....10
Системные принципы в управлении…………………………………………….13
Ситуационный подход…………………………………………………………....14
Современный этап развития управленческой мысли…………………………..16
Заключение…………………………………………………………...……………19
Список использованной литературы…………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

психология управления.docx

— 132.75 Кб (Скачать)

    Одним из важных следствий динамичного  взаимодействия внутренних и внешних  факторов является то, что руководителю трудно определить какой метод является заведомо «правильным». «Макдоналдс», использовавший процедуру сборочного конвейера в приготовлении пищи, являющуюся чрезвычайно эффективной, обеспечил стандартное качество продукции и высокую производительность труда. Однако, по своей сути этот метод  ничем не лучше традиционных методов  дорогих ресторанов. Такие рестораны  не могут производить по тысячи гамбургеров  в день, но и «Макдоналдс» не сможет безупречно приготовить фирменное  блюдо таких ресторанов. Если руководство  дорогого ресторана решит применять  унифицированные машины и концентраты  для приготовления своих блюд, оно конечно снизит затраты и  повысит производительность. Однако, цель дорогих ресторанов — готовить и подавать еду самого высокого качества — уже не будет достигнута.

    Большинство управленческих решений имеют как  положительные, так и отрицательные  последствия. Эффективное управление — это сложный акт балансирования, предполагающий заведомые потери, когда  это необходимо для достижения основной цели. Например, руководитель практически  не может отобрать только самых способных, самых опытных людей для работы в своей организации. Руководитель не может всегда обращаться с людьми, как этого им хочется. Можно предположить, что единственной важной причиной успеха предприятий «Макдоналдс» является то, что руководство корпорации так  спроектировало процесс производства гамбургеров и жареного картофеля, что он может быть реализован с  неизменным качеством даже низкоквалифицированными  работниками. Для того, чтобы метод «Макдоналдса» позволил ему достичь успеха, менеджеры ресторанов должны быть уверены, что каждый работник будет в точности исполнять всю предписанную технологию. «Макдоналдс» специально нанимает молодых неопытных людей, так как они лучшим образом подходят для его метода «сборочной линии», чем люди, имеющие опыт работы в ресторанах. Это имеет и отрицательные последствия — такие, как высокий уровень текучести, риск упустить людей, имеющих талант и способности стать хорошими руководителями, способными подняться по этой лестнице до самого верха. Но, оценивая ситуацию в целом, следует отметить, что положительные последствия перевешивают отрицательные.

    Задача  ситуационного подхода — связать  конкретные приемы и концепции управления с определенными конкретными  ситуациями для того, чтобы достичь  целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется  на ситуационных различиях между  организациями и внутри самих  организаций. Он пытается определить значимые (релевантные) переменные ситуации, и  как они влияют на эффективность  организации.

    Теория  ситуационного подхода опирается  на четыре основных концепции.

  1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
  2. Каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения данной методики или концепции. Например, предложение увеличить зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение мотивации на какое-то время. Но, сравнивая рост затрат с полученными выгодами, можно прийти к выводу, что такой прием может разорить организацию.
  3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
  4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в существующих условиях внешней и внутренней среды организации.

 

    Современный этап развития управленческой мысли 

    На  современном этапе развития управленческой мысли идет поиск более совершенной  модели управления, направленной на повышение  адаптивных возможностей организации  и приспособление к быстро меняющимся условиям внешней среды. Одним из перспективных направлений трансформации  является гуманизация и усиление социальной составляющей управленческой мысли, что предусматривает решительное смещение акцентов в управлении с технологических и технократических подходов на развитие интеллектуального потенциала работника, на управление поведением человека в организации и формирование эффективной мотивационной среды. Общая тенденция в развитии управления такова, что автократическая и экономическая модели управления, применяемые в чистом виде, всё чаще дают сбои, а то и просто не "работают". Эти модели поэлементно и системно насыщаются и вытесняются более прогрессивными моделями управления, основанными на человекоцентристской идеологиии. Концепцию перехода от жесткой модели к более эффективной мягкой модели предложена У.Оучи и описана в его книге, которая в оригинале называется "Теория Z".

    Продолжает  оставаться популярной и далеко не исчерпавшей своих возможностей концепция "7-S", предложенная Т.Питерсом и Р.Уотерменом в книге "В поисках  эффективного управления". Она является продолжением и развитием системного подхода в управлении. Авторы обследовали 62 крупные американские корпорации, которые по самым строгим критериям  были отнесены к передовым, и пришли к утешительному для себя выводу: за образцами эффективного управления совсем не обязательно ехать в  Японию, они есть и в Америке. По их мнению, выявление общих для  них всех черт и признаков даст в совокупности искомую модель эффективного управления. Лучшие американские компании, как выяснилось, обладают следующими характерными чертами:

    ориентация  на энергичное и быстрое действие;

    постоянный  контакт с потребителем;

    предоставление  людям определенной автономии, поощрение  их предприимчивости;

    рассмотрение  людей как главного источника  повышения производительности труда  и эффективности производства;

    связь с жизнью, усиленный акцент на одну (или несколько) имеющую ключевое значение ценность данного бизнеса;

    ограничение своей деятельности лишь тем, что  знаешь и умеешь лучше всего;

    простота  форм управления, немногочисленность управленческого штата;

    одновременное сочетание в управлении свободы  в одном и жесткости в другом.

    В предложенной авторами модели отчетливо  просматривается не только принцип  системности, но и адаптивности. Это  заложено как в стратегических ценностных установках, так и в гибкой организационной  структуре, способной чрезвычайно  изобретательно и адекватно реагировать  на любые изменения в окружающей среде. Принцип "мягкое - жестко" заложен  в организационной структуре, состоящей из семи взаимосвязанных переменных управленческих блоков (7-S) - structure (структура), strategy (стратегия), systems (системы и процедуры социальной технологии), shared values (совместные, то есть разделяемые всеми ценностные установки, культура), skills (сумма навыков и умений), style (стиль руководства), staff (состав работников). Все блоки сбалансированы и гармонизированы в качественном и количественном отношении. Перемены в одном из них требуют соответствующих изменений в других. Основная функция управления состоит в том, чтобы своевременно выявить необходимость перемен и должным образом их осуществить.

    В условиях динамично происходящих и  зачастую малопредсказуемых перемен  особенно важным является ситуационный подход к управлению. Его суть состоит  в том, что в зависимости от реально сложившейся ситуации управленческие технологии реализуются по-разному. Специфика и уровень эффективности  управления в данном случае определяется тем, насколько правильно оценена  ситуация, правильно ли выбрана "домашняя заготовка" для решения возникшей  задачи, правильно ли выбрана совокупность управленческих приемов и методов  с учетом всех положительных и  отрицательных факторов. Ситуационный подход, хотя и ориентируется на конкретную ситуацию, обусловленную  набором обстоятельств, влияющих на организацию в данное конкретное время, опирается на практическое применение теории систем, поскольку должен принимать  в расчет всю гамму внутренних и внешних переменных факторов. К  ситуационному управлению вплотную примыкает разработанный финскими специалистами модель управления по результатам, изложенная в книге "Управление по результатам".

    События, происходящие в экономической и  общественной жизни, часто предстают  перед руководителями, не говоря уже  о рядовых работниках, как непонятные, неконтролируемые и непредсказуемые. Управленческие кризисы за последнее  время возникают значительно  чаще и их последствия оказываются  гораздо более пагубными, чем  это можно было бы ожидать. Всё  это потребовало внесения определенных корректив в теорию и практику управления. За последние годы сформировалось и развивается новое направление  научного поиска, опирающееся на "теорию хаоса", на синергетическое знание. Ориентация на это направление - одна из важнейших тенденций развития современной управленческой мысли. И многие руководители уже начали понимать, что социальные и экономические  процессы далеко не всегда идут по линейному, строго прогнозируемому пути. Также  далеко не всегда, особенно в начале процесса, можно сопоставить значимость фактора воздействия на систему, степень его влияния и масштабы возможных последствий.

    По "теории хаоса", некоторые даже мельчайшие изменения могут привести к радикальным изменениям в состоянии  и качественной трансформации системы. Задача управленца состоит в том, чтобы "вычислять" такие изменения -"возмутители" и находить приемлемый способ направлять развитие процесса в нужное русло. Таких "возмутителей" может быть несколько и составлять определенный спектр. Изменения во внешней среде и в системе неизбежно приводят к изменению спектра этих "возмутителей" и соответственно к изменению степени потенциала влияния каждого из них и возможных путей движения системы в будущее. Прогнозирование поведения сложных систем в нелинейных процессах носит не абсолютный, а вероятностный характер. Тем не менее правильно выбранное направление прогнозирования может существенно снизить риск ошибки при принятии управленческого решения. А цена ошибки при управлении сложными системами, как правило, очень высока.

    Помимо  уже упомянутых, можно назвать  следующие важные тенденции развития управления на современном этапе: формирование способности организации к постоянному  обновлению и приспособлению к меняющимся условиям; возрастание значимости управления интеллектуальным капиталом (человеческими  и рыночными активами, интеллектуальной собственностью, инфраструктурными  активами); увеличение доли интеллектуальной составляющей в производимых товарах  и услугах, в экономических, коммерческих и маркетинговых операциях; экономическая  глобализация и необходимость учета  этого фактора при формировании стратегий устойчивого развития организаций; развитие системы управления виртуальными организациями; формирование и развитие новых специальных  видов менеджмента; увеличение спектра  стратегического управления на общем  управленческом поле; качественное совершенствование  информационной и коммуникационной базы управления, организация мониторинга  управленческих процессов; расширение сферы практического применения современных видов управленческого  анализа (SWOT, PEST, SNW, корреляционно-регрессионного, нелинейного, факторного и др.); развитие и расширение сферы практического  применения концепции всеобщего  менеджмента качества (TQM); активная модернизация культуры организации  с учетом новых требований; повышение  интереса к историческим корням отечественных  управленческих традиций, опыта и  культуры.

 

Заключение 

    Не  существует никаких универсальных  приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые  помогают руководителям повысить вероятность  эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в наше понимание  управления и организации.

    К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад  в развитие теории и практики управления.

          Подход с позиций  выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается  с четырех различных точек  зрения.

          Процессный подход – рассматривает управление как  непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций.

          В системном подходе  подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как  совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы  на достижение различных целей в  условиях меняющейся внешней среды.

Информация о работе Современные подходы к управленческой мысли